Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемПолина Пинаева
1 СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ЧУЖОЙ РЕЧИ Учитель русского языка и литературы Калинина Наталья Николаевна
2 Способы передачи чужой речи Класс: 9 – общеобразовательный Тип урока: сообщение новых сведений Тема лингвистическая: способы передачи чужой речи Тема коммуникативная: коммуникативно- организованный дидактический материал из лирики и прозы русских поэтов и писателей о природе родного края (деревня Абрамовка Орехово-Зуевского района Московской области) Тема по развитию речи: описание с элементами повествования и рассуждения на тему любви к природе родного края и родине, отношение к экологической проблеме страны Технология урока: комплексная: блочная подача нового материала и поэлементная отработка умений и навыков при закреплении
3 Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Д.С.Лихачёв Не то, что мните вы, природа Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык. Ф.М.Тютчев
4 Берегите эту землю, эти воды. Даже малую былиночку любя. Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя. Е.Евтушенко
5 Проверь !!! 1) «Моя лирика жива одной большой любовью к родине, - писал Сергей Есенин. - Чувство родины – основное в моём творчестве.» 2) «Без Ясной Поляны, - любил повторять Л.Н.Толстой, - не было бы ни меня, ни моих сочинений.» 3) В.Распутин в повести «Прощание с Матёрой» писал, что «природа сама по себе всегда нравственна, безнравственной её может сделать лишь человек».
6 Проверь !!! 4) Человек, по словам М.М.Пришвина, – это часть природы, его нельзя разлучить с ней. 5) Сергей Есенин с благоговением говорил о стране берёзового ситца.
7 СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ЧУЖОЙ РЕЧИ (СХЕМА) С сохранением формы и содержания Без сохранения всех особенностей речи говорящего Прямая речь 1)перед словами автора «П,»-а. «П?»-а. «П!»-а. «П…»-а. 2)после слов автора А: «П.» А: «П?» А: «П!» А: «П…» 3)с разрывом «П, - а, - п. (?) (!) (…)» «П, - а. – П. (?) (!) (…)» «П? - а. – П. (?) (!) (…)» «П! - а. – П. (?) (!) (…)» Диалог - П? – а А: - П.П! - П? - П! П. П… I. Косвенная речь [A], (косвенная речь) (придаточное изъяснительное с союзами ЧТО//БУДТО (повествовательное), ЧТОБЫ (побудительное) Союзными словами ЧТО//КТО//КАКОЙ КАК//ГДЕ//ПОЧЕМУ//ЛИ (вопросительные ) II. Вводные конструкции для передачи источника сообщения [+++, …]. III.Простое предложение с дополнением, называющим тему чужой речи [… _ _ _ ].
8 СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ЧУЖОЙ РЕЧИ (ПРИМЕР) Примеры Николай Рубцов проникновенн о восклицал: «Русь моя, люблю твои берёзы!» Николай Рубцов проникновенно восклицал, что он любит берёзы Руси. [- =], (что - =). По словам Николая Рубцова, он любит берёзы Руси. [ +++, - = …] Николай Рубцов проникновенно говорил о любви к берёзам Руси.
9 ПИСЬМО ПОД ДИКТОВКУ: проверь!!! «Тихая моя родина, – писал в своём очерке Василий Белов, - ты всё так же не даёшь мне стареть и врачуешь душу своей зелёной тишиной.» - Объясните роль метафоры в данном предложении.
10 ПИСЬМО ПОД ДИКТОВКУ «Липа – дерево важное, - говорил Егор, шагая по заросшей лесной дороге. – Она в прежние- то времена, сынок, пол-России обувала, с ложечки кормила да сладеньким потчевала.» (Б. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей») - О какой пользе липы говорит Егор Полушкин своему сыну?
11 ПИСЬМО ПОД ДИКТОВКУ «Умеет ли плакать рыба? Кто ж узнает? – с горечью восклицает В.П.Астафьев в повествовании «Царь- рыба». – Она в воде ходит, и заплачет, так мокра не видать, кричать она не умеет – это точно! Если б умела, весь Енисей, да что там Енисей, все реки и моря ревмя ревели б.» - Какую проблему затрагивает писатель в этом предложении?
12 САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ Карточка 1 Люблю дымок спалённой жнивы, В степи ночующий обоз И на холме средь жёлтой нивы Чету белеющих берёз. (М.Ю.Лермонтов)
13 САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ Карточка 2 Росистый вечер дышал упоительной прохладой. Луна подымалась из-за тёмных вершин. Каждый шаг моей некованой лошади глухо раздавался в молчании ущелий. (М.Ю.Лермонтов, «Княжна Мери»)
14 САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ Карточка 3. Я нежно болен воспоминаньем детства, Апрельских вечеров мне снится хмарь и сырь. Как будто бы на корточки погреться Присел наш клён перед костром зари. (С.А.Есенин)
15 САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ Карточка 4. Я навек за туманы и росы Полюбил у берёзки стан, И её золотистые косы, И холщовый её сарафан. (С.А.Есенин)
16 САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ Карточка 5. Сад мой сейчас великолепен; зелень ослепительно ярка, - такая молодость, такая свежесть, такая мощь, что трудно себе представить… Весь мой сад наполнен соловьями, иволгами, дроздами – прямо благодать! (И.С.Тургенев о Спасском- Лутовинове)
17 САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ Карточка 6. Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю. (М.М.Пришвин)
18 САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ Карточка 7. Как хитрая лисичка, вильнула хвостом моя тропа и затерялась в траве, а я выхожу не к молодым берёзкам, а к белым сказкам моей земли. (В.Белов, «На родине»)
19 САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ Карточка 8. Срединная наша Россия предстаёт у Бунина в прелести серых дней, покое полей, дождях и туманах, а порой в бледной лучезарности, в тлеющих закатах. (К.Г.Паустовский)
20 САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ Карточка 9. Ну, я допускаю, руби леса из нужды, но зачем истреблять их? Русские леса трещат под топором, гибнут миллиарды деревьев, опустошаются жилища зверей и птиц, мелеют и сохнут реки, исчезают безвозвратно чудесные пейзажи… (А.П.Чехов, «Дядя Ваня». Слова доктора Астрова)
21 САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ Карточка 10. Ещё очень любил я и люблю цветы. На заимке, бывало, заваливал избу жарками, медуницей, кукушкиными слёзками, венериными башмачками… и землю свою люблю, и не устаю удивляться красоте её, неистощимому терпению и доброте. (В.П.Астафьев)
22 ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ Составить текст-рассуждение с элементами повествования, описания на тему природы и экологии; определите тему своей работы, цель, стиль, составьте план * Работа выполняется на отдельных листках, которые сдаются после урока
23 Пейзажи Подмосковья
28 Успехов в творчестве!!! Урок составлен с использованием художественных текстов произведений русских писателей и поэтов
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.