Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемТамара Теплицкая
1 «Без учителя, без его порыва к обновлению, без его ежедневного и ежеурочного творчества, без его ума и совести, его культуры и доброго сердца никакое переустройство общества невозможно». (Овчарова Р.В. «… с благодарностью ко всем тем, кого я считаю своим учителями»)
2 Фасилитация (от французского faciliter – облегчать) создание таких социально-психологических условий, при которых учитель мог бы чувствовать себя защищенным, спокойно работать, сохранить свое психическое здоровье и самореализоваться как зрелая личность.
3 Интерес к жизни Интерес к человеку как к таковому Интерес к культуре
4 Интерес к жизни Интерес к жизни – условие работы с детством, условие эффективности воспитания, так как воспитание непременно ориентировано на формирование способности быть счастливым, а в основе такой способности лежит принятие жизни как таковой в качестве великого дара природы
5 Интерес к человеку как к таковому с познанием человеческой души, с признанием права человека на особенности и несходство с другими людьми, сохранностью ценностной позиция вне зависимости от конкретных характеристик этого человека. Интерес к человеку помогает обрести профессиональное равновесие и устоять на профессиональной высоте, а значит, трезво искать решение проблемы
6 Интерес к культуре как личностная характеристика, как условие успешности профессиональной работы педагога, как черта личности широкая палитра интересов педагога к культуре и формирование у детей такого пристального внимания к данным фактам; приобщение детей к корректированию привычного содержания и хода жизни в согласии с достижениями мировой культуры
7 Содержания образования (чему учит готовым программным знаниям или самопознанию и саморазвитию личности). Методики воспитания и обучения (как учить, какими средствами и способами с помощью учителя, книг и слова или через другие источники познания). Назначения и места в педагогическом процессе учителя (кто учитель - Бог, идол или путник, ищущий к своей творческой цели). Взаимоотношения учителя со всеми участниками педагогического процесса (это атмосфера борьбы, преодоления недостатков, исправления ошибок в тетрадях и поведении или атмосфера покоя, равновесия, положительного внимания на себе и остальных). ПРОБЛЕМЫ
8 Опросы педагогов : 60% 60%-склонны высоко оценивать роль личности в педагогической деятельности, 20% 20% -придают значение методике, технологиям 30% 30%- склонны соединить то и другое
9 личностное и профессиональное взаимодействуют ? С.Д.Поляков (1996) выделяет три варианта соотношения - педагогическая деятельность не значима для него, он ее выполняет не более, чем формально-ролевым образом (профессиональное не является личностно-значимым) - один из личностных смыслов педагога наряду с другими, не менее важными (профессиональное - одна из личностно-значимых сфер) - ведущий приоритетный, один из ведущих смыслов жизни педагога (профессиональное - одна из ведущих личностно- значимых сфер).
10 (личностные центрации, иерархия, соподчинение интересов педагога в педагогической сфере (А.Б.Орлов ) 1. Сосредоточенность педагога на себе, своих переживаниях, мыслях по поводу того, как он выглядит в глазах воспитанников (Я-центрация), стремление к самоутверждению
11 2. Решающая значимость для воспитателя мнения, оценки директора, завуча, начальства (центрация на администрации). Типичные высказывания: а что скажет или подумает обо мне руководитель?
12 3. Приоритетное значение оценки коллег, действия в интересах ее поддержания или улучшения, характерные мысли: а что обо мне скажут, подумают в коллективе?
13 4. Ориентация на оценки родителей воспитанников (центрация на родителях), особенно в ситуации платного обучения, специализированных и частных образовательных учреждений.
14 5. Сосредоточенность на содержании и способах своей деятельности (центрация на методике). Методоцентрические воспитатели могут быть творческими, знаменитыми. Но в ядре их творчества не воспитанник, а средство.
15 6. Приоритетный интерес к развитию воспитанника, к его проблемам, стремлениям, мыслям, переживаниям (центрация на воспитаннике, гуманистическая центрация). Педагоги с такой центрацией наиболее соответствуют сути педагогической профессии.
