Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемБогдан Сорокин
1 Формирование универсальных учебных действий и компетенций как условие достижения стандартов в образовательном процессе Педагогический совет
2 Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития личности учащегося
3 3 Результаты образования Личностные Мета Предметные (УУД ) Предметные деятельностный подход в построении УВП ( урок в логике формирования УД) в построении УВП ( урок в логике формирования УД) Особенности стандарта: Компетентностный подход в образовании Особенности стандарта: Компетентностный подход в образовании
4 Универсальные учебные действия (УУД) – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
5 Функции универсальных учебных действий: обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности; обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.
6 Универсальные учебные действия носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех степеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания; обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.
7 Формирование УУД в образовательном процессе определяется 3 положениями: Формирование универсальных учебных действий как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию. Формирование универсальных учебных действий происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений; формирование образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной компетентности.
8 со структурными компонентами целенаправленной учебной деятельности; с этапами процесса усвоения; с формой реализации учебной деятельности – в совместной деятельности и учебном сотрудничестве с учителем и сверстниками или самостоятельно. УУД выделяются на основе анализа характеристик учебной деятельности и процесса усвоения, а именно, в соответствии:
9 Основные виды универсальных учебных действий личностный; регулятивный (включающий также действия саморегуляции); познавательный; знаково-символический; коммуникативный
10 Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
11 Регулятивные универсальные учебные действия: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
12 -. Познавательные УУД общеучебные универсальные учебные действия; логические универсальные учебные действия
13 Общеучебные универсальные действия включают: умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью (подробно, сжато, выборочно) и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.); постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование)
14 Универсальные логические действия: сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения тождеств / различия, определения общих признаков и составления классификации); опознание конкретно-чувственных и иных объектов (с целью их включения в тот или иной класс); анализ– выделение элементов и «единиц» из целого; расчленение целого на части; синтез– составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; сериация – упорядочение объектов по выделенному основанию;
15 Знаково-символические универсальные учебные действия: обеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний. Знаково-символические универсальные учебные действия: моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково- символическую); преобразование модели – изменение модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
16 Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
17 Критерия оценки сформированности универсальных учебных действий соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям; соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям. сформированность учебной деятельности у учащихся, отражающая уровень развития метапредметных действий, выполняющих функцию управления познавательной деятельностью учащихся.
18 Свойства УУД, подлежащие оценке: уровень (форма) выполнения действия; полнота (развернутость); разумность; сознательность (осознанность); обобщенность; критичность: освоенность (П.Я.Гальперин, 1998).
19 Уровень действия может выступать в трех основных формах действия: в форме реального преобразования вещей и их материальных заместителей, материальная (материализованная – с заместителями – символами, знаками, моделями) форма действия; действие в словесной, или речевой, форме; действие в уме – умственная форма действия.
20 Модель оценки уровня сформированности учебной деятельности включает оценку сформированности всех ее компонентов: мотивов, особенностей целеполагания, учебных действий, контроля и оценки.
21 Стандарты первого и второго поколения Общие учебные умения Познавательная деятельность Речевая деятельность и работа с информацией Организация деятель - ности - целеполагание, определение способов контроля и оценки деятельности, учебное сотрудничество …) Универсальные учебные действия (УУД) Личностные УУД Познавательные УУД Регулятивные УУД (целеполагание, планирование, самоконтроль, самооценка Коммуникативные УУД (учебное сотрудничество, согласование действий с партнером, построение речевых высказываний, работа с информацией …)
22 Советы по передаче способа действий нужно: - ввести учащихся в ситуацию, когда им нужно что-то сделать, но они не знают как; - выработать вместе с ними критерии (способ) оценки результата; - дать им возможность построить способ действия; - обеспечить правильную оценку результата; - проанализировать причины несоответствий требуемого и фактического результата (выявить недостатки реализованного способа); - выработать вместе с ними правильный способ действия (привести их к нему); - повторно решить задачу (выполнить действие).
23 «…чтобы улучшить результаты образования в части развития способностей и умений учащихся как субъектов познания, нет необходимости вводить в учебную программу какой-то новый предмет или как-то радикально изменять содержание существующих учебных программ. Должен быть изменён способ обучения…» академик РАО В.С. Лазарев
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.