Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемАнтонина Шляпникова
1 1 Административные барьеры при проведении проверок: итоги последних обследований Шестоперов О.М., ИКЦ «Бизнес-Тезаурус», Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства Заседание Комитета ТПП РФ по вопросам регулирования предпринимательской, г. Заседание Комитета ТПП РФ по вопросам регулирования предпринимательской, г.
2 2 Ситуация в сфере государственного контроля далека от идеала количество проверок по-прежнему довольно велико количество проверок по-прежнему довольно велико количество проверяющих инспекций сократилось незначительно количество проверяющих инспекций сократилось незначительно по-прежнему распространены неформальные отношения и давление со стороны проверяющих по-прежнему распространены неформальные отношения и давление со стороны проверяющих по-прежнему отмечается избирательность контроля и действий проверяющих по-прежнему отмечается избирательность контроля и действий проверяющих встречаются нарушения регламента проверок, установленного Федеральным законом 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» встречаются нарушения регламента проверок, установленного Федеральным законом 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»
3 3 Среднее количество проверок, 2003/2004: инспекции Инспекция Среднее кол-во проверок изменение В ЦЕЛОМ 1,67 1,85 + Налоговая инспекция 1,57 1,71 + Пожарная инспекция 1,80 1,91 + СЭС 2,02 2,08 + Милиция 3,35 3,34 - Служба экологического контроля 1,06 1,30 + Административно-технический надзор 1,29 1,42 + Торговая инспекция 1,24 1,37 + Центр стандартизации и метрологии 1,19 1,38 + Лицензирующие органы 0,86 0,99 + Прочие контрольно-надзорные органы 2,34 2,98 +
4 4 ЕкатеринбургКалининград Великий Новгород Санкт-Петербург изменение изменение изменение изменение Среднее число проверок на 1 МП 0,861,09+1,641,88+1,601,61+2,072,25+ Количество видов инспекций, по которым среднее количество проверок увеличилось 9759 Количество видов инспекций, по которым среднее количество проверок снизилось 0351 Среднее количество проверок, 2003/2004: обследованные регионы
5 5 Оценка изменения сложности прохождения проверок в 2004 г. по сравнению с 2001 г. Шкала: -2 – стало значительно проще проходить процедуры, -1 – стало немного проще, 0 - ничего не изменилось, 1 – стало немного сложнее, 2 – стало значительно более сложной проблемой 0,56 0,10 0,66 0,49 0,54 0,57 0,41 -1,0-0,8-0,6-0,4-0,20,00,20,40,60,81,0 Проверки других органов Проверки налоговыми органами Проверки органами лицензирования Проверки органами противопожарного надзора Проверки органами санитарно- эпидемиологического контроля Проверки со стороны органов внутренних дел Проверки торговой инспекцией снижение сложности увеличение сложности Проверки: оценка изменений 2004 vs. 2001
6 6 Сравнение опросов предпринимателей и представителей органов власти относительно изменений в сложности прохождения проверок в 2004 г. по сравнению с 2001 г. Вид проверки стало проще, %стало сложнее, % предприни- матели власти предприни- матели власти Проверки налоговыми органами 12,838,521,97,7 Проверки со стороны органов внутренних дел 5,325,043,638,9 Проверки органами противопожарного надзора 8,27,032,611,6 Проверки органами санитарно- эпидемиологического контроля 6,99,337,318,6 Проверки торговой инспекцией 6,927,834,70,0 Проверки органами лицензирования 6,026,245,933,3 В ЦЕЛОМ ПО ИНСПЕКЦИЯМ 7,722,336,018,4 Проверки: оценка изменений 2004 vs. 2001
7 7 Содержание процедуры Пробле мность, балл Доля предприятий, оценивших проблемность этой процедуры, % Комбинированны й показатель = Проблемность * Доля Процедура государственной приемки объекта (ввода в эксплуатацию) 3,11351,10 Проверки налоговыми органами 1,04920,96 Процедура перевода помещения из жилого фонда в нежилой 3,21290,93 Регистрация изменений, внесенных в учредительные документы 1,23740,90 Проверки органами санитарно- эпидемиологического надзора 1,33670,90 Сдача отчетности в налоговую инспекцию 0,91990,89 Проверки со стороны органов внутренних дел 1,55510,79 Проверки торговой инспекцией 1,21510,62 Получение сертификата на продукцию в государственном органе по сертификации 1,48380,56 Проверки органами лицензирования 1,23400,49 Влияние административных процедур на текущую деятельность и возможность развития (конец 2004 г.- начало 2005 г.): 10-ка «лидеров»