16 7. Доминирующий интерес к коллективу, группе, искренняя увлеченность работой со всеми вместе без внимания к конкретной личности (центрация на коллективе)
17 Динамика мотивов- профессиональное становление: стремление к признанию – самоутверждению акцентировка на содержании воспитания, обучения повышенный интерес к способам педагогической работы преобладание интереса к пониманию и развитию ребенка
18 В русле гуманитарной психологии Б.С.Братусем (1990) разработана шкала личностных смыслов, имеющая поуровневое строение и содержащая пять уровней: почти неличностный; эгоцентрический; группоцентрический; гуманистический; эсхатологический, или духовный. Смысловая вертикаль положена М.Н.Мироновой в основу построения целостной модели развития личности учителя (1996)
19 В фазах "кризисов" личность несет в себе возможность к разрушению. Во внутреннем плане - это разрушение прежних смысловых образований, что необходимо для создания новых смысловых уровней. Во внешнем - возможное негативное влияние человека на окружающих людей.
20 Почти неличностный уровень - (симбиотический) Нет личного отношения к выполняемым действиям, он отождествляет себя с другими, не имея "своего лица. Поэтому уровень можно назвать еще и симбиотическим. Если почти неличностный уровень является доминирующим, то учитель стремится к симбиотическому единству со своими учениками. Выполнение педагогом роли "психологической матери", питание «эмоциональным молоком". Такое единство не соответствует психологическому возрасту ученика и затрудняет его развитие, а для учителя оборачивается эмоциональным сгоранием. У ченик, и учитель психологически крайне зависимы друг от друга, а главное - у того и другого существует вероятность развития всех тех отклонений, пусковым механизмом которых является симбиоз.
21 Модель диктаторская «МОНДБЛАН». Следствие: отсутствие психологического контакта, а отсюда безынициативность и пассивность обучаемых. Модель неконтактная («КИТАЙСКАЯ СТЕНА»). Следствие: слабое взаимодействие с обучаемыми, а с их стороны – равнодушное отношение к преподавателю. Модель дифференцированного внимания («ЛОКАТОР»). Следствие: нарушается целостность акта взаимодействия в системе преподаватель-ученик, она подменяется фрагментарностью ситуативных контактов. Модель гипорефлексная («ТЕТЕРЕВ»). Следствие: практически отсутствует в взаимодействие между обучаемыми и обущающимися, а вокруг последнего образуется поле психологического вакуума. Стороны процесса общения существенно изолированы друг от друга, учебно-воспитательное воздействие представлено формально. Модель гиперрефлексная («ГАМЛЕТ»). Следствие: обострение социально-психологическая чувствительность преподавателя, приводящая к его неадекватным реакциям на реплики и действия учащихся. В такой модели поведения не исключено, что бразды правления окажутся в руках у учащихся, а преподаватель займет ведомую позицию в отношениях. Модель негибкого реагирования («РОБОТ»). Следствие: низкий эффект педагогического взаимодействия. Модель авторитарная («Я - САМ»). Следствие: воспитывается безынициативность обучаемых, теряется творческий характер обучения, искажается мотивационная сфера познавательной активности. Модель активного взаимодействия («СОЮЗ»). Следствие: возникающие учебные, организационные и этические проблемы творчески решают совместными усилиями. Такая модель наиболее продуктивна.
22 Диктаторская - «МОНДБЛАН» Неконтактная - «КИТАЙСКАЯ СТЕНА» Дифференцированного внимания - ЛОКАТОР» Гипорефлексная - «ТЕТЕРЕВ» Гиперрефлексная - «ГАМЛЕТ» Негибкого реагирования - «РОБОТ» Авторитарная - «Я – САМ» Активного взаимодействия - «СОЮЗ» модели общения
23 Эгоцентрический уровень предполагает отношение человека к себе как к самоценности, а к другому - как к средству для достижения своих целей, получения выгоды и успеха для себя. Если этот уровень доминирует в структуре личности учителя, то главными для него являются собственное благополучие, удобство и успех, а ученик используется как средство для их достижения. Стремление к непродуктивному сверхконтролю - также порождение этого уровня. Доминирующий эгоцентрический уровень личности учителя является препятствующим фактором в развитии его самого и учеников.
