Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемВладлена Беклова
1 Дом Апраксина-Трубецких («Дом-комод») на Покровке. Эпоха Елизаветы Петровны Архитектура История дома Барашевская слобода Церковь Воскресения в Барашах автор
2 Оттенок эпохи. Елизавета Петровна провозгласила целью своего царствования возвращение к порядкам ее отца. Но правление все-таки отличалось своеобразной контрастностью, противоречивостью, зачаток которых был еще в детстве императрицы. «Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями…». Это были европейское новое влияние на страну и нерушимые предания русской старины. Но она умела совмещать «в себе понятия и вкусы обоих». Вступив на престол, она практически не занималась делами государства. Просто питала отвращение ко всякому роду политической деятельности, пугалась всякой серьезной мысли. Крупные правительственные дела чередовались с пышными празднествами, спектаклями, балами, маскарадами. Но скрывались за этой театральной драпировкой жилые комнаты, убогие, тесные, сырые. Елизавета «жила и царствовала в золоченой нищете». При всем этом Елизавета, захватив престол, фактически отменила в государстве смертную казнь
3 По преданию этот дом был построен по приказу Елизаветы Петровны для нее самой и ее фаворита А.Г.Разумовского, с которым она тайно обвенчалась в 1742 году. Возможно, что местом их венчание была церковь Воскресения в Барашах, стоящая рядом.
4 Императрица Елизавета Петровна. Гравюра XVIII века.
5 Миниатюра Г.Муссикийского. Семья Петра I.
7 К.Ванлоо. Портрет императрицы Елизаветы Петровны
8 А.Г.Разумовский. Гравюра XVIII века.
9 Речь идет не об отдельном доме, а о целой усадьбе. При ее создании был использован барочный прием. Дом этот легкий и в то же время осунувшийся, комодистый. Приземистые объемы флигелей, «выступ» дома за красную линию улицы придают ансамблю необходимую парадность.
10 Фасад весь буквально напичкан изогнутыми линиями, чередованием ровных участков и выпуклых плоскостей, скрытыми под изобильным декором. Экспрессия деталей, сложных, пышных, насыщенных движением, выточенных из мертвого камня форм. Дом, как «искаженное архитектурное тело». Коринфский ордер колонн; динамичность стены; противоборство карниза с вертикалями колонн = противостояние, столкновение => рождается барокко.
11 Строители. «Ляп» в истории дома: строитель неизвестен. Растрелли? Ухтомский? Аргунов? Бланк? Однако, справедливо в «Старой Москве»( историко-культурном путеводителе)замечено: проект дворца по- растреллиевски хорош, но выполняли его более робкие руки. Дом-комод Зимний дворец Растрелли
12 Планы первого и второго этажей здания
13 Вид со двора на левый флигель
14 Вид со стороны Покровки на правый флигель
15 История дома Территория усадьбы сложилась в результате приобретения графом М. Ф. Апраксиным нескольких небольших владений. На одном из них, принадлежавшем в 1760 году поручику Крюкову, по восточной границе стоял длинный каменный корпус. В году были выстроены существующий дом и два одноэтажных флигеля вдоль боковых границ усадьбы, причем восточный, видимо, включил старый корпус владения Крюкова. Строительство завершилось в годах, уже после продажи усадьбы Д.Ю. Трубецкому. Западный флигель, прежде короткий, был удлинен; оба флигеля были надстроены вторым этажом и соединены с домом переходами, которые были расширены в период до 1803 года. В торце восточного флигеля разместилась парадная лестница. В 1783 году двор был замкнут в глубине двухэтажным корпусом с проездом в центре (в наше время этот корпус надстроен третьим этажом); первоначально на его месте предполагался другой, изогнутый в плане. С середины XIX века в усадьбе помещалась Четвертая мужская гимназия. (. В числе учеников были Николай Жуковский, Николай Скрябин, будущий дипломат, Константин Алексеев (в будущем Станиславский).
16 В советское время дом был отдан семьям рабочих и служащих.В отдельных помещениях разместились учреждения и организации. Это было своеобразное воплощение революционного девиза Дворцы рабочим!. Жили в плотно населенных коммунальных квартирах совсем не по-барски: не было ни топлива, ни света. В печах и буржуйках сжигали все, что могло гореть, перила лестниц, мебель, книги, на кухнях хозяйки по 1015 человек одновременно на примусах и керосинках готовили немудреную пищу. По утрам заспанные жильцы выстраивались в очередь к умывальнику. Позже квартиры пустели все отправлялись на работу. А в праздничные дни весело отдыхали, развлекались с выпивкой, песнями и плясками под гармонь во дворе бывшего княжеского дворца. Отсюда уходили на защиту своего отечества, своего дома, но вернуться под его крышу удалось не всем. После войны жителей дома 22 начали потихоньку переселять.
17 Бараши Название слободы загадочно. Оно отражает род деятельности ее жителей – шатерников. Шатерники содержали и перевозили царские походные шатры. Вообще, барашевцы принесли Покровке славу торговой улицы. Только в начале XVIII века стали продаваться здесь домовладения…
20 Церковь Церковь Введения в Барашах находится в Барашевской слободе, которая дала название Барашевскому переулку. Первоначально главная церковь построена в середине 17 в., приделы в следующее десятилетие. Под концом 15 века на ее месте была деревянная церковь Ильи под Сосною. Убранство одноглавого храма достаточно оригинально: пышные с колонками наличники окон с замысловатыми гребнями, на углах четверика группы колонок по традиции поставлены друг на друга ярусами; такой графический характер придают карнизы. Характерная черта нар.барокко – восьмерик ярусной колокольни. Наступили Советские времена. Церковь закрыли. Внутри сделали общежитие строительных рабочих, а затем фабрику. В храме помещался завод электроизделий. Церковь обезглавлена и обезображена заводскими лестницами и трубами; стены были закопчены, некрашены, штукатурка местами обвалилась, вид зданий грязный, неряшливый. Завод начали выводить, внутри поместили цех реставрации металла. Затем решили все отреставрировать. На Подсосенском переулке хорошо заметно, что абсиды храма далеко выступают за красную линию. 15 лет назад храм был передан Русской Православной Церкви.
22 Использованные материалы
23 Дом-комод Автор – Абоймова Анна, ученица 10 класса «Г» гимназии 1543.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.