Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемВера Девятова
1 Исполнитель эксперимента: Пшенникова Любовь Николаевна учитель начальных классов Реализация компетентностного подхода в процессе обучения учащихся I ступени
2 В Концепции модернизации российского образования (принята Приказом Минобразования России от г. 2866) зафиксировано Положение о том, что «Образовательная школа должна формировать не только целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть должна формировать ключевые компетенции, своего рода «мерило» современного качества образования». Реализация компетентностного подхода в процессе обучения учащихся I ступени
3 Анализ новых тенденций оптимизации образовательного процесса позволяет говорить в первую очередь об изменении общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе: от определения цели обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели как формирования умения учиться; от «стерильности» системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета к экологической парадигме включения содержания обучения в контекст решения жизненных задач; от стихийности учебной деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации; от ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к пониманию учебного процесса как смыслового (процесса смыслообразования и смыслопорождения); от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию учебного сотрудничества необходимым условием развития учащегося (Из «Из «Программы развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального общего образования» материалы для обсуждения на сайте Реализация компетентностного подхода в процессе обучения учащихся I ступени
4 Реализация компетентностного подхода в процессе обучения учащихся I ступени
5 Авторы научно-теоретических и научно-методических работ, в которых анализируются сущность компетентностного подхода и проблемы формирования ключевых компетенций: Л.Ф. Иванова, А.Г. Каспржак, А.В. Хуторской, П.П. Борисов, Н.С. Веселовская, А.Н. Дахин, И.А. Зимняя, Н.А. Переломова, Т.Б. Табарданова, И.Д. Фрумин, Г.А. Цукерман, Р. Барнетт, Дж. Равен (Великобритания), В. Вестер (Голландия) и др.
6 Существует огромное количество классификаций ключевых компетенций: Перечень ключевых образовательных компетенций Хуторского Андрея Викторовича, докт. пед. наук, академика Международной педагогической академии: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, личностная компетенция или компетенция личностного совершенствования.
7 Десять основных компетенций (по Зимней И.А.): 1. Компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения: компетенции здоровьесбережения; компетенции ценностно-смысловой ориентации в Мире; компетенции интеграции. 2. Компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы: компетенции социального взаимодействия; компетенции в общении. 3. Компетенции, относящиеся к деятельности человека: компетенция познавательной деятельности; компетенции деятельности; компетенции информационных технологий. Существует огромное количество классификаций ключевых компетенций:
8 способности знания и умения компетентность У КОМПЕТЕНТНОСТИ НЕТ СВОЕЙ СОБСТВЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ Галина Цукерман 3 апреля 2006 Существует огромное количество классификаций ключевых компетенций:
9 Учебная самостоятельность является той ключевой компетентностью, к развитию которой стремится современная школа. [1] [1] Указанная способность признана сегодня ключевой компетенцией, определяющей новое качество содержания российского образования (см. Концепцию модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от Р (п.2). Это означает, что направленность образовательного процесса на формирование самостоятельности ребенка должна выступить как главный приоритет с самого начала обучения в школе. Из программы «Модернизация содержания образования – перспективные разработки» КОМПЕТЕНТНОСТНО НАПРАВЛЕННОЕ ОБНОВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА)
10 Во-первых, на возрастные особенности младших школьников. Принцип самоценности каждого возраста, предполагает: -полноту реализации возможностей проживаемого ребенком возраста; -опору на достижения предыдущего этапа развития; -нацеленность на развитие у ребенка в первую очередь фундаментальных способностей, обеспечивающих успешность обучения на следующей ступени образования [1]. [1] Во-вторых, на индивидуальные особенности развития детей. Это означает, что учитель должен замечать и поддерживать индивидуальные проявления инициативности, самостоятельности, ответственного действия, создавать условия для их возникновения. [ 1] [ 1] См. «Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)», М., В начальной школе, образовательный процесс должен быть сориентирован:
11 Что такое «умение учиться» или учебная самостоятельность? Учебная самостоятельность (или умение учиться) - умение расширять свои знания, умения и способности по собственной инициативе. Умение учиться - способность к самостоятельному выходу за пределы собственной компетентности для поиска способов действия в новых ситуациях. В умении учиться выделяются две составляющие: 1) Рефлексивные действия, необходимые для того, чтобы опознать новую задачу, для решения которой человеку недостает его знаний и умений, и ответить на первый вопрос самообучения: чему учиться. В начальной школе должна быть заложена основа не только предметного знания, но и знания о собственном незнании. 2) Поисковые действия, которые необходимы для приобретения недостающих умений, знаний, способностей, для ответа на второй вопрос самообучения: как научиться. Этот вопрос имеет три ответа, три достойных способа выйти за пределы собственной (не)компетентности: самостоятельно изобрести недостающий способ действия, то есть перевести учебную задачу в творческую, исследовательскую, экспериментальную; самостоятельно найти недостающую информацию в книгах и Интернете; запросить недостающие данные у знатока и умельца.
