Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемВалерия Волостнова
1 Формирование учебной мотивации у школьников
2 Мотивация ( от лат.motus – движение, поворот) – это процессы, методы, средства побуждения к активной деятельности. Под мотивами понимаются конкретные причины, заставляющие личность действовать, совершать поступки.
3 Мотивация учения Отношение школьника к познавательной деятельности, связанной с конкретным предметом познания, направленность на эту деятельность
4 Мотивация учения В формирование учебной мотивации у школьников особо значимым является интерес к окружающему миру, к предмету – это необходимая предпосылка обучения. Заинтересованный ученик учится лучше. Развивающие программы по предметам должны быть направлены на развитие устойчивого познавательного интереса.
5 Мотивы учения Внешние исходящие от педагогов, родителей, класса Внутренние (истинные) имеющиеся у самого ученика
6 Внешние мотивы, исходящие от учителей четкое планирование структуры урока, использование различных форм обучения, продуманные методы и приемы подачи учебного материала, создание на уроке доверительной атмосферы
7 Интерес играет важную роль в мотивации успеха. Чтобы воспитать у ребенка здоровое стремление к достижению намеченной цели, учителя сами должны испытывать искренний интерес к своей деятельности и объективно относиться к успехам и неудачам учеников. Оценивая результат, учитель сравнивает достижения одних с достижениями других. Основание – определенный норматив. Психологически более оправданно сравнивать собственные сегодняшние успехи с предыдущими, а затем с нормой. Познавательный интерес формируется и становится устойчивым только в том случае, если учебная деятельность успешна, а способности оцениваются позитивно.
8 Внешние мотивы, исходящие от класса Направленность учебной мотивации и статус школьника как ученика в классном коллективе взаимосвязаны. В доброжелательной атмосфере развиваются позитивные навыки общения. Но часто школьников сковывает страх перед плохой оценкой, критикой, боязнь скомпрометировать себя, быть не принятым в качестве «своего». Отрицательные отношения в группе ведут к задержке в развитии личности, порождает тревожность.
9 Внешние мотивы, исходящие от родителей неблагополучие в семье, отсутствие четкой организации жизни, безнадзорность. нарушение единства требований, неправильные методы воспитания: угрозы или заласкивания.
10 Мотивация учения В советской школе – общественные, В православной педагогике – "из сердца в сердце, из очей в очи"(Внутренний мир) В исламской – сердце – главный орган человеческого познания,(поощрение, наказание, стимулирование, слов. возд.) В буддийской – каждый д/б учителем самому себе В иудаистской – воспитание личным примером, воздействуя на чувства или сердце ребенка
11 Действенные мотивы нового времени Определить действенные мотивы нового времени, не утратив традиционных ценностей, задача современной педагогики: Умение выполнять любую работу с интересом и увлечением, а это значит иметь чувство долга, выполнять долг охотно, творчески
12 Внутренние (истинные) мотивы учения Познавательный интерес, Активность (интенсивность, прочность, сознательность, систематичность усвоения знаний), самостоятельность
13 Положительное отношение школьника к учению характеризуется умением ставить перспективные цели, предвидеть последствия своей учебной деятельности и поведения, умение преодолевать препятствия на пути к достижению целей, наличием творческого подхода, увеличением доли самообразования.
14 Показатель сформированности мотивов учения - ценностное отношение к образованию – устойчивая связь школьников с учением, придающая учению личностный смысл, значимый для школьника и общества.
15 Причины отсутствия мотивации к учебной деятельности завышенные требования без учета возможностей, ситуация неуспеха, неблагополучие в семье, отсутствие четкой организации жизни, безнадзорность, нарушение единства требований, неправильные методы воспитания: угрозы или заласкивания (со стороны всех участников образовательного процесса)
16 "Уровень школьной мотивации" баллов – дезадаптация, негативное отношение к школе – низкая мотивация – (Внешняя мотивация) положительная отношение к школе – средняя норма, хорошее отношение к школе высокий уровень школьной мотивации
17 Тест ""Школьная мотивация баллов – дезадаптация, негативное отношение к школе – низкая мотивация – (Внешняя мотивация) положительная отношение к школе – средняя норма, хорошее отношение к школе высокий уровень школьной мотивации Классы А Б В Г Количество учащихся
18 Тест ""Школьная мотивация
19 Средовая психическая дезадаптация детей это реакция приспособления к неадекватным для уровня развития, личностной активности и роста ребенка социальным условиям его жизнедеятельности
20 Стресс В силу возрастной незрелости и эмоциональности дети чрезвычайно зависимы от взрослых, крайне чувствительны к обстоятельствам окружающей жизни Ребенок, развивающийся в благоприятных условиях, при переживании стресса демонстрирует способность к «овладевающему поведению», что отражает его личностный рост, контроль над своим состоянием и над ситуацией, расширяет арсенал его жизненных навыков.
