Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемАлина Сапрыгина
1 Социология культуры Ведущий преподаватель: доцент кафедры культурологии ИСМД ВГУЭС, кандидат исторических наук Д.А. Литошенко
2 Лекция 3 Социологические подходы к изучению культуры
3 1. Структурно- функциональный подход. В 20 в. в рамках теоретической социологии утверждается структурно- функциональный анализ американских социологов. Системные идеи (исследование общества как системы) проникают в социологию еще в 40-х гг.
4 На базе системного подхода и функциональных представлений формируется новый подход в социологии: в рамках структурного функционализма происходит переход к объяснению социальных явлений на основе абстрактных конструкций.
5 Разработки в этом направлении связаны с именами Р. Мертона, Т. Парсонса и др.
6 По Парсонсу, любая общественная система имеет две основные ориентации, которые он назвал «осями ориентации».
7 Первая ось: внешнее внутреннее. Это означает, что любая система ориентируется либо на события окружающей среды, либо на свои собственные проблемы.
8 Вторая ось: инструментальное консумоторное. Это означает, что ориентация системы связана либо с сиюминутными, актуальными, либо с долговременными целями
9 Из положений этих осей в крестообразных таблицах возникает набор из четырех основных функциональных категорий: адаптации, адаптации, целедостижения, целедостижения, интеграции, интеграции, воспроизводства структуры (или поддержание образца). воспроизводства структуры (или поддержание образца).
10 Понятие структура у Парсонса это совокупность устойчивых отношений индивидов (элементов). это совокупность устойчивых отношений индивидов (элементов). В социальной структуре функционируют социальные связи взаимодействия.
11 Исходным тезисом структурного функционализма являлся следующий: система не может выжить и функционировать, если не решены основополагающие проблемы
12 Проблема рациональной организации и распределение материальных, человеческих и культурных ресурсов. Эти функциональные требования являются проблемами адаптации чтобы выжить система должна приспосабливаться как к внутренней, так и к внешней изменяющейся ситуации. Данной функции соответствует подсистема экономика, именно она поставляет и распределяет материальные ресурсы. Институтами этой подсистемы являются заводы, банки, магазины и т.д.
13 Проблема определения основных целей и поддержание процессов их достижения. Данной функции соответствует подсистема политика и политические организации. Они вырабатывают целевые установки и через функционеров побуждают членов общества работать на эти цели.
14 Проблема интеграции сохранение устойчивости, внутреннего единства, солидарности. Эта функция осуществляется институтами социального контроля посредством создания общих норм и ценностей и общей культуры (государственный аппарат, система образования, культуры, религия и т.д.)
15 Проблема воспроизводства системы (поддержания образца), мотиваций при исполнении социальных ролей и устранение скрытой напряженности. Социальная система с целью сохранения существующего порядка должна вырабатывать механизм социализации людей, позволяющей им приобретать нормы-роли данного общества.
16 Таким образом, можно сказать, что культура присутствует во всех сферах социальной деятельности и системах регуляции.
17 Большое значение для интеграции общества в теории Парсонса придается социальным нормам: 1) организационным нормам, 2) экономическим нормам, 3) политическим нормам, 4) культурным нормам.
18 Организационные нормы поддерживают порядок в отношениях, как в обществе в целом, так и в составляющих его группах
19 Экономические нормы определяют приемлемые критерии хозяйственной деятельности, целесообразности и профессионализма, практичности и эффективности
20 Политические нормы фиксирующим обязанность поддерживать общие принципы политической системы, вести борьбу по правилам, соблюдая законы и Конституцию
21 Культурные нормы поддерживают устойчивые принципы коммуникации, взаимодействия между индивидами и различными группами
22 Важнейшим же условием интеграции всей системы взаимодействия Парсонс полагал присущую всем членам общества основу нормативного порядка, то есть общую культуру.
23 Другим видным представителем структурно-функционального направления является Роберт Мертон. Мертон исследовал проблему функциональности различных сторон социальной и духовной жизни.
24 Каждое явление может иметь несколько функций, а одна функция может выполняться несколькими средствами. Набор этих средств ограничен и обозначает пределы приспосабливаемости общества к требованиям среды.
