Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемЮрий Вахромеев
1 Турсенбаева Р.С. социальный педагог психолог МОУ СОШ 1 с.Варны
2 « ДЕТИ ПОВЫШЕННОГО РИСКА »
3 "Группу риска" составляют дети и подростки с различными формами психической и социальной дезадаптации, выражающейся в поведении, не адекватном нормам и требованиям ближайшего окружения: семьи, школы и т. д. Категории Критерии, по которым определяются учащиеся "группы риска" 1. Медицинская Имеют хронические заболевания внутренних органов. Имеют проблемы с органами слуха, зрения, речи. 2. Социальная Живут в асоциальной семье. Живут в малообеспеченной семье; окружающие относятся пренебрежительно или агрессивно. 3. Учебно- педагогическая Имеют стойкую неуспеваемость. Прогуливают, пропускают занятия без уважительной причины 4. Поведенческая Имеют стойкие нарушения поведения. Испытывают трудности во взаимоотношениях со сверстниками, учителями, родителями. Имеют повышенную тревожность
4 физические психические педагогические социальные болезни нарушения зрения, слуха нарушения опорно-двигательного аппарата задержка психического развития умственная отсталость нарушения речи нарушения эмоционально-волевой сферы одаренность Факторы рискаФакторы риска Связаны с умственным развитием, психическими недостатками. Могут быть врожденными или являться результатом болезни, травмы или другой причины. Связаны с понятием «социальная норма» - правила, образец действия, мера допустимого поведения. Причины: трудности переходного возраста; неопределенность социального положения; нестабильность; экстремальные ситуации (сиротство). Связаны с нормами получения или неполучения общего или профессионального образования. Причины: нежелание учиться, неблагополучие в семье, экологические и социальные катаклизмы, отклонения в развитии. Связаны со здоровьем человека и определяются медицинскими показателями. Причины: наследственные факторы или внешние обстоятельства
5 Подростковый возраст обычно характеризуется как переломный, переходный, критический, трудный, возраст полового созревания. Подростковый период развития охватывает возраст с 11 до 15 лет, совпадая с обучением в средних классах школы и характеризуется началом перестройки организма ребен к а: ускоренным физическим развитием и половым созреванием. В подростковом возрасте изменяются условия жизни и деятельности подростка, что приводит к перестройке психики, появлению новых форм взаимодействия между сверстниками. У подростка меняется общественный статус, положение в коллективе, ему начинают предъявляться более серьезные требования со стороны взрослых. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения полноценной взрослости, зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими. Нарушение слаженности в деятельности организма и неотрегулированная новая система его функционирования являются основой общей неуравновешенности подростка, его раздражительности, взрывчатости, резких колебаний настроения. Происходит психологическое отдаление подростка от семьи и школы, их значение в становлении личности подростка снижается, влияние сверстников усиливается. Зачастую он стоит перед выбором между официальным коллективом и неформальной группой общения. Предпочтение подросток отдает той среде и группе, в которой он чувствует себя комфортно, где относятся к нему с уважением. Это может быть и спортивная секция, и кружок, но может быть и подвал дома, где собираются подростки, общаются, курят, выпивают. Характерные особенности подросткового возраста: эмоциональная незрелость, недостаточно развитое умение контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым.
6 Подростков, чье поведение отклоняется от принятых в обществе правил, норм поведения, называют трудными, трудновоспитуемыми, с девиантным, отклоняющимся, асоциальным поведением, учащиеся «группы риска» Отклоняющееся поведение может быть охарактеризовано как взаимодействие ребенка с микросоциумом, нарушающее его развитие и социализацию вследствие отсутствия учета средой особенностей его индивидуальности и проявляющееся в поведенческом противодействии установленным нравственным и правовым нормам. Нормальное поведение подростка полагает взаимодействие его с микросоциумом, адекватное потребностям и возможностям его развития и социализации. Если окружение ребенка способно своевременно и адекватно реагировать на те в или иные особенности подростка, то его поведение будет нормальным. Трудновоспитуемость подростка, несоблюдение им норм и правил, установленных в обществе, в науке рассматривается через явление, которое называется девиация.
