Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемКлара Шушунова
1 ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ «Проектирование образовательного процесса. Ежедневная организация жизни и деятельности детей» 1
2 В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования Появились значимые нормативные документы, определяющие новые приоритеты развития дошкольного образования: ФГТ к структуре ООП ДО; ФГТ к условиям реализации ООП ДО; СанПиН и изменения к ним; На стадии рассмотрения новый федеральный законопроект «Об образовании в РФ» 2
3 ПОЧЕМУ было необходимо определенным образом стандартизировать содержание дошкольного образования, в каком бы образовательном учреждении ребенок его не получал? Причины введения ФГТ 1 Вариативность дошкольного образования 2 Преобладание занятий как основной формы обучения детей 3 Дисбаланс образователь- ной нагрузки по основным линиям развития ребенка 3
4 Почему не был утвержден стандарт дошкольного образования? Специфика дошкольного образования такова, что достижения детей дошкольного возраста определяются не суммой конкретных ЗУНов, а совокупностью личностных качеств ребёнка а) Поэтому неправомерно предъявлять жесткие требования к результатам, что присутствует в стандарте начального общего образования б) Поэтому разработали ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации в) Разработчики ФГТ предлагают вместо требования к результатам освоения основных образовательных программ - раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования» 4
5 Системообразующий компонент Федеральных государственных требований Результат освоения основной общеобразовательной программы: физические, интеллектуальные, личностные качества ребенка, которые позволят ему быть успешным в дальнейшем обучении в школе. Социальный портрет ребенка (9 интегративных качеств) Физически развитый; Любознательный; Активный; Эмоционально отзывчивый; Овладевший средствами общения; Способный управлять своим поведением; Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы) адекватные возрасту; Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе; Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности, овладевший необходимыми умениями и навыками. 5
6 Основная общеобразовательная программа – это модель организации образовательного процесса в ДОУ. Содержание ООП включает совокупность образовательных областей по основным направлениям развития ребенка «Образовательная область» – структурно- смысловая единица содержания дошкольного образования, определяющая адекватные дошкольному возрасту сферы образовательной деятельности детей. 6
7 Основные направления развития детей и образовательные области Физическое развитие Познавательно- речевое развитие Художественно- эстетическое развитие Социально- личностное развитие Физическая культура Здоровье Художественное творчество Коммуникация Музыка Чтение художественной литературы Познание Социализация Труд Безопасность 7
8 Образовательный процесс ДОУ – это системный, целостный, развивающийся во времени и в рамках определенной системы, целенаправленный процесс взаимодействия взрослых и детей, носящий личностно- ориентированный характер, направленный на достижение социально-значимых результатов, призванный привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников. Образовательный процесс должен : Сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости; Соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности; Обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей. 8
9 Три модели организации образовательного процесса Учебная модельКомплексно-тематическая модель Предметно-средовая модель Принцип – раздельных учебных методик. Позиция взрослого – учительская. Образовательная среда – методики. Предметная среда – «учебные пособия». Образовательный процесс – школьно- урочная форма. «+» – разработано много конспектов. «+» – технологична для воспитателя. Принцип – тематического планирования. Позиция взрослого – приближенная к партнерской. Образовательная среда – более творческая. Образовательный процесс – реализация темы в разных видах детской деятельности. «-» - тематическая узость. «-» – поглощение темой всего ОП, заслонение других значимых явлений. «-» - скорее расширение представлений ребенка об окружающим мире, чем его развитие. Принцип – предметности. Позиция взрослого – организатор предметных сред; подбирает развивающий материал, провоцирует пробы и фиксирует ошибки ребенка. Образовательная среда – ограничение только предметным материалом. Образовательный процесс – ставка на саморазвитие ребенка. «-» – утрата систематичности ОП. «-» – сужение культурных горизонтов дошкольника. «+» - технологична. «+» - не требует творческих усилий от педагога. 9
