Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемВячеслав Волостнов
1 Творческий проект Автор: учитель изобразительного искусства Галактионова Е.Г.
2 1. Развитие творческих, интеллектуальных и эстетических способностей учащихся 2. Приобщение учащихся к народному профессиональному декоративному искусству, к его художественному языку.
3 1. Обучающие : Дать информацию учащимся о Гжельском народном промысле, о истории и современном производстве, мотивах и формах, приемах росписи. 2. Воспитательные : Воспитание чувства уважения и гордости к художественным традициям русского народа. 3. Развивающие : Развитие чувства композиции внимания, памяти. Формирование творческой активности.
4 Гжель – это самый известный русский народный керамический промысел. Подмосковный р - он из 30 деревень славился своими гончарными изделиями еще с XVI века. 680 лет. А может больше ? Самые древние здешние находки – обломки глиняных сосудов, украшенных так называемым « ямочным » орнаментом археологи датируют … IV тысячелетием до н. э. Однако первые документальные упоминания о поселении на берегах Гжелки найдены среди грамот Ивана Калиты. Началом здешнего искусства ученые считают 1339 г
5 Уже в XIV – XV веках гжельцы делали из глины посуду и покрыва - ли ангобом. А еще маленькие фигурки животных и человечков. Почему появился в этой местности керамический промысел ? Во - первых, хотя и сеяли тут крестьяне рожь, овес, гречиху, просо, но урожаи были скудные. Поэтому гжельцы и говорили : « Не землей мы кормимся : глина наша - золото !» М. В. Ломоносов, изучавший и этот вопрос, писал : «… едва ли есть земля.. где на свете … между глинами, для фарфору употребляемыми, какова у нас гжельская.. которой нигде я не видел белизною превосходнее ». Значит второе - большие залежи высококачественных глин. Многоцветная ранняя керамика.
6 В – третьих – наличие дровяного топлива для обжига было здесь в достатке. Поначалу занимались кирпичным производством, делали и трубы и изразцы. Но потом перешли на изготовление глиняной посуды, игрушек. И постепенно здесь раз - вивалась целая крестьянская про - мышленность – майоликовая, фа - янсовая, фарфоровая, снабжавшая в XVIII- начале XIX века даже цар - ский стол. Продукция Гжели – квасники, кумганы, кувшины, блюда, тарелки, вазы, чайники.
7 Поначалу колорит строился на пятицветии : белый фон акценти - ровал звучание лилового, зеленого, желтого и синего. Позже появился, хоть и в подража - ние Англии, а все равно глубоко русский, бело – голубой полуфаянс с цветами, выполненными, кажется, одним виртуозным мазком !. Ученые делят историю крестьян - ского гончарства Гжели на три этапа. Первый относится к г., когда в Москве появился первый русский керамический завод Афанасия Гребенщикова.
8 Выпускал он художественную майолику – изделие из цветной глины, покрытой непрозрачной глазурью. Отработав срок договора, крестьяне возвращались домой и у себя в землянках тоже делали майоликовую посуду, расписывая их эмалевыми красками. Причудливые кувшины и кумганы, усаженные забавными лепными фигурками шли нарасхват. Новый расцвет начинается с 1840 г, когда в гжельской округе сосредо - точилась половина фарфоровых предприятий России. К этому времени мастера изобрели полуфаянс, который покрывали прозрачной бесцветной глазурью.
9 Роспись могла быть под и надглазур - Ной, но наносилась всегда синей краской – кобальтом Эта роспись : синие цветы, синие листья, нежно - голубые бутоны !.. Кажется, далековато от натуральной природы. Но разве думаешь об этом, когда перед тобой настоящий поэтический мир ! Особенностью произведений Гжели является их художественная форма, которая « синтетически соединена с живописными и скульптурными украшениями » Третий период – время после Великой Отечественной войны.
10 Начало подлинного возрождения Гжели связано с именами историка искусствоведа А. Б. Салтыкова и художницы Н. Б. Бессарабовой. Салтыков борется за возрождение творческих традиций промысла. Основой Возрождения стало наследие гжельской майолики XVIII в и полуфаянса XIX века. Роспись была принята одноцветная, подглазурная ( кобальтом ). Именно такой Гжель мы и знаем. В 1972 г было образовано Объедине - ние « Гжель ». Мастеров готовят в прямом смысле с детского сада, где детей приобща - ют к искусству. После школы можно поступить в Гжельский колледж
11 Среди мастеров есть выпускники Высшего художественно – промыш - ленного училища, Химико - техноло - гической академии, и Абрамцев - ского училища Мастера Гжели расписывают каждое изделие только вручную. Помимо посуды и мелкой пластики, Объединение выпускает каминную плитку, около 20 видов различных часов, телефонные аппараты, люстры (15 видов ). Все производства расположены в радиусе 5-7 км. 10% изделий идет на экспорт : в Германию, Англию, Америку. Налаживаются связи с Финляндией, Турцией, Болгарией, Францией.
12 Современная технология Строится так : формовка ( литье в гипсовых формах ), сушка, ручной осмотр на трещи - ны обжиг, роспись. Создание гжельских изделий – это труд множества людей : мастеров – технологов, скульпторов, литейщиков, художников. На палитре гжельских мастеров более 20 оттенков. Рисунок выполняют по форме предмета. У каждого мастера свой почерк, свой стиль росписи.
13 А какие неповторимые цветы ! У кого - то полураспустившийся Бутон, у кого - то пышная роза или мак, у кого - то изящный клеверок. И еще сюжеты про Синих птиц, Полканов, Русалок, Котов - Баюнов, птиц Сиринов, Чудо - Юдо, который Кит, и любимая гжельская роза. Роспись выполнена, затем изделие опускают в таз, в глазурь, до самого дна. Считают до 10, вынимают и держат еще несколько минут над поверхностью. Все чудеса происхо - дят при окончательном обжиге при 1350 градусов С. Так глазурь стано - вится прозрачной как стекло, а кобальт меняет свой цвет
18 Рекомендуемая литература для учащихся : « Маленькие чудеса » Н. В. Тарановская « Искусство Гжели » Р. Р. Мусина « Юный художник » г. « Альбом, синяя гжель » Мозаика – синтез. Используемые ресурсы : / / Набор открыток « Гжель ». Издательство « Планета » 1980 г
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.