Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемПолина Неделина
1 ЧИТАЕМ » ИКОНУ РОЖДЕСТВА Ищенко А. Е. - моу сош 4 ст. Кущевская Краснодарского края
2 Иконография Рождества Христова так же значительна и многопланова, как и сам праздник. Она очень «сюжетна» на иконе изображаются многие события, о которых упоминается в Евангелиях от Матфея и от Луки и Священном Предании. Суть праздника утверждение истинности воплощения Бога Слова, пришедшего на землю во плоти ради спасения человечества от рабства греха – выражена и в иконографии. На иконе мы видим основные события, сопровождавшие пришествие в мир Сына Божия Иисуса Христа, икону можно «читать» как книгу
3 КОВРОВАЯ КОМПОЗИЦИЯ Так называемая « ковровая » композиция иконы изображает события, произошедшие в разных местах в разное время как бы одном плане, уровне, мы видим их одновременно. Акценты же расставляются с помощью цвета и расположения частей изображения.
4 БОГОРОДИЦА « Дева днесь Пресущественнаго раждает …» В центре композиции иконы Рождества Христова – Богоматерь. Именно Ей принадлежит исключительная роль в устроении человеческого спасения. Обычно Она представлена лежащей, что подчеркивает реальность Рождества и тем самым Боговоплощения.
5 БОГОРОДИЦА Богородица изображена отвернувшейся от спеленатого Христа. Это положение Богоматери указывает на то, что рожденный Ею Богомладенец принадлежит уже не Ей, а всему миру. Также этот поворот символизирует обращение Богородицы к миру, для которого отныне Она должна стать заступницей и утешительницей.
6 ГОРА ГОРА Гора, в которой мы видим пещеру с яслями, традиционно ассоциируется с Богоматерью, а пещера в таком случае может быть истолкована как Ее чрево. Пещера символизирует также падший мир, в котором воссияло Солнце правды Христос.
7 « В вертеп вселился еси Христе, ясли Тя восприяху … » Рядом с Девой Марией Богомладене ц, лежащий в яслях.
8 Ближайшими ко Христу изображаются животные вол и осел. Они не упоминаются в Евангелии, но традиция связывет их изображение с прочтением этого сюжета как исполнения пророчества Исайи : Вол знает владетеля своего, и осел ясли господина своего ; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет ( Ис. 1:3). Толкователи этого сюжета сходятся на том, что вол это символ рожденных в законе, Израиля, а осел символ язычников. И между ними изображается божественный Младенец, освобождающий их из - под ярма : одних из - под ярма закона, других поклонения идолам.
9 ЖИВОТНЫЕ На русской почве из - за утери понимания первоначального смысла этого изображения вол и осел часто заменяются на обычных в сельском обиходе корову и лошадь.
10 Пастухи На иконе Рождества непременно изображаются пастухи и волхвы. Пастухи, первыми из всех людей узнавшие о Рождестве Спасителя, это простые, безыскусные души, ничтожные мира сего. После Господь во время Своей проповеди возвысил образ пастуха, сказав о Себе Я есмь Пастырь добрый. Пастыри в изображениях Рождества выражают тот удивительный детский восторг, упоение чудом, на которые способны лишь чистые сердцем и нищие духом. Тут же изображается и благовестие им ангелов.
11 Волхвы « Тебе кланятися, Солнцу Правды » Волхвов в каком - то смысле можно противопоставить пастухам. Они люди ученые, познавшие всю мудрость человеческую и доступную познанию язычников Премудрость Божию, разлитую в природе. Волхвы искали на небе и на земле только истину и не остановились ни перед какими препятствиями, когда благая весть о рождении Того, Кто сказал о Себе Я есмь Путь и Истина и Жизнь явилась им в виде звезды
12 Волхвы Волхвы обычно изображаются мужами трех возрастов : старец, зрелый мужчина и юноша. Это подчеркивает то, что Божественное Откровение дается людям независимо от возраста и жизненного опыта.