10 Модель организации ОП (в соответствии с ФГТ) Совместная деятельность взрослого и детей Самостоя- тельная деятель- ность детей Непосредст- венно образовательная деятельность Основные формы: игра, наблюдение, экспериментирова ние, разговор, решение проблемных ситуаций, проектная деятельность и др. Решение образователь ных задач в ходе режимных моментов Разнообраз- ная, гибко меняющаяся предметно- развиваю- щая и игровая среда Модель организации ОП (до введения ФГТ) Учебный блокСовместная деятельность взрослого и детей Самостоя- тельная деятельность детей Основная форма – проведение занятий (в соответствии с расписанием, на которых решались образовательные задачи, сформулиро- ванные в комплексных программах по разделам - методикам) Режимные моменты, в ходе которых осуществляется решение образовательных задач и формирование у детей навыков и умений в ходе режимных моментов в рамках совместной деятельности взрослого и детей (утренний прием, прогулка, подготовка ко сну, питание и др.) Предметно- развивающую и игровую среду создает педагог (уголки, зоны и др.); закрепление полученных детьми знаний и умений в индивидуаль- ной работе и самостоятель ной деятельности. 10
11 Принципиальные отличия модели организации образовательного процесса в соответствии с ФГТ от «старой» модели Исключение учебного блока (но не процесса обучения!); увеличение объема блока совместной деятельности взрослого и детей, в который, входит уже не только образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, но и непосредственно образовательная деятельность, не связанная с одновременным проведением режимных моментов; изменение содержания понятия совместная деятельность взрослого и детей с учетом ее сущностных (а не формальных) признаков; изменение объема и содержания понятия непосредственно образовательная деятельность. 11
12 Вывод: образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности; в ходе режимных моментов; в процессе самостоятельной деятельности детей; при взаимодействии с семьями детей по реализации основной образовательной программы ДОУ. 12
13 Совместная деятельность - это деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы организации работы с воспитанниками. Совместная деятельность возможна: - общая мотивация; - общая цель; - единое пространство взаимодействия участников; - разделение единого процесса на связанные действия; - взаимодействие между участниками (взаимосвязи, взаимозависимости); - последовательность действий в соответствии с целью; - необходимость в управлении процессом (управленческая деятельность); - наличие единого результата. 13
14 «Самостоятельная деятельность детей» - 1)свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально; 2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.). 14
15 Останутся ли ЗАНЯТИЯ в системе дошкольного образования? Занятие – занимательное дело, основанное на одной из специфических детских деятельностей (или нескольких таких деятельностях – интеграции различных детских деятельностей), осуществляемых совместно со взрослым, и направлено на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей (интеграция содержания образовательных областей). ЗАНЯТИЕ как дидактическая форма учебной деятельности возможно только в старшем дошкольном возрасте. 15
16 Непосредственно образовательная деятельность в ДОУ 1.Чем отличаются занятия от непосредственно образовательной деятельности? 2.Каковы составляющие образовательного процесса в ДОУ? 3.Как индивидуализировать виды деятельности с учетом разного темпа и уровня развития детей даже в одновозрастной группе? СанПиН "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от (далее - СанПиН ) СанПиН «Изменение 1 к СанПиН «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», утв. постановлением Главного гос ударственного санитарного врача Российской Федерации от
17 В чем отличие «занятий» от «непосредственно образовательной деятельности»? Прежде всего в обновлении структуры и форм организации всего образовательного процесса, в его индивидуализации, изменении позиции воспитателя (взрослого) по отношению к детям. 17
18 Основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми (Н.А. Короткова) включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми; добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения); свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства); открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе). Основной формой и ведущим видом деятельности является игра и родственные ей виды деятельности. 18
19 Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы. 19
20 Организация образовательной деятельности Образовательная деятельность Коммуникативная «Коммуникация» Познавательно- Исследовательская «Познание» Продуктивная «Художественное творчество» Игровая «Социализация» Музыкально- художественная «Музыка» Двигательная «Физическая культура» Трудовая «Труд» Восприятие художественной литературы «Чтение художественной литературы 20 «Здоровье» «Безопасность»
