Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемОльга Труфанова
2 Выявить, в чём люди видели и видят смысл жизни Изучить разные типы смыслов жизни, дать им классификацию Рассмотреть произведения, в которых герои в поиске смысла жизни Провести анкетирование поколений отцов и детей Проанализировать, чему отдают предпочтение представители двух поколений
3 Смысл жизни – достижение власти Не секрет, что есть люди, которые живут ради увеличения своей власти над другим Властолюбивые люди смысл видят в том, чтобы доказать себе и окружающим, что могут возвыситься над другими, достичь того, чего другие не смогли. На наш взгляд, в такой ситуации власть – это тоже своего рода наркотик, от которого человек получает нездоровое наслаждение и без которого он уже не может, и которому требуется постоянное увеличение «дозы» власти. Сотни тысяч имели огромную, а иногда даже невероятную власть (вспомним Александра Македонского, Чингисхана, Наполеона, Гитлера). Но в один момент они ее теряли. И что? К этой категории людей относятся Наполеон Бонапарт («Война и мир» Л.Н. Толстого) Предводитель («Мать изменника» из «Сказок об Италии» Горького)
4 Потребление, удовольствия как смысл жизни Философия потребления появилась не сегодня. Еще известный древнегреческий философ Эпикур ( до Р.Х.), который считал, что смысл жизни в избегании неприятностей и страданий, получении удовольствий от жизни, достижении покоя и блаженства. Можно также назвать эту философию культом удовольствия. Этот культ царит и в современном обществе. С культом удовольствия теснейшим образом связан культ потребления. Человек сам низводит себя до такого уровня, ограничивая цель своей жизни удовлетворением примитивных потребностей. В литературе такой тип людей называется « небокоптители». К ним можно отнести следующих героев: Пульхерия Ивановна и Афанасий Иванович Товстогубовы ( «Старосветские помещики» Н.В. Гоголя) Манилов («Мёртвые души» Н.В. Гоголя) Карамазов («Братья Карамазовы» Достоевского) Обломов («Обломов» Гончарова») Иван Никифорович («Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»)
5 Приумножение материальных благ Английский философ XIX века Джон Милль видел смысл человеческой жизни в достижении выгоды, пользы, успеха. Сейчас очень многие думают, что человек живет для того, чтобы зарабатывать деньги. Именно в приумножении богатства они видят смысл своей жизни. Сюда относятся Плюшкин («Мёртвые души» Гоголя) Гобсек («Гобсек» Бальзака) Иудушка («Господа Головлёвы» Салтыкова-Щедрина)
6 Будет о чём вспомнить в старости Давайте честно разберем этот вариант смысла жизни – жить только для того, чтобы было о чем вспомнить в старости. Например, у нас была сытая, полная впечатлений, богатая и веселая жизнь. И вот у последней черты мы можем вспомнить все прошлое. Принесет ли это радость? Нет, не принесет. Не принесет потому, что это хорошее уже прошло, а время остановить нельзя. Радость можно получить только в настоящем от того, что было сделано действительно хорошего для других. Потому что в этом случае то, что ты сделал, живет. Мир остается жить, с тем хорошим, что ты для него сделал. Таких героев в литературе называют «историческими людьми», или авантюристами: Ноздрёв («Мёртвые души» Гоголя) Остап Бендер («Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова) Чичиков («Мёртвые души» Гоголя)
7 Сохранение красоты и здоровья Древнегреческий философ Метродор утверждал, что смысл жизни в крепости тела и в твердой надежде, что на него можно положиться. Если человек заботится о своем здоровье (занимается спортом, физкультурой, своевременно проходит профилактические медицинские осмотры), то это можно только приветствовать. Мы же говорим о другом, о той ситуации, когда поддержание здоровья, красоты, долголетия становится смыслом жизни. Чисто такой тип в литературе встречается крайне редко, но всё же можно найти: Злая мачеха («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» Пушкина) Дориан Грей («Портрет Дориана Грея»Оскара Уайльда)_ Пескарь («Премудрый пескарь» Салтыкова- Щедрина) Учитель Беликов («Человек в футляре» Чехова)