12 Для того, чтобы как-то упорядочить трактовку компетентностей, разработчики «Стратегии модернизации содержания общего образования» предлагают разграничение компетентностей по сферам, полагая, что в структуре ключевых компетентностей должны быть представлены: компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности; компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности; компетентность в сфере социально-трудовой деятельности; компетентность в бытовой сфере; компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности. Существует огромное количество классификаций ключевых компетенций:
13 Знания, умения и навыки «важны не как самоцель, а как средство достижения чего-то большего - компетенций». Компетентность понимается как результат когнитивного научения, а компетенция как общая способность и готовность использовать знания, умения и обобщенные способы действий, усвоенные в процессе обучения, в реальной деятельности, как способность человека устанавливать связи между знанием и реальной ситуацией, осуществлять принятие решения в условиях неопределенности и вырабатывать алгоритм действий по его реализации. Как указывает профессор Е.Я. Коган, «формирование компетенций – это не смена содержания, а смена технологии обучения». Реализация компетентностного подхода в процессе обучения учащихся I ступени
15 УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ эффективность освоения учащимися предметных знаний, умений формирование компетенций образ мира ценностно-смысловые основания личностного морального выбора ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов Реализация компетентностного подхода в процессе обучения учащихся I ступени
16 Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития Личности учащегося Универсальные учебные действия: - это система действий учащегося, обеспечивающая культурную идентичность; - социальную компетентность; - толерантность; - способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию самостоятельной учебной деятельности Российская академия образования Универсальные учебные действия
17 - метод учебного сотрудничества; - коллективные способы обучения; -экспресс-метод овладения предметом и умением учиться; -метод проектов; -игровые методы; -метод кейсов и др. Интерактивные методы обучения
18 Объединение учащихся в группы Технологический процесс Методологический аппарат Разминка Педагогические и психологические ВнешниеВнутренние Концептуальные основы Цели и задачи Деятельность учителя (координатор) Диады (пары) Триады (тройки) Четвёрки Пятёрки Шестёрки Семёрки Нестандартные уроки для всего класса Деятельность учащихся (активный участник) Организация деятельности учащихся в группах Организация деятельности учащихся между группами Разминка
20 Развитие у учащихся умений читать, писать, рассказывать, слушать. Понимание физической и биологической сущ- ности окружающей сре- ды и роли человека в её сохранности. Развитие коммуникатив- ных способностей, необ- ходимых для полноцен- ных человеческих отно- шений в обществе. Совершенствование знаний, умений, необ- ходимых для непре- рывного образования. Развитие умений, необ- ходимых для решения задач, сбора и обработ- ки данных. Развитие у учащихся критического и аналитического мышления Развитие способностей сравнивать, оценивать услышанное, написанное, прочитанное ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ Проблемное обучение Эвристическое обучение Интерактивное обучение Проектная методика Технологии Деятельность учителя: координатор Деятельность ученика: активный участник Ученик как субъект процесса обучения Педагогические принципы Деятельностный подход Сотрудничество детей и взрослых Учёт возрастных и ин- дивидуальных особен- ностей детей Взаимосвязь педпроцесса с окружающей средой Актуализация субъектной позиции ребёнка в учении
21 Особенности организации урока или иной единицы учебного процесса Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его.
22 В разработке Создание системы мониторинга образовательных достижений учащихся на основе единых методологических подходов для регулярного проведения оценочных процедур, начиная со стартовой диагностики и находя продолжение в определении индивидуального прогресса учащихся.
23 Таким образом, в образовательном процессе становление ключевых компетенций возможно, если будут соблюдены следующие условия: деятельностный характер обучения; ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за процесс и результаты своей деятельности; создание условий для понимания учениками собственных ценностей и приобретения опыта достижения цели; четкость и понятность всем сторонам учебного процесса правил аттестации; организация продуктивной групповой работы; демонстрация учителем своего собственного компетентного поведения.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.