8 8 Результаты других опросов также говорят о тревожных сигналах: ЦЭФИР, 1-5 раунды ( гг.) среднее количество проверок в первый год действия 134-ФЗ заметно снизилось, НО с тех пор практически не менялось, находясь на уровне 2 проверок в год (эта цифра подтверждается и нашими результатами) среднее количество проверок в первый год действия 134-ФЗ заметно снизилось, НО с тех пор практически не менялось, находясь на уровне 2 проверок в год (эта цифра подтверждается и нашими результатами) для основной части органов контроля (надзора) частота проведения проверок соответствует установленному законодательством, но есть органы, которые превышают этот лимит для основной части органов контроля (надзора) частота проведения проверок соответствует установленному законодательством, но есть органы, которые превышают этот лимит если орган контроля (надзора) проводит проверку на одной и той же фирме второй раз, то с высокой вероятностью он придет снова в течение полугода (неравномерность и избирательность контроля) если орган контроля (надзора) проводит проверку на одной и той же фирме второй раз, то с высокой вероятностью он придет снова в течение полугода (неравномерность и избирательность контроля) отдельные органы «злоупотребляют» внеплановыми проверками, причем внеплановым проверкам систематически подвергаются одни и те же фирмы отдельные органы «злоупотребляют» внеплановыми проверками, причем внеплановым проверкам систематически подвергаются одни и те же фирмы заметная доля проверок, особенно внеплановых, сопровождаются нарушениями регламента, установленного 134-ФЗ заметная доля проверок, особенно внеплановых, сопровождаются нарушениями регламента, установленного 134-ФЗ
9 9 за отмеченным в первых трех раундах снижением финансовых потерь малых предприятий, связанных с проверками, последовало их увеличение в 5 раунде (1 половина 2005 г.) за отмеченным в первых трех раундах снижением финансовых потерь малых предприятий, связанных с проверками, последовало их увеличение в 5 раунде (1 половина 2005 г.) доля фирм, которым пришлось платить неофициальные «штрафы» (давать взятки) в раундах 4 и 5 значительно возросло. (при этом отличились контролирующие органы, не подпадавшие под действие 134-ФЗ – милиция и лицензирующие органы) доля фирм, которым пришлось платить неофициальные «штрафы» (давать взятки) в раундах 4 и 5 значительно возросло. (при этом отличились контролирующие органы, не подпадавшие под действие 134-ФЗ – милиция и лицензирующие органы) по оценкам предпринимателей, издержки в целом на прохождение инспекций постоянно растут, а доля фирм понесших финансовые издержки практически не изменилась (40% проверенных) по оценкам предпринимателей, издержки в целом на прохождение инспекций постоянно растут, а доля фирм понесших финансовые издержки практически не изменилась (40% проверенных) давление с целью получения взятки испытывают от 2% до 19% малых предприятий в зависимости от региона (Московский регион на одном из первых мест по этому показателю среди 20 обследуемых регионов) давление с целью получения взятки испытывают от 2% до 19% малых предприятий в зависимости от региона (Московский регион на одном из первых мест по этому показателю среди 20 обследуемых регионов) Результаты других опросов также говорят о тревожных сигналах: ЦЭФИР, 1-5 раунды ( гг.)
10 10 Что делать, раз никто не виноват? Основной вывод: играть на опережение обратного хода реформы, и снова, и снова вырабатывать сдерживающие чиновников меры «Минимальные» меры: - совершенствовать 134-ФЗ, внедряя давно назревшие изменения, связанные с регламентом проверок, расширение сферы подпадающих под его действие органов власти (составление их исчерпывающего перечня) - пристально следить за учетом норм 134-ФЗ и Федерального закона 184-ФЗ «О техническом регулировании», касающихся такой формы оценки соответствия как государственный контроль, при разработке проектов технических регламентов «Максимальные» меры: - формировать свод или кодекс правил административных процедур, в том числе включающего в себя правила проведения контроля государственными органами или уполномоченными на то негосударственными организациями
11 11 Спасибо за внимание ИКЦ «Бизнес-Тезаурус» Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.