Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемЗинаида Шелепугина
1 Подготовила социальный педагог МБОУСОШ 7 г. Тулы Белякова Анна Сергеевна
2 Субкультура (лат. sub под и cultura культура; подкультура) понятие (термин) в социологии, антропологии и культурологии обозначающий часть культуры общества, отличающейся своим поведением (положительным или отрицательным) от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры.лат.понятиетерминсоциологииантропологиикультурологиикультурыотличающейся своим поведениемсоциальные группы
3 В 1950 году американский социолог Дэвид Риcмен в своих исследованиях вывел понятие субкультуры как группы людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством. Более тщательный анализ явления и понятия субкультуры провёл британский социолог и медиавед Дик Хэбдидж (англ.)русск. своей книге «Субкультура: значение стиля». По его мнению, субкультуры привлекают людей со схожими вкусами, которых не удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности.Дэвид РиcменмедиаведДик Хэбдиджрусск. Французский социолог Мишель Мафессоли в своих трудах использовал понятие «городские племена» для обозначения молодёжных субкультур. Российский орнитолог Виктор Дольник в книге «Непослушное дитя биосферы» использовал понятие «клубы».Мишель МафессолиорнитологВиктор ДольникНепослушное дитя биосферы В СССР для обозначения членов молодёжных субкультур использовался термин «Неформальные объединения молодёжи», отсюда жаргонное слово «неформалы». Иногда для обозначения субкультурного сообщества используется жаргонное слово «тусовка».неформалытусовка
4 Субкультуры, как и любое культурное явление возникли не в культурном вакууме, а в культурно насыщенной среде. Общество 20-го века перенасыщено различными идеями, философскими течениями и другими культурологическими элементами. Поэтому нельзя говорить что субкультуры изолированы и антогонистичны масс-культуре, они имеют сложные отношения, как с масс-культурой, так и с другими субкультурами. Родственные связи между культурами позволяют проследить движение народов, изменения языка и технологическое развитие человека. Родственные связи между субкультурами также помогают следить за изменением взглядов и развитием в 20-м веке. Пожалуй самым ярким примером родственных субкультур является панк и ее потомки: готы и другие.
5 Современное общество предлагает взрослеющим юношам и девушкам огромный набор сообществ на все вкусы и для любых стратегий социализации. В том числе это неформальные субкультуры, которые все желающие могут выбрать согласно своим интересам, стилистическим предпочтениям, личностным характеристикам, жизненным планам. Прохождение через такие сообщества занимает примерно десять лет (с 15 до 25-ти) и является периодом комплексной социализации.
6 Упрощенный вариант объяснения, что такое субкультура: компания по интересам Классический перечень возникновения субкультур -Невозможность самореализации в кругу семьи, в школе или формальных организациях. -Отсутствие взаимопонимания и расхождение во взглядах со взрослыми. -Стремление обрести единомышленников. -Уход от одиночества (быть серой мышью – остаться одному). -Времяпровождение. -Желание избавится от постоянного надзора взрослых. - Желание противопоставить свою субкультуру обществу.
7 Подростковая субкультура - это комплекс, включающий в себя ценностный, деятельностный и символический компоненты, формирующие определенное социализирующее пространство подростков. Ценностный компонент акцентирует внимание на изучении ценностей субкультуры как внутреннего стержня, выражения потребностей и интересов социальных общностей, центра мотивации человеческого поведения, что предопределяет символический и деятельностный компоненты подростковых субкультур. Ценностный компонент определяет смысловое содержание подростковых субкультур и является основным фактором при выборе подростками тех или иных субкультур.