21 Сочетание видов детской деятельности и форм работы Детская деятельность Примеры форм работы ДвигательнаяПодвижные дидактические игры; подвижные игры с правилами; игровые упражнения; соревнования; игровые ситуации; досуг; ритмика; аэробика, детский фитнес; спортивные игры и упражнения; аттракционы; спортивные праздники; гимнастика (утренняя и пробуждение); организация плавания. ИгроваяСюжетные игры; игры с правилами; создание игровой ситуации по режимным моментам, с использованием литературного произведения; игры с речевым сопровождением; пальчиковые игры; театрализованные игры. ПродуктивнаяМастерская по изготовлению продуктов детского творчества; реализация проектов; создание творческой группы; детский дизайн; опытно-экспериментальная деятельность; выставки; мини-музеи. КоммуникативнаяБеседа, ситуативный разговор; речевая ситуация; составление, отгадывание загадок; игры (сюжетные, с правилами, театрализованные); игровые ситуации; этюды и постановки; логоритмика. ТрудоваяСовместные действия; дежурство; поручение; задание; самообслуживание; экскурсия Познавательно- исследовательская Наблюдение; экскурсии; решение проблемных ситуаций; экспериментирование; коллекционирование; моделирование; реализация проекта; игры (сюжетные, с правилами); исследование; интеллектуальные игры (головоломки, викторины, задачи- шутки, ребусы, кроссворды, шарады); мини-музеи; конструирование; увлечения. Музыкально- художественная Слушание; исполнение; импровизация; экспериментирование; музыкально- дидактические игры Чтение художественной литературы Чтение; обсуждение; разучивание; заучивание, рассказывание; беседа; театрализованная деятельность; самостоятельная художественная речевая деятельность; викторина; КВН; Вопросы и ответы; презентация книжек; выставки в книжном уголке; литературные праздники, досуг. 21
22 Деятельностный подход Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое превращение окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. Алексей Николаевич Леонтьев Деятельность – активное отношение к окружающей действительности, выражающееся в воздействии на нее. Складывается из действий. Деятельность – система действий человека, направленная на достижение определенной цели (словарь-справочник воспитателя) 22
23 Согласно теории Л.С. Выготского и его последователей, процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием. Специфика дошкольного образования, помимо многих других особенностей, заключается в том, что процесс обучения является, по сути, процессом усвоения в других видах деятельности (под словом «других» Эльконин имеет в виду не учебной). Деятельностный подход 23
24 Деятельностный подход Основной результат – развитие личности ребенка через разные виды деятельности Вектор смещения акцентов в ФГТ Чему учить?обновлениесодержания Ради чего учить?ценностиобразования Как учить?обновлениесредствобучения 24
25 Схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослым, затем в совместной деятельности со сверстниками и становится самодеятельностью. Лесенка «Успеха» (Освоение деятельности (А.А. Люблинская) 4 ступенька, творчество (духовное познание себя) Воспитатель – «Очарованный зритель» Дети – «Артисты» 3 ступенька, самостоятельность, собственная познавательная деятельность Воспитатель – дирижер Дети – «Заботливые исполнители» 2 ступенька, воспроизводство под руководством наставника, «любознательность» «Вкусные собеседники» Ребенку хочется быть рядом с воспитателем 1 ступенька - этап узнавания, «любопытство» Воспитатель – «Артист» Дети – «Очарованные зрители» 25
26 В рамках деятельностного подхода перед педагогом стоят следующие задачи: Создать условия для того, чтобы сделать процесс приобретения знаний ребенком мотивированным; Учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения; Помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. «Золотые правила» деятельностного подхода Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса; Веди ребенка от собственного опыта к общественному; Будь не «НАД», а «РЯДОМ»; Радуйся вопросу, но отвечать не спеши; Учи анализировать каждый этап работы; Критикуя, стимулируй активность ребенка. 26
27 Образовательный процесс Общий объем образовательной нагрузки определяется дошкольным образовательным учреждением самостоятельно с учетом: действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН); федеральных государственных требований в сфере дошкольного образования; типа и вида учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования, наличия приоритетных направлений образовательной деятельности; рекомендаций примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования; специфики условий (климатических, демографических, национально-культурных и др.) осуществления образовательного процесса. 27
