Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемРоман Тувыкин
1 Формирование универсальных учебных действий учащихся через организацию проектной деятельности в АМОУ СОШ с. Марёво. Единственный путь, ведущий к знаниям – это деятельность
2 PISA - самая авторитетная международная программа по оценке подготовки 15-летних школьников. PISA не проверяет, как осваивается школьная программа, а оценивает способность детей применять полученные знания в жизненных ситуациях
3 В исследованиях PISA Участвуют 65 стран В 2009 году Россия занимает - по математической грамотности – 38 место; -естественнонаучной грамотности - 39 место; -Читательской грамотности- 43 место.
4 Система общего образования России не способствует развитию умения выходить за пределы учебных ситуаций, в которых формируются эти знания, в связи с чем не формируется функциональная грамотность учащихся. Отечественное образование до сих пор основано на передаче готовых знаний, в то время как на Западе ученик учится получать их самостоятельно, в ходе эксперимента или игры. Также специалисты отмечают, что российским школьникам задают больше домашних заданий, проводят много контрольных работ, то есть у юных россиян практически нет права на ошибку, при этом психологи твердят о «выученной беспомощности», когда у детей теряется способность мыслить и творчески относиться к учебе.
5 Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, достичь поставленные цели. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте – люди, обладающие проектным мышлением и овладевшие навыками проектно – исследовательской деятельности.
6 Современный образованный человек должен уметь самостоятельно находить необходимую информацию и использовать ее для решения возникающих проблем. Чем больше информации, тем подчас труднее найти именно то, что тебе нужно. Навыки поиска информации и эффективного использования ее для решения проблем лучше осваиваются в ходе проектно- исследовательской деятельности.
7 Технология классно-урочной системы на протяжении столетий оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому пополнению. Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни.
8 Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.
9 Одной из актуальных педагогических проблем является проблема внедрения в школьную образовательную практику «метода проектов», проектной деятельности. Методу проектов принадлежит сегодня ведущее место среди других методов обучения. В основу методов проектов положена идея о том что, что учебно- познавательная деятельность школьников направлена на результат, который получается при решении практической или теоретической значимой проблемы. И здесь важны два результата: - внешний результат, который можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности; - внутренний результат – это опыт деятельности. Этот опыт становится бесценным достоянием учащегося, так как он соединяет в себе: знания и умения, компетенции и ценности.
10 Эти задачи могут решаться в любом образовательном учреждении. В 2012 году педколлектив разработал проект по формированию проектной культуры педагогов АМОУ СОШ с.Марёво», целью которого является создание организационно-педагогических условий внедрения данного метода в практику школы.
11 Преимущества: - позволяет научить учащихся самостоятельному критическому мышлению; - формировать и группировать факты, делая обоснованные выводы; - принимать самостоятельные аргументированные решения; - научить работать в команде, выполняя разные роли.
12 Работа по методу проектов – это достаточно серьёзный уровень сложности педагогической деятельности и требования к нему совершенно особые. Ведь проектная деятельность развивает мыслительные процессы, исследовательские способности, предоставляет возможность самостоятельного выбора средств и способов работы над проблемой Учитель должен понимать, что - с большим увлечением и отдачей выполняется учеником только та деятельность, которая выбрана им самим; - при использовании метода проектов деятельность строится не только в русле учебного предмета, а носит надпредметный характер (т.е. формирует те самые метапредметные универсальные учебные действия, о которых говорится в ФГОС), - ученик получает необходимый жизненный опыт, т.к. использует информацию и собственные знания.
13 «Основные требования» Основные требования к проекту – наличие проблемы, которую нужно решить, и продукта, который должен получиться в результате решения этой проблемы.
14 «Виды проектов» - практико-ориентированный проект. Продукт заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы, села или в рамках учебного предмета: учебное пособие для кабинета, сценарий общешкольного мероприятия; - исследовательский проект. Проблема исследования обозначена и актуальна, выдвинута гипотеза с последующей её проверкой, проводится обсуждение промежуточных результатов работы. Используются методы: эксперимент, моделирование, опрос, анкетирование. Продукт – исследование; - информационный проект. Сбор информации об объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для обсуждения широкой аудитории. Продукт – газета, сайт, форум, сборник; - ролевой проект. Ролевая или деловая игра, где её участники исполняют определённые роли (роли персонажей произведений, рецензент, корректор, оппонент). Продукт зависит от выбора направления ролевой или деловой игры; - творческий проект. Свободный и нетрадиционный выбор проблемы и результата: альманах, выставка, спектакль, игра, фильм. Но каким бы ни было содержание проекта, он всегда исследовательский, т.к. требует проявления исследовательских умений и навыков, формирующихся у учащихся в процессе всей образовательной деятельности.
15 «Проектные умения» Рефлексия (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки); Целеполагание (ставить и удерживать цели); Планирование (составлять план своей деятельности); Моделирование (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное); Проявление инициативы при поиске способа (способов) решения задачи; Коммуникация (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других слушать и слышать других, выражать свои мысли, взаимодействовать внутри группы, вести обсуждение).
16 «Уровни развития проектного мышления» 1 уровень соотносится с проблемным изложением материала учителем; 2 уровень означает, что учитель создаёт на уроке проблемную ситуацию и вместе с учениками её разрешает; 3 уровень предполагает, что учитель создаёт проблемную ситуацию, а ученики самостоятельно её разрешают; 4 уровень свидетельствует о полной самостоятельности ученика в постановке и решении проблемы.