21 Дистресс Дистресс – это состояние эмоционального напряжения, превышающее адаптивные возможности организма. На тяжелые и длительные стрессы ребенок реагирует дистрессом – патологической болезненной реакцией дезадаптации. Ребенок не может сам справиться с трудностями, он проявляет их через нарушения поведения.
22 Стрессы, переходящие в дистрессы: Стресс выраженных ограничений и/или лишений в удовлетворении жизненно значимых биологических и социальных потребностей. Стресс ограничений и/или лишений в общении – стресс изоляции. Стресс утраты родителей. Стресс эмоционального напряжения, обусловленного ожиданием негативных воздействий. Стресс разрыва с с привычным стереотипом семейной жизни, круга общения, учебы. Стресс «утомления» Стресс неисполнения ожиданий (неуспешность в общении, учебе)
23 При состояниях дистресса часты: Психические расстройства, Изменяется соматическое состояние, Отклонение в психофизическом развитии, Нарушается личностное развитие, Нарушается семейная, школьная, социальная адаптация со стойкими нарушениями поведения.
24 Дезадаптация СемейнаяШкольнаяСоциальная
25 Семейная дезадаптация. Состояние ребенка, связанное с нарушениями семейных отношений, при которых он не может найти свое место в семье и реализовать возможности возрастного развития, способности к самореализации и личностного роста. Задержка психического развития, личностная незрелость, Бедность чувств, отсутствие эмпатии, трудности установления социальных контактов, ограниченность познавательных способностей. Психосоматические расстройства (хронически болеющие дети), Стойкие нарушения поведения.
26 Социально – психологическая поддержка и реабилитация Семейные психологические консультации,
27 Школьная дезадаптация педагогическое явление не успешности ребенка в сфере обучения. Конфликт между требованиями образовательной среды и психофизическими возможностями и способностями, определяющими его возрастное психическое и личностное развитие. Школьная дезадаптация – это не диагноз.В динамике школьной дезадаптации можно выделить три пика, связанных с изменением характера учебной деятельности: Адаптация к начальному обучению (6-8 лет) Адаптация к предметному обучению (11 – 12) Адаптация к обучению в 9 – 11 классах (15 – 17 лет)
28 Трудности адаптации младших школьников Непонимание профессиональной роли учителя, Недостаточное развитие общения, Неправильное отношение ребенка к самому себе, Способность к усвоению знаний (обучаемость)
29 Социально – психологическая поддержка и реабилитация –Развитие школьной социально – психологической службы (Индивидуальный подход, психолого – педагогическое сопровождение) –ПМПк, –ПМПК,
30 Социальная дезадаптация. Нарушение взаимодействия ребенка с микро и макросоциальной средой, которое нарушает его психическое и личностное развитие. Проявляется стойким противодействием общественным правилам, моральным и правовым нормам: Бродяжничество, Ранняя алкоголизация и наркотизация, Делинквентность и криминальность.
31 Типичные патологические состояния Нарушения психофизического состояния с нарушениями речи и формирования школьных навыков, Задержка психического и личностного развития, Патология характера и личности, Умственная отсталость с поведенческими отклонениями Шизофрения,
32 Социально – психологическая поддержка и реабилитация Мало разработанная область. Через КДН, ПДН
33 Отсутствию мотивации к учебной деятельности способствуют: Несовершенство педагогической работы, Неблагоприятные социально – бытовые условия, Отклонения в психическом и физическом развитии,
34 Мотивация – не статическое состояние, а динамический процесс, колеблющийся во времени и пространстве в зависимости от состояния личности и среды. Мотивация находится под влиянием внешних и внутренних воздействий, причем ведущее воздействие выступает в виде «социальной почвы». Мотивация может быть изменена. Мотивация на изменение поведения и жизненного стиля в целом может изменяться под влиянием родителей, педагогов, врача, психолога, консультанта, социальной среды. Мотивация на изменение зависит от готовности человека к изменению и от стадии готовности, на которой находится человек.
35 Принципы формирования мотивации на позитивные изменения Повышение осознания Увеличение количества доступной информации о нем самом, об окружающей его среде и о природе его проблем, Социальная поддержка. Внешние условия, которые могут способствовать началу и продолжению попыток человека измениться. Социальная поддержка повышает самоуважение. Высвобождение эмоций (катарсис) Высвобождение эмоций часто происходит в результате реальных жизненных переживаний. Предпочтительней вызывать эмоции с помощью специальных методов. Обязательства или внутренний контроль. Осознание того, что только сам человек способен говорить и действовать и нести ответственность за свои действия.
36 Противодействие. Любая здоровая активность может стать эффективной техникой противодействия. Внешний контроль. Внешний контроль – это регуляция стимулов. Внешний контроль очень прост – не общаться с теми, кто мешает жить. Поощрение. Повышает самооценку. Поддерживающие отношения. Поддерживающие отношения должны обеспечивать заботу, поддержку, понимание и принятие. Выслушивание и рефлексия
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.