7 ДЕВИАЦИИ Девиантное поведение Делинквентное поведение Криминальное поведение Девиантное поведение один из видов отклоня- ющегося поведения, свя- занный с нарушением со- ответствующих возрасту социальных норм и пра- вил поведения, характер- ных для микросоциальных отношений (семейных, школьных). Проявления: демонстрация, агрессия, вызов, отклонение от учебы; уходы из дома бродяжничество, пьянство и алкоголизм; ранняя наркотизация; антиобщественные действия сексуального характера; попытки суицида. Делинквентное поведение - повторяющиеся асоциальные проступки, которые складыва- ются в определенный устой- чивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности из-за огра- ниченной общественной опас- ности или недостижения ре- бенком возраста, с которого начинается уголовная ответст- венность. Проявления оскорбления, побои, поджоги, садистские действия, мелкие кражи, вымогательство, распространение и продажа наркотиков. Криминальное поведение - противоправный поступок, который по достижении возраста уголовной ответ- ственности служит основа- нием для возбуждения уголовного дела и ква- лифицируется по опреде- ленным статьям уголовного кодекса. Негативные формы девиаций являются социальной пато- логией: Они дезорганизуют систему, подрывают ее основы и наносят значительный ущерб, в первую очередь, личности самого подростка.
8 Количество учащихся различных категорий по годам
9 Количество учащихся «группы риска», состоящих на различных видах учета
10 Схема взаимодействия специалистов по работе с детьми и подростками «группы риска» Классный руководитель Учитель-предметник социальный педагог Учащиеся класса Родители психолог Подросток «группы риска» Зам.директора по ВР Школьный совет профилактики Директор школы педагогический совет КДН и ЗП ПДН
11 . Психолого-педагогическое сопровождение - это система профессиональной деятельности специалистов, направленная на создание социально- психологических условий для успешного обучения и развития ребёнка в ситуациях школьного взаимодействия
12 Основные направления деятельности школьного психолога оптимизация общения подростка со сверстниками и взрослыми формирование у него чувства собственного достоинства и уверенности в себе развитие умения ставить перед собой цели и владеть собой. В своей работе психолог должен использовать такие методы, как наблюдение, беседа с родителями и учителями, с самим учащимся проективные методы (например, рисунок «семья», незаконченные предложения).
13 Методы и приемы психолого-педагогического воздействия при сопровождении детей "группы риска" проявление доброты, внимания, заботы; просьба; поощрение (одобрение, похвала, награда, доверие, удовлетворение определенных интересов и потребностей, выражение положительного отношения); "авансирование" личности – предоставление воспитаннику определенного блага, высказывание положительного мнения о ребенке, хотя он этого в настоящее время в полной мере еще не заслуживает; аванс побуждает к лучшему; обходное движение – защита воспитанника от обвинения коллектива; прощение; проявление огорчения; проявление умений учителя, его мастерство
14 Прямые и косвенные, тормозящие приемы: констатация поступка. Прямая констатация поступка – это высказывание, в котором сделан акцент на данном поступке. Косвенная констатация – высказывание или действие, которое показывает ученику, что его поступок педагогу известен; необычный подарок (например, пакет с мусором за недобросовестное дежурство в классе); осуждение – открытое отрицательное отношение педагога к нарушению моральных норм; наказание. Действует относительно успешно только тогда, когда нежелательное поведение еще не превратилось в привычку, а само наказание является для ребенка неожиданностью. Недопустимы грубость, оскорбительные выражения, физическое наказание; предупреждение; проявление возмущения.
15 Формы работы социально- психологической службы школы Консультирование учащихся Консультирование родителей Консультирование педагогов Просвещение учащихся Просвещение родителей Просвещение педагогов
16 Индивидуальные формы работы Работаосуществляется по результатам диагностических исследований, запросов педагогов и родителей. Предметом коррекционной работы является: Коррекция тревожности и страхов; Коррекция самооценки и уровня притязаний; Коррекция агрессивности и конфликтности; Коррекция неадекватных поведенческих проявлений; Коррекция отклонений в развития познавательных процессов. Формы: обучающая психодиагностика, ролевые игры, упражнения построенные по принципу «Незаконченных предложений», релаксации с визуализацией и т.д.
17 Диагностический инструментарий классного руководителя, учителя-предметника Анкета по выявлению трудновоспитуемых в классе Анкеты состояния здоровья и самочувствия Формирование представлений о здоровом образе жизни "Формирование полового самосознания и здорового образа жизни»Недописанный тезис Мотивы учения (анкеты) Методика диагностики типа школьной мотивации у старшеклассников Опросники «Чувства в школе», «Отношение к учебным предметам» и т.д.
18 Просвещение школьников Просвещение школьников - один из основных видов деятельности социально-психологической службы, так как наличие психологических знаний, адекватных возрасту, снижает риск нежелательного поведения, может уберечь от ошибочных действий, может помочь школьникам в поисках причин их поведения. Основные методы в этом виде деятельности - беседа, рассказ с демонстрацией наглядных материалов (видео, аудио), круглые столы, выступление ребят. Полученные психологические достоверные знания ребята могут применять в различных жизненных ситуациях.