25 Функция – то, что способствует адаптации общества или индивида к своей среде дисфункция – соответственно, то, что уменьшает степень этой адаптивности
26 Задача социологии: оценить соотношение позитивных и негативных характеристик в каждом явлении, что дает возможность обнаружить присущую обществу дифференциацию, соотношение различных подсистем, их взаимодействие.
27 Дисфункциональным оказывается любое значение, если в контексте предполагаемой коммуникации оно таит не то содержание, которое должно заключать по нормативному ожиданию.
28 Явная функция – объективное следствие, способствующее подключению или адаптации системы, которое вызвано намеренно и признается в качестве такового участниками системы.
29 Скрытая функция вызывает следствие, которое не входило в намерения участников и не признается в качестве такового.
30 Таким образом, авторы структурно-функциональной концепции предложили рассматривать общество как целостную систему, элементы которой находятся в функциональных связях и отношениях друг с другом. Этими элементами могут быть индивиды, группы, группы, общности и т.д., внутри которых и между которыми устанавливаются структурные функциональные связи. Характер этих функциональных связей позволяет построить более или менее полную картину общества.
31 2. Аксиологический подход. Этот подход возник под влиянием работ немецких философов и культурологов конца XVIII начала XIX вв., когда понятие «культура» отождествлялось, главным образом, с духовной сферой.
32 Эволюция человечества определялась тем, как и в каких формах развивались религиозные, моральные, правовые, философские и политические нормы общества, его эстетические взгляды и вкусы.
33 Отказ от поиска универсальных системных ценностей и утверждение множественности равноправных ценностных систем, выявляемых с помощью исторического метода, стали базовым основанием для школы культурно-исторического релятивизма (В. Дильтей, О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин и др.).
34 Развитие сравнительных культурных исследований, результаты которых стали эмпирическим основанием для утверждения идеи относительности и содержания, и иерархической структуры ценностей любой культуры (Ф. Боас, Риверс, Р. Бенедикт, У. Самнер), акцентировало аксиологическую проблематику в познании культуры.
35 Аксиологическое измерение социокультурного пространства включает также рассмотрение ценностных оснований для возникновения и существования различных социальных групп и субкультурных образований в культурном контексте, едином в своем многообразии.
36 Аксиологический анализ необходимая составляющая при изучении процесса инкультурации, связанного с усвоением индивидом определенной системы культурных ценностей и норм. необходимая составляющая при изучении процесса инкультурации, связанного с усвоением индивидом определенной системы культурных ценностей и норм.
37 Одна из крайних позиций в этом вопросе психоаналитическая концепция, акцентирующая противостояние внешних социальных требований и внутренних побуждений личности (Сверх-Я против Оно). психоаналитическая концепция, акцентирующая противостояние внешних социальных требований и внутренних побуждений личности (Сверх-Я против Оно).
38 3. Социально- антропологический подход. Социальная антропология в основном изучает социальные структуры и процессы применительно к их культурным условиям и связям и, в особенности по традиции применительно к «простейшим обществам».
39 Социальная антропология это раздел обществознания, объект изучения которого примитивные и традиционные общественные системы. это раздел обществознания, объект изучения которого примитивные и традиционные общественные системы.
40 Становление социальной антропологии как особой теоретической дисциплины со своим специфическим предметом и методологическим инструментарием произошло в борьбе с эволюционизмом, которую в начале ХХ века вела историческая школа Ф. Боаса.
41 Концептуальные основы этой школы состояли в выдвижении на первый план этнологических исследований культуры, в предпочтении индуктивных методов исследования, в идее уникальности культур и в отрицании идеи прогресса.
42 В задачи социальной антропологии входит исследование процессов становления человеческого общества и культуры, дифференциации их от биологического контекста.
43 Культура есть целое, интегрированное из множества частей (элементов), каждый элемент отвечает определённой потребности, функции.
44 Социально-антропологический подход помог избавиться от пренебрежительного отношения к культуре "отсталых" народов "дикарей", "варваров", которые вплоть до ХХ века считались "некультурными", "докультурными".