28 При планировании и составлении расписания непосредственно образовательной деятельности необходимо учитывать следующее: общий объем непосредственно образовательной деятельности в неделю; продолжительность периодов непрерывной непосредственно образовательной деятельности; количество периодов непрерывной непосредственно образовательной деятельности в течение дня; распределение периодов непрерывной непосредственно образовательной деятельности в течение дня (в первую и во вторую половину); перерывы между периодами непрерывной непосредственно образовательной деятельности. 28
29 Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности «Режим дня» является главным документом, в котором отражается многообразие форм взаимодействия взрослых с детьми и самостоятельная деятельность воспитанников. Необходимым условием, обеспечивающим укрепление здоровья детей, является организация правильного режима дня. Главный принцип построения правильного режима - его соответствие возрастным психофизическим особенностям ребенка. 29
30 Правильно построенный режим предполагает оптимальное соотношение периодов бодрствования и сна детей в течение суток, целесообразное чередование различных видов деятельности и отдыха в процессе бодрствования: определенную продолжительность непосредственно- образовательной деятельности, труда и рациональное сочетание их с отдыхом; регулярное питание; полноценный сон; достаточное пребывание детей на воздухе. 30
31 Режим дня должен быть вариативным, или гибким, учитывая возможные ситуации: плохую погоду, карантины, периоды повышенной заболеваемости (увеличивается общая продолжительность пребывания детей на свежем воздухе, предусматривается время для проведения специальных лечебно-профилактических мероприятий, уменьшается объем непосредственно образовательной деятельности с повышенными физическими и интеллектуальными нагрузками). Преобразовывая режим дня в гибкий, педагог каждой группы должен помнить о том, что основные компоненты режима (дневной сон, бодрствование, интервалы между приемами пищи, ночной сон и общее время прогулок) должны оставаться неизменными. ПРИМЕРНЫЙ ВАРИАНТ ГИБКОГО РЕЖИМА РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ 31
32 Оптимальный режим и его принципы : понедельник и пятница не должны быть физически и интеллектуально загружены; необходимо обеспечить ребенку «легкое» вхождение в рабочую неделю и состояние удовлетворенности от пребывания в детском саду в конце недели; каждый день должен отличаться от предыдущего по характеру игровой и образовательной деятельностей, по месту и форме и организации; должно быть предусмотрено время для индивидуальных контактов каждого педагога с детьми на основе неформального общения; учитывается время для совместных игр взрослых с детьми, причем инициатива должна принадлежать воспитанникам, а педагогам следует ее всячески поощрять; должно быть предусмотрено время для профилактических мероприятий, релаксационных, музыкальных пауз и психотренингов. 32
33 Особое место в режиме дня занимают: утренняя гимнастика; гимнастика после сна; физкультминутки в процессе непосредственно образовательной деятельности и в перерывах между разными видами организованной образовательной деятельности; досуги и праздники; индивидуальная работа с воспитанниками; самостоятельная деятельность детей. Кроме этого надо учитывать такую составляющую двигательного режима, как подвижные игры - одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 33
34 Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса Планирование – это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов. От того, насколько продумано, грамотно осуществлено планирование, зависит эффективность образовательного процесса в целом. Существует несколько важных условий, которые необходимо соблюдать при планировании: объективная оценка уровня своей работы в момент планирования; выделение целей и задач планирования на определенный период работы, соотнесение их с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования, по которой организуется воспитательно-образовательный процесс, возрастным составом группы детей и приоритетными направлениями образовательного процесса в ДОУ; четкое представление результатов работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода; выбор оптимальных путей, средств, методов, помогающих добиться поставленных целей, а значит получить планируемый результат. 34
35 План воспитательно-образовательной работы с детьми должен отвечать определенным требованиям: основываться на принципе развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка; на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы; обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования воспитанников, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста; планируемое содержание и формы организации детей должны соответствовать возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики. 35
