Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемМарианна Шуклина
1 Состояние и перспективы развития рынка этнокультурного туризма в России Докладчик: Бутузов А.Г.
2 Феномен этнокультурного туризма Этнокультурный туризм объединяет различные формы туристской активности, обусловленной стремлением путешественников познать, приобщиться к многообразию явлений и объектов этнокультурной сферы. Этнокультурный туризм предоставляет широкие возможности для активного обращения к региональному и локальному аспектам этнической культуры, к традициям давно ушедших в прошлое этнических групп и территориальных сообществ, для фиксации и популяризации жизненного опыта, особых черт природопользования и мировоззрения даже культурно маргинальных групп. Самостоятельный и комплексный характер этнокультурного туризма подтверждается своеобразием используемых туристских ресурсов, мотивацией участников, квалификационных требований в отношении профессиональных кадров, прежде всего, менеджменту. Очевидное сходство в туристских предпочтениях любителей различных подвидов этнокультурного туризма позволяет в целом ряде случаев успешно объединять соответствующие сегменты в рамках одного и того же тура.
3 Специфика рынка этнокультурного туризма неэластичность спроса по цене и малые фактические объемы, прогрессирующая (углубляющаяся) сегментация на рынке туристских услуг на фоне нарастающих объемов туризма во многом предопределена дифференциацией образа жизни, спроса спросу в указанном сегменте присуща частая смена ориентиров и предпочтений, наличие у клиентов соответствующих туристских фирм различных, но не взаимоисключающих мотиваций, приводит к расширению ассортимента за счет конвергенции туристских продуктов, и, как следствие, к чрезмерной дробности и, без того, узкого отечественного рынка этнокультурного туризма, существенное воздействие психографического фактора на параметры спроса, внушительная и растущая, из-за персонификации запросов потребителей, доля индивидуальных поездок в структуре этнокультурных туров, широкое представительство среди путешественников лиц, стремящихся к разнообразию впечатлений и испытывающих более ощутимый дефицит свободного времени, нежели финансовых средств, существенное влияние возрастного и образовательного ценза на вызревание соответствующей мотивации у потребителей, склонность к путешествиям у лиц среднего возраста проявляется гораздо рельефнее, нежели к участию в массовых видах туризма. Повышение доли лиц пенсионного возраста среди путешественников также окажет благотворное влияние на индустрию этнокультурных поездок, фактор сезонности проявляется в годовой динамике организованных этнокультурных путешествий существенно меньше, чем в массовых видах путешествий, сравнительно низкой эффективности оперативного влияния в вопросе ценообразования на рынке этнокультурного туризма, в частности, инициативы профессиональных организаторов по снижению стоимости входящих в пакет услуг, не оказывают определяющего влияния на текущую ситуацию в соответствующем рыночном сегменте, участие наших соотечественников в этнокультурных турах и программах, чаще всего связано с насыщением в некоторой мере их разнообразных туристских потребностей, поскольку этнокультурная мотивация не рассматривается в числе важных приоритетов даже у отечественных путешественников с высокой туристской мобильностью, сравнительно низкое участие в этнокультурном туризме, как во внутреннем, так и во въездном, путешествующих в составе семей.
4 Перечень мер по обеспечению поступательного развития отечественного этнокультурного туризма Ревизия теоретико-методологических основ туроперейтинга отечественного этнокультурного туризма, в частности, совместные разработки при участии представителей науки и высшей школы и внедрение профессиональными организаторами специфических инновационных маркетинговых стратегий. Расширение и обязательная унификация терминологического аппарата теории и практики этнокультурного туризма в научно- педагогической и профессиональной организаторской среде. Формирование непротиворечивого перечня квалификационных требований, ориентирующих профессиональных организаторов этнокультурного туризма на освоение и углубление знаний в этнокультурной сфере.