17 Задачи проектно – исследовательской деятельности Создать условия для организации деятельности учащихся: определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты; Создать условия для подготовки к профессиональному выбору, т.е. научить ориентироваться в мире профессий, в системе профессионального образования, в собственных интересах и возможностях, подготовить к условиям обучения в профессиональном учебном заведении, сформировать знания и умения, имеющие опорное значение для профессионального образования определенного профиля. Создать условия для формирования у школьников навыков самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения.
18 Проектно- исследовательская деятельность осуществляется самостоятельно учащимися под руководством педагога- руководителя. Возможность применения в работе не только учебного, но и реального жизненного опыта позволяет проделать серьезную исследовательскую работу. Результатом работы над проектом, его выходом, является продукт, который создается участниками проекта в ходе решения поставленной проблемы.
19 Проектная методика в начальной школе Метод проектов, являясь методом практического целенаправленного действия, открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром; является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, стимулирующим детскую самодеятельность.
20 Метод проектов - один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен школы в окружающий мир. Данный метод способствует актуализации знаний, умений и навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающими. Реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе. Является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступенькам роста - от проекта к проекту.
21 Этапы проектной деятельности мотивационный (учитель заявляет общий смысл, создает положительный мотивационный настрой; ученики обсуждают, предлагают собственные идеи); планирующе - подготовительный(определяется тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности); информационно-операционный (ученики собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником); рефлексивно-оценочный (ученики представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку; учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).
22 Данный вид работы помогает решать следующие задачи: занятость детей во внеурочное время; развитие интереса к творческой и исследовательской работе; привитие навыков работы с различного рода информацией и разными источниками ее получения. Особое внимание надо обратить на то, что учащиеся при поиске информации активно сотрудничают с родителями, старшими братьями и сестрами, вовлекая их в работу.
23 Виды проектов, которые мы можем предложить учащимся начальных классов: исследовательские; информационные; практико-ориентированные.
24 Темы проектов Русский язык: 1 класс - «Скороговорки»; 2 класс -«Сказочная страничка», «И в шутку и всерьёз», «Пишем письмо», «Рифма», «В словари- за частями речи»; 3 класс – «Рассказ о слове», «Семья слов», «Тайна имени», «Зимняя» страничка», «Имена прилагательные в загадках»; 4 класс - «Говорите правильно», «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина».
25 Литературное чтение: 1 класс – «Составляем сборник загадок», «Наш класс- дружная семья»; 2 класс – «О чём может рассказать школьная библиотека», «Моё любимый детский журнал», «Моё любимый писатель- сказочник», «Сочиняем волшебную сказку», «Праздник поэзии»; 4 класс – «Создание календаря исторических событий», «Природа и мы».
26 Математика 1 класс – «Математика вокруг нас. Числа», «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет»; 2 класс - «Математика вокруг нас. Узоры на посуде», «Оригами»; 3 класс – «Математические сказки», «Задачи- расчёты»» 4 класс - Математика вокруг нас. Создание математического справочника «Наше село».
27 Окружающий мир 1 класс – «Моя семья»,»Мой класс и моя школа», «МОИ домашние питомцы»; 2 класс – «Родное село», «Красная книга, или возьмём под защиту», «Профессии», «Родословная», «Города России», «Страны мира»; 3 класс – «Богатство, отданное людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров», «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий»; И т.д.
29 Не говорите ответ. Я хочу сам догадаться. Я сейчас подумаю и скажу…. Очень часто мы слышим такие слова от своих учеников на уроках. И мало кто из нас, взрослых, осознает важность и значимость подобных ситуаций. А ведь для ребенка этого возраста важно не погасить в нем стремление и желание совершить свое открытие, не оттолкнуть равнодушием, не погасить любознательность.
30 Проектная деятельность в среднем звене Проектная деятельность учащихся в основной школе (с 5 по 9 класс) заключается в выполнении предметных проектов. Темы работ предлагаются учителями. Учащиеся выбирают темы по собственному желанию, исходя из наклонностей и способностей (н-р, «Золотой век русской культуры» 5 класс) Выполнение проектов требует развития и личностных качеств, таких как самостоятельность, целеустремленность, трудолюбие, настойчивость, коммуникабельность, ответственность.
31 Основная школа На ступени основного образования формируются личностные УУД: Формирование позитивной самооценки, самоуважения, самоопределения; Воспитание целеустремлённости и настойчивости коммуникативные УУД: Умение вести диалог, координировать свои действия с партнёром, Способность доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать; Умение выступать перед аудиторией, высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения регулятивные УУД: Умение самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество, принимать решения; Формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования времени познавательные УУД Сбор, систематизация, хранение, использование информации
32 Основная школа
33 Внеурочная деятельность
34 Таким образом, стремление ребенка к получению новых знаний, создает благоприятные условия для начала исследовательской деятельности в школе. Использование метода проектов позволяет развивать творческие способности, логическое мышление, стремление самому открывать новые знания и умение проявлять их в современной действительности.
35 Исследовательская работа в классе начинается с ориентирования своих учеников. Главное - не навязывать детям тему исследования. Каждый ребенок изучает то, что для него значимо. Дети с большим интересом исследуют повадки и характер животных. Им интересны темы космоса, многие хотят знать про динозавров, про происхождение своей фамилии и т. д.. Конечно, работы детей в этом возрасте похожи на реферат, где они описывают то, что прочитали в книгах, журналах, Интернете. Но все равно они – исследователи, первооткрыватели!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.