19 Виды помощи детям «группы риска» Социально-информационная Социально-правовая Социально-реабилитационная Социально-бытовая Социально-экономическая Медико-социальная Социально-психологическая Социально-педагогическая
20 Виды социально-педагогической помощи Наблюдение и консультации учителей, социального педагога, психолога Консультации для родителей Консультирование классных руководителей по запросу Индивидуальные профилактические беседы с родителями по проблемам обучения и воспитания Организация дополнительной помощи в выполнении домашних заданий, в учебе Проведение социально-педагогических обследований с целью выявления социальных и личностных проблем детей всех возрастов Вовлечение детей в школьные кружки, студии, секции, центры детского творчества Организация профилактических бесед с родителями по проблемам обучения и воспитания Оказание материальной помощи детям из малообеспеченных семей ( с привлечением отделов соц.помощи)
21 Оказание материальной помощи выявление детей и семей, нуждающихся в материальной помощи: а) акт обследования жилищно-бытовых условий семей б)совет профилактики о ходатайстве в УСЗН (КДН) об оказании материальной помощи в) организация через УСЗН льготного питания для детей отдельных категорий
22 ПЛАН индивидуальной работы с учащимися «группы риска» 1. Изучение личности учащегося, составление характеристики: классный руководитель, психолог Изучение жилищно-бытовых условий: классный руководитель, соц.педагог, ПДН Посещение на дому: классный руководитель, род.комитет, соц.педагог,ПДН. Участковый инспектор Вовлечение в систему дополнительного образования: классный руководитель соц.педагог Контроль за учебой, выполнением домашнего задания: классный руководитель Ежедневный мониторинг посещаемости занятий: классный руководитель, соц.педагог Контроль поведения в школе: классный руководитель, соц.педагог, администрация Посещение уроков с целью выявления трудностей в учебе: классный руководитель, соц.педагог Включение учащегося в группу для занятий с психологом: классный руководитель психолог Проведение бесед о правилах поведения: классный руководитель, соц.педагог, администрация Организация летней занятости в период каникул: классный руководитель Рассмотрение проблемного вопроса на заседании Совета по профилактике: Совет профилактики Рассмотрение проблемного вопроса совместно с Советом содействия семье и школе
23 В индивидуально-профилактической работе с ребенком, находящимся в социально опасной ситуации, ВАЖНО руководствоваться следующими "заповедями": Не навреди. Не оценивай. Принимай человека таким, каков он есть. Соблюдай конфиденциальность. Соблюдай меру взаимного откровения с клиентом, но сохраняй некоторую дистанцию. Не отнимай у клиента право отвечать за свои поступки, никогда не давай советов. Минимум специальных терминов. Соблюдай принцип добровольности.
24 Задачи школы по профилактике асоциального поведения: создание гуманистической воспитательной системы, обеспечивающей детям интеллектуальную, социальную нравственную подготовку, необходимую для жизненной адаптации; целостность образовательного процесса, повышение воспитывающего характера обучения и обучающего эффекта воспитания; своевременное выявление неблагополучных семей; формирование у педагогов навыков конструктивного взаимодействия с подростками «группы риска»; создание форм просвещения родителей по актуальным проблемам коррекции отклоняющегося поведения у детей и подростков; недопущение немотивированного исключения детей из школы; совершенствование психолого-педагогической помощи детям со школьной дезадаптацией; работа по формированию и поддержанию стремления детей и подростков к позитивным изменениям в образе жизни через обеспечение их достоверными медико-гигиеническими и санитарными знаниями; развитие сети дополнительного образования, предоставляющей возможности для воспитания, развития творческого потенциала, самоопределения и самореализации подростков; организация оздоровительных мероприятий для подростков; развитие системы учебных курсов по вопросам правоведения; организация досуговой деятельности подростков, нравственного воспитание; профориентация и трудовое устройство; пропаганда и распространение среди детей здорового образа жизни; оказание социальной помощи семьям.
25 Нормативно-правовое обеспечение Конвенция о правах ребенка Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» Семейный кодекс РФ Жилищный кодекс Административный кодекс Федеральный закон РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Федеральный закон РФ «Об образовании» Устав ОУ Положение о Школьном инспекторе по делам несовершеннолетних Положение о Совете Профилактики Положение о школьном учете социально-неблагополучных детей Положение о постановке на педагогический учет учащихся Положение о школьной службе примирения Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на годы Программа привлечения несовершеннолетних к учебному процессу на уч.годы Приказ «О закреплении наставников за учащимися, склонными к пропускам учебных занятий»
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.