5 Подвиды этнокультурного туризма ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ТУРИЗМ Этнический туризм Этнографичес- кий туризм Ностальгичес- кий туризм Эколого- этнографически й туризм Этно- познавательный туризм Антропологичес- кий туризм
6 Этнокультурно-туристский потенциал территории - это совокупность различных категорий объектов и явлений этнографического, социокультурного, историко-культурного, природно-экологического и экономического порядка, значимых в настоящем и в обозримом будущем для организованного и самодеятельного этнокультурного туризма. Отдельные категории этнокультурных объектов образуют этнографические деревни и парки, этнографические, краеведческие, историко-краеведческие и архитектурно- исторические музеи, историко-культурные и природные музеи-заповедники, а также сохранившие выраженный этнокультурный колорит сельские поселения, городские кварталы и даже отдельные строения.
7 Характеристика параметров поступательного развития антропологического туризма выявление антропологического потенциала через соотношение возможностей и ограничений, анализ рациональности существующей сети объектов и предприятий этнокультурного и смежных видов туризма, а именно, изучение этнокультурных ландшафтов, выяснение целесообразности, объемов и структуры инвестиций и конкретных проектных решений пространственной организации антропологического туризма, изучение этнокультурных ландшафтов по таким критериям, как происхождение и развитие, богатство и разнообразие, специфичность и уникальность, степень сохранности и дифференциации, эстетичность и комфортность, емкость и устойчивость.
8 Этнографический туризм Это путешествия с целью изучения, приобщения к традиционной (доиндустриальной), прежде всего, сельской, культуре тех или иных этнических групп. К этнографическим ресурсам формально не относят все культурное богатство и разнообразие городской среды аграрной эпохи, несельские, по своей сути, уклады жизни и феномены, возникшие, или получившее распространение в сельских сообществах после промышленного переворота. Другое толкование, распространенное среди профессионалов от туризма и близкое по содержанию к обиходной речи, рассматривает в качестве почти синонимичных понятий «народную культуру» и «этнографическую культуру». При расширенной трактовке позволительно относить к этнографическому туризму целый спектр элементов ушедшей сельской культуры, включая те, что приобрели в общественном сознании глубокий символический смысл.
9 Этнический туризм Некоторые зарубежные авторы придают этническому туризму широкое толкование, включая в объект познания любой из аспектов истории и социальной действительности различных народов. Но чаще этническим туризмом в различных источниках именуют путешествия с целью приобщения к бытовому укладу и обычаям народов, ведущих традиционный или близкий к нему образ жизни. В этом контексте этнический туризм можно трактовать как понятие, синонимичное аборигенному туризму.
10 Ностальгический туризм Самая ранняя форма этнокультурной активности. Ностальгические путешествия подразумевают поездки с целью познания, приобщения к культуре собственного народа или этнических предков, либо путешествия в места прежнего собственного местожительства, районов проживания предков, родственников и членов семей. Это позволяет в какой-то мере ассоциировать путешествия с ностальгическими целями с уже упоминавшимся этническим туризмом.
11 Эколого-этнографический туризм Путешествия, предпринимаемые для приобщения к самобытной культуре различных этно-территориальных сообществ в привычной среде их проживания. Смежное положение с экологическим туризмом. Акцент в выборе объектов туристского интереса, как правило, делается на традиционные и современные системы жизнеобеспечения.
12 Этно-познавательный (этно-эксурсионный) туризм Это путешествия для комплексного изучения этнических культур в исторической ретроспективе. Мотивацией к совершению подобных поездок выступают любовь к истории, археологии, этнографическому наследию, образу жизни населения различных территорий. Залогом успешного развития этно-экскурсионного туризма выступает этнокультурное разнообразие старожильческого населения при высокой степени сохранности региональных и локальных традиций природопользования.
13 Туризм образа жизни, или антропологический туризм Воспроизводство ушедших в прошлое этнических культур и сохранение традиций ныне существующих народов для нужд соответствующих туров позволяет ограничиться сравнительно узкими пространственными рамками. Территория любого пространственного ранга, в том числе административный район, или даже отдельная местность, но богатая на исторические события, располагающая внушительным археологическим материалом и сохранившимися архитектурными памятниками, может рассматриваться как объект с множеством сценариев развития туризма образа жизни. Различают антропологические путешествия, мотивированные желанием приобщиться к образу жизни ныне существующих этнических, этно-территориальных групп (социокультурный туризм) и сообществ ушедших времен. Применительно ко второй разновидности предлагаем употреблять термин «ретротуризм».
14 Этнокультурный туризм
15 Спасибо за внимание
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.