45 Культура вещественный и духовный аппарат, при помощи которого человек решает стоящие перед ним конкретные, специфические задачи. вещественный и духовный аппарат, при помощи которого человек решает стоящие перед ним конкретные, специфические задачи.
46 Институт как первичная организационная единица это совокупность средств и способов удовлетворения той или иной потребности, основной или производной. это совокупность средств и способов удовлетворения той или иной потребности, основной или производной.
47 Социальная система состоит из: а) социальной структуры; б) общей совокупности социальных обычаев; в) специфических образов мыслей и чувств, связанных с социальными обычаями.
48 Одним из важнейших итогов развития функционализма была постановка и попытка решения задачи управления в культурах, имеющих иную природу, чем западноевропейские. Осуществить это начинание предполагалось на основе знания структуры и функциональной значимости элементов культур как целостных образований.
49 4. Семиотический подход. Научный термин семиотика происходит от греческого слова semeion, что в переводе звучит как знак.
50 Семиотика – это наука о знаках, которая с самого начала своего появления в начале XX века представляла собой надстройку над целым рядом гуманитарных наук, оперирующих понятием знака.
51 Семиотика – наука, исследующая способы передачи информации, свойства знаков и знаковых систем в человеческом обществе (естественные и искусственные языки, некоторые явления культуры, системы мифа, ритуала), природе (коммуникация в мире животных) или в самом человеке (зрительное и слуховое восприятие).
52 В основе семиотики лежит понятие знака, по-разному понимаемое в различных традициях.
53 Культура в рамках семиотики представляется как знаковая система, по существу являясь посредником между человеком и окружающим миром, выполняет функцию отбора и структурирования информации о внешнем мире.
54 Основные семиотические подходы 1. Имманентизм 2. Интертекстуализм 3. Семиогонизм
55 5. Постструктурализм. Постструктурализм в самом общем смысле этого слова широкое и необыкновенно интенсивно воздействующее, интердисциплинарное по своему характеру, идейное течение в современной культурной жизни Запада.
56 Постструктурализм был вызван к жизни осознанием ограниченности структурализма, чья суть поиск в любых областях реальности устойчивых порядков (структур), обнаружение которых дает ключ к познанию самых разных явлений природы и социальной жизни.
57 Изначальная бесформенность и хаотичность жизни не подвластны никаким выдвигаемым наукой схемам. На первый план постструктуралисты выдвигают категорию различия, или "дифференции".
58 Деконструкция Ее смысл как специфической методологии исследования литературного текста заключается в выявлении внутренней противоречивости текста, в обнаружении в нем скрытых и незамечаемых не только неискушенным, "наивным" читателем, но ускользающих и от самого автора - "остаточных смыслов", доставшихся в наследие от речевых, иначе дискурсивных, практик прошлого, закрепленных в языке в форме неосознаваемых мыслительных стереотипов, которые в свою очередь столь же бессознательно и независимо от автора текста трансформируются под воздействием языковых клише его эпохи.
59 Нарратив Здесь следует упомянуть о теории так называемого "нарратива", "повествования". Согласно этой теории, мир может быть познан только в форме "литературного" дискурса; даже представители естественных наук, например, физики, "рассказывают истории" о ядерных частицах.
60 Представление о культуре любого исторического периода как о сумме дискурсов или текстов, т.е. устных или письменных модусов мышления, представление, обозначаемое термином "текстуальность" позволяет избежать опасности ничем не ограниченного произвола интерпретации.
61 Главное в общей программе постструктурализма было доказать зависимость сознания индивида от языковых стереотипов своего времени. Свобода как таковая сводилась в рамках постструктуралистских представлений к свободе интерпретации, понимаемой, разумеется, весьма широко, и предполагала игровой принцип функционирования сознания.
62 Неизбежность интерпретации дает возможность индивиду творить новые смыслы (или оттенки смысла), что уже есть путь к "власти", к "господству" над миром, поскольку в том мире постструктурализма, где доминируют представления о практике не как о чувственно-предметной форме жизнедеятельности, а как о дискурсивных практиках, т.е. фактически замкнутых в пределах сознания, "налагание" нового смысла на любой феномен материальной или духовной действительности означает его подчинение этому "новому смыслу".
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.