Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемЛеонид Титов
1 ФЕСТИВАЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ «Открытый урок» 2011/2012 Тема: Орфограммы русского языка в корне слова/ 3 класс Автор: Семенова В.М. заслуженный учитель России, учитель начальных классов ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Северо-Западное окружное управление образования Государственное образовательное учреждение СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ» 1136
2 ЦЕЛИ: образовательные: создание условий для актуализации знаний учащихся о корневых орфограммах, распознание орфограмм в словах, проверки безударных гласных и сомнительных согласных, для правильного подбора проверочных слов; расширение словарного запаса развивающие: формирование умения ставить проблемные вопросы, решать учебные задачи, делать выводы; принимать участие в обсуждении поставленных проблем; развивать умение работать с алгоритмами и опорными схемами воспитательные: создание условий для формирования познавательного интереса к русскому языку, чувства коллективного сопереживания и сотрудничества в группе со сверстниками; воспитание учебной активности и умение работать в коллективе.
3 ХОД УРОКА: Организационный момент Учитель: - Каждый урок русского языка – это удивительная страничка в книге знаний. Открывая ее, мы становимся богаче духовно, обретаем те умения и знания, которые так нам необходимы в жизни. Тема сегодняшнего урока – орфограммы в корне слов (приложение 1). Мы вспомним об однокоренных словах, поговорим о безударных гласных, или как мы их называем «двуликие гласные», вспомним о сомнительных согласных, мы их называем «глухие и звонкие братцы». Предметом нашего разговора на уроке станут «звуки-неслышимки», непроизносимые согласные в корне слова. Помогут нам афишные столбики, перфокарты, авторские фирменные листы «Орфограммы в корне слова» (приложение 2). А знания и умения, приобретенные на уроке, поможет проверить наша любимая игра «Умники и умницы».
4 Приложения 1-2
5 Итак, Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке: Книжка, ручки и тетрадка? Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь!
6 Актуализация знаний Учитель: У вас на партах фирменные листочки. А на доске записаны слова. Разделите эти слова на группы. Что объединяет эти группы слов? Найдите в них общее. Вспомните наш городок Логос и Ниточку-Паутиночку, которая вам раскрывала секреты грамотного письма. И я уверена, что вы с работой справитесь. На доске записаны слова: Пол(и,е)тели, ро(б,п)кий, ни(з,с)кий, пож(е,и)лтели, ч(е,и)сло, с(е,и)нева, л(и,е)ства, сла(д,т)кий, ры(б,п)кА, подру(ж,ш)ка
7 Учитель: Проверяем выполненное задание. Давайте подведем итоги. Как проверить правописание безударного гласного в корне? Как проверить правописание парного согласного в слабой позиции в корне слова? В работе используйте опорные карточки. (приложения 4,5,6,7)
8 Приложения 6-7
9 Изучение нового материала. Постановка учебной цели и поиск решения проблемы Учитель: Сегодня я вам предлагаю еще одно задание. Давайте восстановим пропуски в словах. В солнечный день ж...мчужная кувшинка нежилась на гла...дкой поверхности реки. Она чу…ствовала себя нарядной и счас…ливой. Ночью кувшинка закрывала белые лепес…ки и ныряла с г...л…вой в воду. В ненас…ную п…году прелес…ная кр…савица весь день спала под водой, и см…трели на нее одни только ры…ки.
10 Учитель: Выпишете из текста подчеркнутые слова. Проверяем. Все ли вы здесь правильно написали? Нет ли ошибок? Чтобы найти их и исправить, надо выяснить, как проверить непроизносимые согласные в слове. Итак, как вы думаете, как проверить непроизносимый согласный? Какие есть варианты? Дети: Изменить форму слова: прелестная – прелестные, счастливой –счастливые. Учитель: Изменилось ли слово таким образом, чтобы гласные стали произносимыми? Нет. Значит, вариант наш не подходит… какие есть соображения? Дети: Подобрать однокоренное слово: прелестный – прелесть, счастливый – счастье.
11 Учитель: Во всех ли случаях проверка получилась? Дети: Нет. Учитель: Значит, дело не только в подборе однокоренных слов. Требуется еще какое-то условие. Какое? (ученики затрудняются с ответом) Учитель: Рассмотрите «гнездышко» родственных слов: грустный, грустинка, грусть, загрустили. Обратите внимание на слова: грустинка, загрустили. После непроизносимой согласной стоит гласная И. Так как же проверить непроизносимые согласные? Учитель + Дети составляют алгоритм проверки непроизносимых согласных в корне слова (приложение 9,10)
12 Приложения 9-10
13 Работа по дальнейшему углублению знаний и развитию орфографической зоркости Учитель: Сейчас мы будем работать по карточке. Работать будем «по цепочке», устно, орфограмму будем выделять в цвете. Обратите внимание, как можно проверить непроизносимую согласную в корне. Вспомните алгоритм проверки непроизносимой сомнительной согласной. Учитель: Откройте учебник. Выполняем упражнение 312 строго по заданию. Проверяем выполненную работу. Назвать слова с непроизносимыми согласными.
14 Физкультминутка Хомка, хомка, хомячок, Полосатенький бочок. Хомка раненько встает, Щечки моет, Шейку трет. Подметает хомка хатку И выходит на зарядку. Раз, два, три, четыре, пять, Хомка хочет сильным стать. Дети имитируют движения зверька.
15 Проверочная работа: тесты Учитель: Предлагаю Вам контрольный тест. Это творческое задание, которое поможет проверить ваши знания по теме «Орфограммы в корне слов». (приложение 12)
16 Итоговая рефлексия Учитель: Давайте подведем итоги нашего урока. Какова цель урока? Мы ее достигли? Воспроизведите по алгоритму правило? О каких орфограммах в корне слов мы сегодня говорили? Что показалось трудным? Что нового вы узнали? Какое сделали открытие? Чему научились? Было интересно? Рефлексию урока помогает провести любимая ролевая игра нашего класса «Умники и умницы*». * Условия игры: Класс разделен на три команды, с разным уровнем подготовки учащихся в каждой. По теме урока участники игры готовят вопросы и задают их соперникам. (ученики используют авторский фирменный лист «Орфограммы в корне слов). «Стоимость» вопросов оценивается в 3-6 баллов в зависимости от сложности вопросов. При этом изначально каждая команда получает стартовый капитал в размере 12 баллов. За неверный ответ – штраф 3, за подсказки – штраф 2 балла. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество баллов, в результате интеллектуальной игры.
17 Домашнее задание Учитель: И в завершение нашего урока, обращаю ваше внимание на то, что задание на дом будут дифференцировано. Каждый из вас будет работать с индивидуальной карточкой. Ученики первого ряда переписывают текст и исправляют все ошибки. Мама сворила вкусную кашку, испикла пирошки, приготовила окрожку. Алена поставила на стол тарелки и чашки, положила лошки и вилки. Потом девочька сбегала на огорот и нарвала петружки. Ученики второго ряда выполняют задание базового уровня. Распределите слова на две группы так, чтобы в каждой были слова с одной и той же орфограммой в корне слова. Весна, лапка, окно, лодка, глазки, плитка, сосна, грибы. Ученики третьего ряда выполняют задание повышенного уровня. Объедините в группы слова, в которых есть одна и та же орфограмма в корне. Запишите каждую группу на отдельной строчке. Лисица, рыбка, звездный, травка, поздний, смотреть, снежки, тростник.
18 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.