Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемРоза Ларюшина
1 Роль психологической службы в реализации профильного обучения: эксперимент в школах Чувашии Ефимова Н.Н.- доцент кафедры психологии и педагогики Чувашского республиканского института образования © Ефимова Н.Н. 2006
2 Основная идея профильного обучения - обеспечение индивидуализации образовательных запросов учащихся Многопрофильная школа Однопрофильная школа Обучение по индивидуальным учебным планам Сетевое взаимодействие общеобразовательных и профильных школ 1, 2 и 3 модели – внутришкольная профилизация 4 модель – межшкольная (сетевая) профилизация © Ефимова Н.Н. 2006
3 Модель психологического сопровождения профильного обучения Система психологического сопровождения выбора профессии старшеклассниками в условиях общего образования уже была относительно сформирована. Модель психологического сопровождения выбора профиля обучения в старших классах, а также дальнейшего самоопределения в условиях профильного обучения требовала разработки. Актуальность: Способствовать созданию благоприятных психологических условий для осознанного самоопределения учащихся в мире профессий и в соответствующих профильных направлениях, предлагаемых социумом в виде профильного обучения в старшей школе или в форме обучения в системе начального, среднего и высшего профессионального образования. Цель : © Ефимова Н.Н. 2006
4 Теоретическая и методическая основа 1. Идея профессионального самоопределения как важнейшего компонента самоопределения личности (Е.А.Климов, Н.С.Пряжников) 2. Концепция подлинной самореализации человека на уровне духовных (бытийных) потребностей (А.Маслоу) 3. Характеристики гуманистически ориентированного учителя (А.Маслоу, К.Роджерс, Т. Гордон, С.Л. Братченко, Л.М. Митина) 4. Методические материалы Г.В. Резапкиной, С.Н.Чистяковой, Н.С.Пряжникова и др. © Ефимова Н.Н Модель психологического сопровождения профильного обучения
5 Ориентированность ученика в первую очередь на внутреннее содержание профессии (интерес к данному виду деятельности), а не только на внешние её характеристики (размеры оплаты, престижность в социуме, близость к дому и др.) Учет востребованности выбираемых профессий на рынке труда Относительная независимость совершаемого выбора от мнения авторитетных лиц – родителей, педагогов, сверстников (что не исключает случаев принятия того, что советуют другие) Согласованность склонностей учащихся к профессиям с их реальными интеллектуальными, специальными способностями, психофизиологическими особенностями, состоянием здоровья Соотнесенность профильно-профессионального выбора учащегося со своими жизненными планами в целом Нацеленность на один профиль и один класс профессий (к концу обучения в 9-классе) и на определенную профессию, определенный вуз (к концу обучения в 11 классе) Психологические критерии успешности профильного и профессионального самоопределения: © Ефимова Н.Н Модель психологического сопровождения профильного обучения
6 Модель психологического сопровождения профильного обучения Структура сопровождения Психологический мониторинг уровня профильно- профессионального самоопределения учащихся: I этап – 9 кл. (начало и конец уч. года); II этап –10 кл. (начало уч.года) и 11 кл. (конец уч. года) Профориентационный курс: обязательно - в 9 классе (34 ч), желательно как продолжение - в 10 и/или 11 классе (20-30 ч) Индивидуальные консультации для учащихся, в т.ч. с участием их родителей – 9-11 кл. Повышение психологической компетентности родителей (активизирующее анкетирование, тематические выступления на собраниях, тренинги, в т.ч. совместно с детьми) – 9-11 кл. Повышение психологической компетентности педагогов: учителей-предметников, классных руководителей и социальных педагогов (психологическое тестирование с последующим обсуждением, тематические выступления на педсоветах, тренинги профессионального роста) кл. Обязательные компоненты Психология как: пробный курс в 9 классе элективный курс в 10 и 11 профильных классах, ориентирующий на определенные виды профессий. Например: «Психология общения» для выбирающих коммуникативные профессии «Психология взаимодействия человека с компьютером» для выбирающих профессии учителя информатики и профессии, связанные с использованием компьютера Возможный компонент © Ефимова Н.Н. 2006
7 Инструментарий для психологического мониторинга 1. Анкета жизненного и профессионального самоопределения учащихся (Лернер П.С., Родичев Н.Ф.); 2. Интеллектуальный тест «Аналогии, классификации, обобщения» (К.М.Гуревич и др.); 3. Методика Холланда на выявление предпочтений в мире профессий (модификация Воробьева А.Н. и др.); 4. Анкета для родителей учащихся 9-х классов (составлена автором). © Ефимова Н.Н. 2006
8 Структура профориентационного курса 9 класс - примерные названия разделов: Образ Я Мир профессий Выбор профессии 10 – 11 кл. - примерные названия разделов: Деловые качества личности Ключевые компетенции выбираемой профессии Выбор вуза © Ефимова Н.Н. 2006
9 Апробация модели Место : Городские и сельские школы республики, утвержденные МО и МП ЧР как экспериментальные площадки по введению профильного обучения (всего – 32). Психологический мониторинг систематически проводился в СОШ 40 г. Чебоксары и Калайкасинской СОШ Моргаушского р-на. Этапы : уч. г. – период предпрофильной подготовки (9 кл.) уч.г. – период профильного обучения (10 кл.) уч.г. – период профильного обучения (11 кл.) В ЧРИО на КПК апробированы: 1)модульная программа для педагогов-психологов «Психологическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения» (12 час) 2)модульная программа для учителей-предметников «Психологические аспекты профильного обучения в школе» (4-6 час) © Ефимова Н.Н. 2006
10 Сведения об экспериментальных школах Наименование образовательного учреждения Утвержденные профили Наличие психологической службы Реализованные компоненты психологического сопровождения - на этапе предпрофильной подготовки - на этапе профильного обучения. Психологическая служба работает в 23 образовательных учреждениях из 33 экспериментальных Подробнее… © Ефимова Н.Н. 2006
11 Публикации по апробации Модели 1. Ефимова Н.Н. Деятельность психологической службы в условиях модернизации образования в Чувашской Республике// Психологическое сопровождение модернизации образования Чувашской Республики. Материалы Первой республиканской науч.- пр.конфет. Под общ.ред. Н.Н.Ефимовой. Чебоксары, ЧРИО,2004. С Андреева Н.Н. Изучение гуманистической ориентации педагогов Чувашской Республики на начальном этапе эксперимента по профилизации обучения в старших классах// Психологическое сопровождение модернизации образования Чувашской Республики. Материалы Первой республиканской науч.-пр.конфет. Под общ.ред. Н.Н.Ефимовой. Чебоксары, ЧРИО, Ефимова Н.Н. Психологическое сопровождение предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов: эксперимент в школах Чувашии// Народная школа, 2006, 1. С Корепанова Н.В. Профессиональное самоопределение учащихся // Народная школа, 2006, 1. С Михайлова Ю.С. Как помочь школьникам выбрать профессию // Народная школа, 2006, 1. С © Ефимова Н.Н. 2006
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.