8 Жизнь ради близких Многие люди видят смысл своей жизни в близком человеке, в ребенке, супруге, реже – родителе. Они нередко так и говорят: «Я живу ради него», живут не своей, а его жизнью. Безусловно, любить своих близких, жертвовать чем- то ради них, помогать идти по жизни – это необходимо, естественно и правильно. Перенося смысл своей жизни на жизнь другого человека, мы теряем самих себя, полностью растворяемся в другом. Подходят такие герои: Лирическая героиня («Мой брат играет на кларнете» А. Алексина) Соня Мармеладова («Преступление и наказание» Достоевского) Матрёна («Матрёнин двор» Солженицына) Мужик («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил») Мужик, приютивший сироту («Два богача» из «Стихотворений в прозе» Тургенева) Чудик («Чудик» Шукшина)
9 Работа, творчество Дела жизни» бывают разными. Для одного дело жизни- это служение культуре, другого – служение народу, третьего – служение науке, а четвертого – служение ради «светлого будущего потомков», как он его понимает. Работа – самая главная составляющая для этих героев: Машинист Мальцев («В прекрасном и яростном мире» Платонова) Павка Корчагин («Как закалялась сталь» Н. Островского) Базаров («Отцы и дети» Тургенева) Левша («Левша» Лескова) Данко («Старуха Изергиль» Горького) Гриша Добросклонов («Кому на Руси жить хорошо» Некрасова)
10 Любовь Любовь - это самое важное слово в языке. Оно же является наиболее непонятным. Мыслители пришли к выводу, что любовь играет главную роль в жизни. Нам говорят, что "любовь - это роскошный бриллиант" и что "любовь движет Вселенной". Ради любви люди совершают и подвиг, и идут на преступление. Любовь важнее всего для таких героев: Алеко и Земфира («Цыганы» Пушкина) Фрося («Фро» Платонова») Желтков («Гранатовый браслет» Куприна) Олеся («Олеся» Куприна) Воробей, защищающий птенца («Воробей» из «Стихотворений в прозе» Тургенева) Катерина («Гроза» Островского) Маша Миронова («Капитанская дочка» Пушкина) Катерина Львовна («Леди Макбет Мценского уезда» Лескова)
11 Чтобы оставить свой след Еще один вариант ответа на вопрос о смысле жизни: «Чтобы оставить свой след, чтобы меня помнили». Многие герои стремятся к тому, чтобы о них вспоминали по их хорошим делам: «Вишня» Исаковского «Я памятник воздвиг себе нерукотворный» Пушкина «Памятник» Державина
12 Все так живут Во-первых, так живут не все. Во-вторых, уверены ли Вы, что эти «все» счастливы? И счастливы ли Вы, живя «как все», не задумываясь? В-третьих, что смотреть на всех, у каждого своя жизнь, и каждый сам ее строит. И когда что-то не заладится, не «всех» винить придется, а себя… В-четвертых, рано или поздно большинство «всех», оказавшись в каком-либо серьезном кризисе, все-таки тоже задумается о смысле своего существования. К таким героям можно отнести следующих персонажей: Ганя – старшеклассник («Дремучие двери» Юлии Ивановой) Дмитрий Старцев («Ионыч» Чехова)
13 Заключение Человек оставляет после себя следы, а какие они будут, каждый выбирает по себе. Хочу привести стихотворение Юрия Левитанского «Каждый выбирает для себя» Каждый выбирает для себя Женщину, религию, дорогу. Дьяволу служить или пророку - Каждый выбирает для себя. Каждый выбирает по себе Слово для любви и для молитвы. Шпагу для дуэли, меч для битвы Каждый выбирает по себе. Каждый выбирает по себе. Щит и латы, посох и заплаты, Меру окончательной расплаты Каждый выбирает по себе. Каждый выбирает для себя. Выбираем тоже - как умеем. Ни к кому претензий не имеем. Каждый выбирает для себя!
14 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.