36 Тематическое планирование - это планирование в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования по всем направлениям развития ребенка и образовательным областям. Выбирается тема, рассчитанная на 2-6 недель; Все формы образовательной работы продолжают выбранную тему; Для родителей предлагаются краткие рекомендации по организации совместной детско-взрослой деятельности в домашних условиях; Каждая тема заканчивается проведением итогового мероприятия (выставка, праздник, спортивное развлечение, сюжетно-ролевая игра, спектакль и т.д.). 36
37 Перспективный план – составляется на квартал или на год (допустима коррекция в ходе работы в плане данного вида). Календарно-тематический план– структурирует содержание образовательного процесса. Календарный план – предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих форм их организации на каждый день. (ВАРИАНТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ) 37
38 Алгоритм планирования и отслеживания результатов Шаг первый - выбор основы для построения тематического календаря. Это может быть планирование в соответствии с лексическими темами, повторяющимися из года в год ("Времена года", 'Труд взрослых", "Безопасность на дорогах", "Новый год", "Москва", "Дом и семья" и т. д.). Или планирование на основе празднично-событийного цикла, основу которого составляют важные события в жизни детско- взрослого коллектива (День знаний, День рождения города, Осенняя ярмарка, Праздник фонариков, Новый год, День рождения группы, Мы путешествуем и т. д.). Шаг второй - распределение тематики на учебный год с указанием временных интервалов. 38
39 Темообразующие факторы, предложенные Н.А. Коротковой первый фактор – реальные события, происходящие в окружающем и вызывающие интерес детей; второй фактор – воображаемые события, описываемые в художественном произведении, которое воспитатель читает детям; третий фактор – события, специально смоделированные воспитателем исходя из развивающих задач; четвертый фактор – события, происходящие в жизни возрастной группы, заражающие детей и приводящие к сохранению на какое-то время интересов, источником которых служат, как правило, средства массовой коммуникации и игрушечная индустрия. 39
40 Реализация комплексно-тематического планирования в программах: Вариативная программа «Золотой ключик» - событийный принцип (все участники включаются в большую игру с сюжетной линией определенной тематики); Вариативная программа «Сообщество» – реализация ряда проектов (каждый проект – это тема, которой объединены все виды деятельности детей); Вариативная программа «Радуга» - сезонность, праздники, юбилейные даты, традиции; Примерная ООП ДО «Успех» – примерный календарь праздников 40
41 Алгоритм действия педагога в планировании тематической недели выделение из программы и формулирование педагогической цели недели, задач развития ребенка (детей); отбор педагогического содержания (из разных образовательных областей); выделение события недели, основной формы организации детско-взрослой деятельности; формулировка индивидуальных обучающих, развивающих задач для каждого ребенка и группы в целом; отбор методов и приемов работы с детьми и с каждым ребенком в отдельности; практическое планирование педагогической деятельности на каждый день в течение тематической недели; продумывание и организация процесса обсуждения результатов проживания с детьми события недели, при этом важно подчеркнуть роль каждого ребенка в его подготовке и проведении; фиксация результатов освоения детьми образовательных задач. 41
42 Эффективность комплексно- тематического планирования С позиции старшего воспитателя оно позволяет систематизировать образовательный процесс в ДОУ и объединить усилия всех педагогов и специалистов, не упустив в течение года ни одной педагогической задачи. С позиции воспитателя такой подход придает системность и последовательность в реализации программных задач по разным образовательным областям знаний, создается ситуация, когда у ребенка задействованы все органы чувств, а следовательно, лучше усваивается материал. 42
43 Задача педагога - спланировать образовательный процесс таким образом, чтобы вместе с воспитанником полноценно прожить все его этапы: подготовку проведение, обсуждение итогов. При этом важно, чтобы у ребенка остались положительные эмоциональные переживания и воспоминания. 43
44 Практическая работа «Календарно-тематическое планирование» Задачи: Развивать, обогащать, закреплять, способствовать, формировать, приобщать, знакомить, воспитывать, расширять, закреплять, обеспечивать… 44
45 Комплексно-тематический план 1.Тема (общая) 2.Тема (с учетом возрастных особенностей) 3.Сроки реализации (период) – 1-2 неделя марта 4.Итоговое мероприятие(я) 5.Дата проведения (заполнять по факту проведения) 6.Задачи: воспитательные, обучающие, развивающие (под тему на 1- 2 недели, что хочет достичь воспитатель этой темой, не глобальные задачи, адекватные возрасту) 7.Планируемый результат (см. интегративные качества – показатели всегда соотносим с задачей) Всегда должен быть показатель «Безопасность» и «Познание » 45
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.