24 Группоцентрический уровень отождествление себя с группой, вхождение в единство, скрепленное социальными связями и групповой моралью. Если уровень является доминирующим, то интересы коллектива для учителя также выше интересов отдельного ребенка, ими можно жертвовать; знание по учебному предмету также выше интересов развития. Личная жизнь (своя и ученика) не является ценной и важной, учитель не видит в ней глубины, богатства и не может способствовать развитию индивидуальности ученика. «Когда человек отдает свою жизнь в качестве средства для чего-либо, он теряет смысл жизни» С.Л.Франк (1990).
25 Гуманистический уровень Связан с устремлениями общечеловеческой направленности. Для учителя каждый ребенок неповторим и имеет свой уникальный смысл жизни. Учитель не формирует и осуществляет педагогическое воздействие, а сотрудничает и фасилитирует, ведет диалог. Этот уровень позволяет создавать и сохранять свою неповторимость и одновременно, находясь в единстве с другими личными культурами настоящего и прошлого.
26 На духовном уровне образуется единство, основанное на отношениях любви. Учитель видит в ученике духовного брата, а главную свою цель - в том, чтобы созидать духовное единство. Люди духовного уровня способны целостно понимать бытие. Учитель на этом уровне сверхсозидателен, и по достижении "поры" его ученики смогут стать мудрецами, философами, праведниками.
27 Цели: осознание общих профессиональных стереотипов учительского труда, препятствующих развитию мастерства формирование перспективных педагогических идей, на основе которых можно успешно развивать профессионализм независимо от стажа работы в школе.
28 Однажды в зоопарк привезли медведя. Однако к моменту его прибытия предназначенная для него большая клетка с бассейном оказалась не готова, и зверя пришлось поместить в маленькую тесную клетку всего 6 шагов в длину. За три недели, проведенные в тесной клетке, медведь привык передвигаться лишь на эти 6 шагов. Прошло время. Медведя переместили в новую большую клетку, но он продолжал двигаться в привычном замкнутом пространстве: 6 шагов туда и 6 шагов обратно. Что мешает: медведю выйти из клетки? выйти за рамки, продвинутые вперед ?
29 Содержания образования (чему учит готовым программным знаниям или самопознанию и саморазвитию личности). Методики воспитания и обучения (как учить, какими средствами и способами с помощью учителя, книг и слова или через другие источники познания). Назначения и места в педагогическом процессе учителя (кто учитель - Бог, идол или путник, ищущий к своей творческой цели). Взаимоотношения учителя со всеми участниками педагогического процесса (это атмосфера борьбы, преодоления недостатков, исправления ошибок в тетрадях и поведении или атмосфера покоя, равновесия, положительного внимания на себе и остальных).
30 Есть ли стереотипы в нашей учительской профессии? Какие привычные и правильные с виду устои в нашей работе вызывают ваше сомнение или несогласие? Какие правила мешают вам творчески работать, проявить свои возможности в полную силу?
31 «Миф о Великом Учителе» «Миф о Цели Образования» «Миф о Чтении Лучшем Учении» «Миф о Вечном Бое»
32 Опровержение мифов (1015 мин) Задание группе: Разработайте опровержение заданного вам мифа. В противовес общепринятому бытующему в образовательном учреждении мнению или практике выдвиньте перспективную педагогическую идею, способную вывести учителя из клетки стереотипов на тропинку творческого роста
33 « Миф о Цели Образования» идея саморазвития личности, идея овладения личностью способами познания и удовлетворе ния своих потребностей «Миф о Чтении Лучшем Учении» идея учения в деятельности, идея «постановки ума» «Миф о Великом Учителе» идея учителя-путника, учителя творческой личности «Миф о Вечном Бое» идея покоя и равновесия, доброжелательного сотрудничества и диалога
34 «Кто Я ?»
35 Назначение и место педагога- фасилитатора в образовательном процессе
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.