8 Особенности подростковых субкультур обусловлены необходимостью рассмотрения ее с позиции базовых компонентов: ценностного, символического и деятельностного, каждый из которых раскрывает сущность привлекательности подростков в субкультуры
9 Базовый компонент Символический компонент представляет собой внешнюю презентацию субкультуры Ценностный компонент включает в себя- ценности, интересы и нормы поведения, разделяемые большинством членов субкультурной группы Деятельностный уровень представляет собой совокупность обрядов, ритуалов и других моделей поведения, типичных для определенной субкультуры
10 Ценностный компонент включает в себя ценности, интересы и нормы поведения, разделяемые большинством членов субкультурной группы. Подростковые субкультуры вырабатывают собственную систему ценностей, отличающую ее от ценностей обшей культуры и других субкультур. В процессе социализации подростка в субкультурах происходит приобщение их как к ценностям субкультурным, так и культурным: подростки входят в социум, обретают статус, находят свою социальную нишу.
11 Символический компонент представляет собой внешнюю презентацию субкультуры и включает в себя сленг, атрибутику и «дресс-код» субкультурной группы. Участие в субкультурном сообществе дает возможность подростку экспериментировать с интерпретацией символов, максимально погрузится в сферу досуга
12 Деятельностный уровень представляет собой совокупность обрядов, ритуалов и других моделей поведения, типичных для определенной субкультуры. Правила поведения подростковых субкультур являются элементами регулирующими поведение участников субкультур в соответствии с ценностями субкультурных объединений
13 проведена типологизация подростковых субкультур в современной России, согласно которой выделены «эпатажные», «радикальные», «респект» подростковые субкультуры и «компьютерный андеграунд»
14 Согласно аксиологическому и деятельностному критериям, включащим в себя характер (активный, пассивный) и направленность (просоциальная, нейтральная, асоциальная) деятельности подростковых субкультур, выделяются типы: эпатажные (готы, современные металлисты, паркуры и др.) пассивные, социально нейтральные; радикальные (скинхеды, спортивные фанаты и др.) - агрессивно-активные, асоциальные; респект-субкультуры (яппи, экологисты, отаку) - активные, просоциальные; «компьютерный андеграунд» виртуально активные, асоциальные.
15 Доказано, что причиной возрастания роли подростковых субкультур в социализации подростков является кризис современной российской семьи
16 на рост подростковых субкультур в современном российском обществе влияет в наибольшей степени социально-психологическая отчужденность между подростками и родителями
17 Возрастание роли подростковых субкультур в социализации подростков обусловлена рядом причин: социально- психологическая отчужденность между подростками и взрослыми внутри семьи; социально-экономические проблемы семьи; снижение значимости ценностей семьи, что ведет к нарушению механизмов передачи новым членам общества необходимых навыков, нравственных ценностей и норм. Подростковые субкультуры в этих условиях становятся альтернативным механизмом социализации, обеспечивающим их интеграцию и адаптацию в обществе.
18 Подростковая субкультура выступает способом защиты и адаптации сложным взаимоотношениям в семье, что обусловлено неблагоприятным климатом внутри семьи, высоким уровнем разводов, возрастающим количеством неполных семей, аморфной семейной политикой, а также дисфункциями в обществе, ведущими к нарушению механизмов передачи новым членам общества необходимых навыков, нравственных ценностей и норм
19 Каждый подросток проходит через периоды чудовищного одиночества, неуверенности и беззащитности. Он задает себе вопросы: кто я такой? Что я такое? Где мое место в этом мире? В этот период его отношения с миром наполнены поражениями и победами
20 Современное российское общество характеризуется состоянием общей нестабильности, что влечет за собой ценностно-нормативный кризис. Сложность ситуации отражается на социокультурном становлении молодого поколения, а с особой силой - на подростках. Подростки оказываются в ситуации двойного перехода в процессе социализации: с одной стороны, переход от детства к взрослости, а с другой стороны, прежняя система ценностей разрушена, но новая еще не выстроена: Подростковые субкультуры являются, своего рода отражением социокультурной ситуации современной России.
