Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемАлександр Филонов
1 Он шел из Вифании в Иерусалим, Заранее грустью предчувствий томим. Б. Пастернак
2 Фреска (460 на 880 см) находится в доминиканском монастыре в Милане на задней стене трапезной
3 Варфоломей, Иаков Алфеев и Андрей; Иуда Искариот (в одежде голубого и зелёного цвета), Пётр и Иоанн; Фома,Иаков Зеведеев и Филипп; Матфей, Иуда Фаддей и Симон
4 Считается, что на фреске изображен момент, когда Иисус произносит слова о том, что один из апостолов предаст его («и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня » ), и реакция каждого из них.
7 Поза Христа, его скорбное лицо разительно контрастирует с житейской порывистостью движений апостолов, встревоженностью их лиц. Нарушая академическую композиционную схему, Ге смещает фигуру Иуды к самому краю картины. К нему с тревогой, негодованием, гневом обращены взоры апостолов. Фигура уходящего Иуды рисуется в картине тёмным, зловещим силуэтом, она контрастирует с озарёнными светильником лицами оставшихся учеников. Ге вычленил из образа Иуды всё частное, можно сказать, что художник материализовал в нём важную для себя идею: Иуда – собирательный образ - без лица.
8 В картине кажется странным силуэт Иуды, а точнее его поднятые вверх локти. Может, он закрывается от света, может, поднимая руки, Иуда пытается скрыться от этой ситуации и уже хочет, чтобы ее не было - ему стыдно и страшно. А может, он просто запечатлен в момент накидывания на себя плаща и через мгновение спокойно уйдет вершить свое дело. Поднятые вверх локти напоминают женский силуэт, и, возможно, этот силуэт призван напомнить нам Еву - первое существо, искушенное дьяволом и кардинально изменившее историю человечества. В этом плане Ева с Иудой очень похожи, они оба совершают страшные поступки, но Ева повергает все Человечество в муки на Земле, а через предательство Иуды все Человечество получает шанс на спасение и возвращение в Рай.
9 «Вот уже настаёт час, и настал уже, что вы рассеетесь каждый в свою сторону и Меня оставите Одного». Евангелие от Иоанна
10 Тьма южной ночи опустилась на землю. В полосе лунного света дом, где только что свершалась трапеза Христа с учениками, на которой он поведал им о приближении часа исполнения предначертанного, того зачем он пришел на землю.
11 И теперь апостолы, отягченные скорбными мыслями уходят, печально, медленно, словно растворяясь во тьме ночи. И хотя самый юный из них Иоанн еще задержался возле учителя, Христос уже не с ними.
12 Сын божий один, отвергнутый миром, который он пришел спасти. Впечатление одиночества Христа в картине усиливается бесприютным пустынным пейзажем и мертвенным мерцанием луны. Будто остановилась жизнь, природа замерла в тревожном предчувствии
13 Ге изображает спасителя в последние часы его земного бытия, когда он, своей земной природой, как смертный человек осознал, реально ощутил весь ужас предстоящих ему истязаний: глумления обезумевшей толпы и казнь, самую мучительную и самую позорную. И его пронзает жгучая тоска. Обратив взор свой в небо, к отцу небесному, он весь уходит в молитву, кажется окаменевшим в страстном порыве молитвенного предстояния. Глядя на картину, невольно возникают в памяти евангельские слова, произнесенные самим Христом: «Душа скорбит смертельно». Ге удается передать атмосферу трагедии, выражая свой замысел о глубине страдания Спасителя и о величии, любви и жертвы принесенной ради спасении человечества от вечной смерти.
14 «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия» Евангелие от Матфея
16 В центре полотна коленопреклоненный Иисус; контур скалы у него за спиной повторяет очертания его фигуры. Слева, сверху, на него смотрит ангел, несущий золотую чашу символ страстей Христовых. Ангел словно летит на облаке, которое окутывает спящих учеников Христа. В отдалении справа мы видим Иуду и солдат, которые идут арестовать Иисуса. Весь пейзаж в Гефсиманском саду, где властвуют сверхъестественные силы, становится символом страданий Иисуса. Характерные черты стиля Эль Греко таинственное, мертвенное освещение, удлиненные формы.
17 «Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю" (Лука 22:39-44). Темный фон картины почти скрывает фигуру стоящего на коленях Христа. Ночной сумрак охватывает и человека, и сад, лишь далеко на горизонте видна восходящая луна. Луч серебристого света, падающий откуда-то сверху, освещает бледное лицо, с трагично запавшими глазами и руки, с тонкими, словно трепещущими пальцами. Везде пролегли глубокие, прозрачно написанные тени. Лицо Христа, обращенное к парящей чаше, печально. В часы душевного смятения, тревоги и тоски пытается он в молитве обращенной к Богу обрести силы, прося, чтобы миновала его горькая чаша страдания и распятия. Перед его мысленным взором возникает видение чаши. Она как будто парит, растворяясь в воздухе, контуры ее нечетки.
20 Ночная тьма озарена огнём полыхающих факелов. Копья и палки вонзаются в синее небо. В саду- приверженцы Христа и его противники. Но пока в разъярённой толпе замешательство. Воины какое-то время не решаются схватить Христа, палки в их руках занесены для удара.
21 Первосвященник на переднем плане справа делает энергичный жест в сторону, поощряя толпу к действию. Воин в капюшоне слева хватает за плащ кого-то из убегающих учеников Христа. Пётр тянется с ножом, защищая Учителя.
22 Главное во фреске - столкновение противоборствую щих начал: добра и зла. Христос спокойно выходит навстречу Иуде, который,обнимая, словно обволакивает его своим жёлтым (цвет измены, предательства) одеянием. Иисус спокоен, он знает истинную цену этого поцелуя. Но ещё знает: случится то, что должно случиться.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.