13 Звезда Вверху мы видим полукруг неба с изображенной на нем звездой, из которой иногда исходит луч. Именно звезда привела к месту рождения Спасителя волхвов и пастухов. Поэтому внимание персонажей часто оказывается сосредоточенным на звезде. Звезда, таким образом, определяет ось композиции, и луч, падающий на ясли Младенца, указывает на главное чудо этого момента Рождение Сущего прежде век, положение в ясли Необъятного, повитие пеленами Того, Кто « покрывает небо облаками ».
14 Звезда «… и звездою учахуся » Как пишет свт. Иоанн Златоуст, звезда была не просто физическим явлением, но особой разумной ангельской силой. Трактовалась звезда и как Святой Дух. В некоторых поздних изображениях Рождества в XVII XVIII вв. звезда заменяется ангелом.
16 ДАРЫ ВОЛХВОВ Дары волхвов Богу золото, ладан и смирна. Иоанн Златоуст пишет, что они символизируют науку, любовь и послушание, которые восточные мудрецы приносят Богу. Блаженный Августин и святитель Григорий Двоеслов видят в дарах волхвов исповедание Христа Царем ( приношение золота ), Богом ( приношение ладана ) и Человеком, готовым умереть ( приношение смирны ).
17 Ангелы « Слава в вышних Богу » В верхней части композиции представляется ангельское воинство, славословящее и поющее : Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение. Ангелы учат петь вместе с собой пастырей, а заодно и всех людей. Это совместное пение вызывает в памяти литургию, когда люди поют ангельскую песнь Свят Господь Саваоф и уподобляются в этом ангелам. Тогда действительно оказывается, что небо опустилось на землю благодаря пришествию Бога во плоти.
18 Сцена Омовения Христа В нижней части иконы представлено омовение Младенца Христа, которое совершают две женщины. Одна из них, повитуха, была приведена в пещеру праведным Иосифом. Увидев чудесные роды, она позвала в пещеру другую женщину, у которой все происходящее вызвало сомнение. Описание последующих событий читаем в Предании : « И только протянула Саломея палец, как вскрикнула, и сказала : Горе моему неверию, ибо я осмелилась искушать Бога. И вот рука моя отнимается как в огне... и тогда предстал перед нею ангел Господень и сказал ей : Саломея, Саломея, Господь внял тебе, поднеси руку свою к младенцу и подержи Его, и наступит для тебя исцеление и радость. И подошла Саломея, и взяла Младенца, сказав, поклонюсь Ему, ибо родился великий Царь Израиля. И сразу же исцелилась Саломея...»
19 Сцена Омовения Христа Изображение купания Младенца вновь акцентирует истинность пришествия Бога во плоти, свидетельствует о действительном Боговоплощении, также в купании Младенца можно видеть прообраз Крещения Господня.
20 Иосиф Обручник И последний необходимый элемент иконографии Рождества изображение сидящего в задумчивости Иосифа. Такая поза связана с его сомнениями после Благовещения.
21 Иосиф Обручник Сомнения Иосифа в иконографии Рождества материализуются в фигуру старца в козлиных шкурах, стоящего над ним. Эта фигура вызывала и вызывает у исследователей множество споров. Одним этот странный старец кажется просто пастухом, пришедшим побеседовать с Иосифом о тайнах Домостроительства Божия ; другим Иаковом, апокрифическим сыном Иосифа, якобы сопровождавшим отца в Вифлеем и также бывшего свидетелем Рождества Спасителя ; третьим воплощением сомнений Иосифа в образе диавола ( который иногда представляется с рожками или хвостиком ). Последнее толкование является наиболее распространенным. В таком случае кривая клюка старца символизирует ложь, на которую он опирался в беседе с Иосифом. В их этом диалоге, по мнению исследователей, показано столкновение двух миров : рационалистического, не желающего верить в чудо, а значит и в любые формы жизни духовной, и мира Духа, в котором человек неподвластен земным законам.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.