21 негативное содержание подростковых субкультур в современной России проявляется в асоциальных формах поведения, внешней эпатажной презентации и низкой социальной активности
22 Негативное содержание радикальных подростковых субкультур проявляется в «агрессивных», «нетерпимым к «другим»» асоциальных формах поведения; в эпатажных субкультурах «эпатажных внешних проявлениях», «угрозе здоровью», «вандализме»; в компьютерном андеграунде - «виртуализации поведения» и «социальной отчужденности».
23 Несмотря, на негативное содержание большинства подростковых, субкультур необходимо обращать внимание на их позитивный потенциал, который заключается в выработке способов адаптации в динамично меняющейся поликультурной среде, позволяет найти единомышленников и проявить себя, компенсирует те недостатки личностных, взаимодействий, которые существуют в окружающей их реальности
24 все подростковые субкультуры имеют позитивный потенциал - возможность самореализации, интеграции подростков в социум, выработки способов адаптации к динамично меняющимся условиям современной России.
25 Позитивный потенциал респект подростковых субкультур связан с формированием жизненных стратегий ориентированных на достижение «качественного и престижного образования», «карьеру», «здоровья», «социального одобрения», «активной социальной позиции» что находит отражение в реальности. Позитивный потенциал эпатажных, радикальных, субкультур и компьютерного андеграунда существует как возможность удовлетворения потребностей в «общении», «самовыражении», «самореализации», «поиске единомышленников», «получении новых ощущений».
26 Социально-психологические причины оказывают свое влияние на рост численности подростковых субкультур и включают возрастные особенности подросткового периода, детерминированные перестройкой психофизиологических процессов организма, промежуточностью социального положения, противоречиями, обусловленными изменениями механизмов социального контроля, интенсивным процессом формирования идентичности
27 Подростковые субкультуры в этих условиях становятся альтернативным институтом социализации, который через интеграцию молодых людей в субкультурное сообщество обеспечивает их интеграцию и адаптацию в обществе.
28 Понятия «субкультура» и «молодежная субкультура», возникшие в социальных науках, на настоящий момент стали частью общественного сознания. Журналисты самых разных изданий пишут о субкультурах красочные, хоть и не всегда компетентные, статьи. Подростки примеряют на себя субкультурные маски как знак взрослости. Родители переживают о том, что их дети, включаясь в деятельность разнообразных сообществ, отдаляются от дома. Чиновники проявляют озабоченность, не влияет ли участие в субкультурах на криминальное поведение
29 Необходимо учитывать, что существование многих субкультур кратковременно, и они быстро превращаются в «уходящую натуру»
30 Молодежная субкультура не представляет из себя принципиально ничего нового как явление. Да, молодые люди подчас громко заявляют о своей «субкультурности», потому для них это важный этап личностного становления. Многое в своей жизни они делают впервые. Впервые одеваются в определенного рода вычурную, эпатирующую, оригинальную одежду, впервые устраивают культурные или общественные мероприятия в том или ином новом формате, впервые поют те или иные песни, впервые создают или читают те или иные литературные произведения. Субкультуры возникали и исчезали на протяжении всей человеческой истории. И практически не было такого общества, в котором культура была бы единой, в котором она бы не разделялась ни на какие частные проявления, ни на какие образы жизни, которые сегодня принято называть субкультурами. Протоиерей Всеволод Анатольевич Чаплин
31 Некоторые направления сейчас поддерживаются органами государственной власти и становится все более популярным и на сцене. Эта молодежная субкультура противопоставляется криминальным подростковым группировкам, т.к. «битвы» здесь пропагандируются исключительно с целью установить, кто лучше владеет техникой, того или другого танцевальных направлений.
32 1.Википедия. Молодежные субкультуры 2.Ю.Лемеш. Общаться с подростком – как? 3.htpp://postnauka.org 4.htpp://analiculturolog.ru 5.Д.Громов «Основные параметры и закономерности формирования молодежных субкультур. 6.Диссертационное исследование кандидата социологических наук Белашовой М.А.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.