Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемАнастасия Юркова
1 План: 1. Культура природопользования русского крестьянина. 2. Природопользование как элемент традиционной культуры северных и степных народов России. Литература: 1.Масанов Н.Э. Кочевая цивилизация казахов. Алма-Аты, Миненко Н. А. Экологические знания и опыт русских крестьян Сибири в XVIII – первой половине XIX вв. Новосибирск, Харамзин Т. Г. Традиционное природо- пользование как основа развития матери- альной и духовной культуры обских угров. М., 2000.
2 1. Отношение к природным стихиям. 2. Православие и отношение к природе.
3 Лес и Степь. Лес сыграл крупную роль в нашей истории. Он был многовековой обстановкой русской жизни: до второй половины XVIII в. жизнь наибольшей части русского народа шла в лесной полосе нашей равнины. Степь вторгалась в эту жизнь только злыми эпизодами, татарскими нашествиями да козацкими бунтами. Еще в XVII в. западному европейцу, ехавшему в Москву на Смоленск, Московская Россия казалась сплошным лесом… Река. Он [русский народ] любил свою реку, никакой другой стихии своей страны не говорил в песне таких ласковых слов - и было за что. При переселениях река указывала ему путь, при поселении она - его неизменная соседка: он жался к ней, на её непоёмном берегу ставил своё жильё, село или деревню. В продолжение значительной постной части года она и кормила его… Река воспитывала дух предприимчивости, привычку к совместному, артельному действию, заставляла размышлять и изловчаться, сближала разбросанные части населения, приучала чувствовать себя членом общества, обращаться с чужими людьми, наблюдать их нравы и интересы, меняться товаром и опытом, знать обхождение.
4 Весна: * Весна … красна * Ранняя весна ничего … * Если птицы вьют гнезда на солнечной стороне деревьев – будет …. * Если весной снег тает от солнца – будет урожайный год, * от … – жди засуху
5 Лето * Лето дождливое – зима … * Лето крестьянину – мать и отец * Лето-припасихо припасает на целый год для скота и для двора * Летний день – … кормит * Летний день – за зимнюю … * Лето родит, а не … * Если летом не было росы – днем … * Если летом петух запел раньше девяти часов вечера – к дождю
6 Осень * Осенний тенетник – на ясную погоду, на вёдро * Ранняя роса летом, а осенью иней – к вёдру * Лебедь летит к снегу (в позднюю осень), а гусь – к …
7 Зима Летом пролежишь, а зимой... Август собирает, а зима... Готовь летом сани, а зимой телегу. Зима - не лето, в шубу одета. Зима без снега – лето … Зима лодыря... Хороший снежок … сбережет.
8 24 января – день Аксиньи-полузимницы; 28 февраля – Василий-капельник; 1 марта – Евдокия-плющиха; 19 марта – Дарья-прорубница; 8 апреля – Иродион-ледолом; 23 апреля – Егор-скотопас; 26 апреля – Степан-ранопашец; 1 мая – Еремей-запрягальник; 5 мая –Орина-рассадница; 9 мая – Николай- травной; 13 мая – Лукерья-комарница; 14 мая – Сидор-северян; 21 мая – Олёна-леносевка; 29 мая – Федосия-колесеница; 31 мая – Еремей-распрягальник; 13 июня – Акулина-сдерихвостка; 23 июня – Аграфена-купальница; 11 июля – Афинья-стожарница; 4 августа – Авдотья-малинуха; 15 сентября – Никита-репорез; 12 декабря – Спиридон-солнцеворот.
9 Существует известное противоречие: 1. Человек – часть Природы, но особенная, Человек – высшее создание Бога. Природа – Дом, данный ему Богом, а он – домоправитель в этом доме. 2. «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1, 28).
10 «Земля – кормилица». В то же время: «не земля хлеб родит, а Бог (год, небо).» (русские народные пословицы) «Русский народ не столько завоевывал землю, сколько брал её в плен. Эта военнопленная земля и работала на русский народ, работала без того, что он сам по-настоящему на ней работал. …неустанный прилив хлебородных равнин, которые приходилось наспех заселять и засеивать, лишал русский народ не только необходимости, но и возможности заботливого и тщательного труда на земле. Кое-как бередили все новую и новую целину». (Ф. Степун «Мысли о России»)
11 Нарушился природный баланс: 1) сведение лесов привело к снижению уровня подземных вод, обмелению рек и других водоемов, усыханию пашни, огородов, садов – эти перемены стали вполне очевидной проблемой уже во второй четверти XIX века. 2) многовековое использование традиционных приемов землепашества (двух- трех- полье) привело к сильному истощению плодородия почв, примитивные способы удобрения не спасали. 3) единственным способом смягчить ситуацию… было новое наступление на лес и степь, новая распашка земель.
12 1. Природа населяется Духами, она – живая. Каждое место, болотце, урочище, ручей, река населены духами места. Рядом с людьми и духи предков, божества природных стихий и т.п. 2. Человек – часть Природы-Родины. При рождении в него впускает дух богиня земли – Маа или Калтащ-Анки. Чтобы жить с природой в согласии, добывать пропитание, создавать семью, растить детей Человек должен знать Духов и уметь ладить с ними. Отсюда пространство «своё» и «чужое» (духов которого я не знаю), большое значение магии в повседневной жизни. 3. Пастбища, угодья дикоросов, охоты, рыбные пески – есть не элементы хозяйства, а элементы Природы-Родины, наряду со «священными местами» – там, где в укромных местах лесов стоят идолы, изображающие богов, там, где хоронят умерших. 4. Бережное, «экономное» отношение к природе: а) взять столько, сколько нужно для жизни, не больше; б) использовать взятое максимально («безотходные технологии»).
13 5. Комплексный характер хозяйства: в данный момент «работает» та отрасль, которую «включает» природа: охота, рыбная ловля, сбор дикоросов; постоянно «включено» только оленеводство. 6. Календарь хозяйственного года основан на вековом хозяйственном опыте, не осве- щен (со стороны), а «пропитан» традици- онными представлениями о мире. 7. Культура ханты – это … ?
14 Национальная (этническая) культура: 1) Язык 2) Вера … ???
15 * Март - Таежный месяц, * Март - месяц, когда в тайгу отправляются на промысел, * Январь-февраль - в лес уходят, * Март – в тайгу идти надо * Мужчины в начале зимы – на охоту, женщины – рыбачат. * Декабрь – большая суета * Декабрь – божий спина месяц * Январь – божья спина *Апрель - Бурундучий месяц *Последний месяц белкования *Апрель – бурундук из земли выходит, пойдем бурундука кликать *Бурундуки выходят *Бурундука бить
16 В степи протяженность кочевых маршрутов до км. в год. Осень – путь к зимним пастбищам, укрытым от ветра с небольшим снежным покровом (берега озер и долины рек с камышово- тростниковыми зарослями, склоны гор, сопок). На эти пастбища пускали вначале лошадей, затем КРС и только потом коз и овец. Случка скота регулировалась так, чтобы получить молодняк в апреле-мае, когда становится тепло и появляется много молодой зелени. Весной – выход на весенние пастбища – на возвышенные места, где скорее стает снег и раньше появится разнотравье. Летом – после того, как ресурсы весенних пастбищ заканчиваются – переход в низинные места на летние пастбища. Отдельные урочища, водоемы, сопки имеют в глазах кочевников статус «священных», как и некоторые виды флоры и фауны.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.