Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемЛев Рахимов
1 ФГОС: требования к оснащению образовательного процесса, к условиям реализации основных образовательных программ начального общего образования Богачева Е.А., к.п.н., проректор по инновационной деятельности КОИРО
2 Требования к стандартам второго поколения К результатам освоения основных образовательных результатов К структуре образовательных программ К условиям реализации образовательных программ Планирование и достижение результатов Ресурсы и условия Организация и содержание
3 Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО) Общие требования К кадровому обеспечению (70% /30%) К финансово-экономическим условиям К материально-техническому обеспечению К использованию современных образовательных технологий К учебно-методическому и информационному обеспечению К системе оценивания и оценке качества освоения ООП НОО
4 Анализ степени соответствия реально существующего ресурсного обеспечения в образовательных учреждениях Требованиям стандарта Уровень субъекта федерации (на примере Ярославской области) Образова- тельные учреждения субъекта федерации Кадровые ресурсы Материально- технические ресурсы Информацион но- методические ресурсы Итого (среднее значение по каждому виду ресурсов) 43,3
5 Гигиенические требования к условиям реализации общеобразовательных стандартов второго поколения – совокупность норм и регламентов тех факторов, которые формируют образовательную среду: материальные ресурсы, организация учебного процесса, организация питания, медицинское обеспечение.
6 Выполнение этих требований должно гарантировать условия обучения и воспитания в процессе освоения новых образовательных стандартов, способствующие сохранению и укреплению здоровья детей.
7 7 Современная нормативная база, обеспечивающая санэпидблагополучие учащихся в общеобразовательных учреждениях 6.СанПиН «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»
8 8 Современная нормативная база, обеспечивающая санэпидблагополучие учащихся в общеобразовательных учреждениях 1.СанПиН «Санитарно- гигиенические правила и нормы по организации обучения детей с шестилетнего возраста». 2. СанПиН «Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования».
9 9 Современная нормативная база, обеспечивающая санэпидблагополучие учащихся в общеобразовательных учреждениях 3. СанПиН «Санитарно- эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования»
10 10 Современная нормативная база, обеспечивающая санэпидблагополучие учащихся в общеобразовательных учреждениях 4. СанПиН / «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий» 5. СанПиН / «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам и персональным электронно-вычислительным машинам и организация работы»
11 Определенные настоящим Стандартом помещения и их оборудование предусматриваются при строительстве новых школ, реконструкции и модернизации действующих школ в сроки, устанавливаемые правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации 11
12 Проект СанПиН «Гигиенические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»содержит требования к: К размещению ОУ ( не менее 170 м от дороги, 500 м от дома ) К участку К зданию (не более 1000 чел.; 2,5 кв.м на 1 уч-ся) К воздушно-тепловому режиму ( 18-24, влажность 40-60% ) К водоснабжению и канализации ( питьевой режим ) К освещению (КЕС) К расстановке мебели, организации учебного места К организации учебного процесса К книжным изданиям, компьютерным средствам К школьным ранцам и сменной обуви К организации питания, мед. обслуживанию 12
13 13 В чем новизна гигиенических требований? Площадь участка (35 кв.м на 1 уч-ся, зона отдыха- 180/100 кв. м на 1 уч-ся) Инсоляция участка и учебных помещений Школы полного дня Школьные ранцы (контроль - классный руководитель!) Сменная обувь
14 14 В чем новизна гигиенических требований? требования к освещению учебных помещений; требования к учебной мебели; требования к организации внеурочной деятельности.
15 15 В чем новизна гигиенических требований? Наполняемость класса – не более 24 чел. Зонирование учебных помещений для организации различных видов учебной деятельности (площадь помещений) новые шкалы трудности учебных предметов
16 16 Обновлённые гигиенические требования Требования к освещению классов: Уровни искусственной освещенности на рабочих плоскостях от системы общего освещения должны быть не менее 500 лк. При этом система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками с газоразрядными лампами. Использование ламп накаливания для искусственного освещения классов нецелесообразно.
17 17 Новые гигиенические требования Школьные ранцы. Необходимо постоянно контролировать содержимое ранца для того, чтобы в нем не было лишних и ненужных вещей. Регулярные контрольные взвешивания ранца с ежедневными учебными комплектами необходимо проводить в течение учебной недели каждой четверти с помощью старшеклассников. Вес ранца с ежедневными учебными комплектами не должен превышать: для учащихся 1-2-х классов – 2, 2 кг, для учащихся 3-4-х классов – 3, 2 кг.
18 18 Новые гигиенические требования Сменная обувь Обувь не должна быть зауженной в носочной части Подошва в обуви должна быть гибкой Высота подошвы не должна быть более 0,7 см Высота каблука не должна превышать 2 см Должна иметь фиксированный задник, обеспечивать прочную фиксацию в носочной части, прочную фиксацию голеностопного сустава стопы Не рекомендуется использовать в качестве сменной обуви туфли типа «лодочки», домашние тапочки, кроссовую обувь, туфли с нефиксированным задником
19 19 Обновлённые гигиенические требования требования к учебной мебели: Основным видом ученической мебели в начальной школе должна быть школьная парта с наклонной поверхностью рабочей плоскости 7- 15º и отрицательной дистанцией сиденья. Допускается совмещенный вариант использования разных видов ученической мебели (парты, конторки).
20 20 Современные виды ученической мебели
21 21 ПАРТА И КОМПЛЕКТ СТОЛ-СТУЛ
22 22 Обновлённые гигиенические требования требования к учебной мебели: В классной комнате, оборудованной партами, в конце каждого из 3-х рядов устанавливают по 2 конторки. Высота переднего края конторки для учащихся ростовой группы мм составляет 750 мм, мм – 850 мм и мм мм. Продолжительность непрерывной работы за конторкой не должна превышать 7-10 мин в соответствии с ежедневным графиком чередования учащихся за конторками.
23 23 РАЗНЫЕ ВИДЫ КОНТОРОК (для обучения в позе стоя)
24 24 Элементы средового пространства для работы в режиме сидя-стоя
25 25 Школа является особым образовательным пространством, в рамках которого происходит не только формирование социально адаптированной личности, ее профессиональное, социальное и гражданское самоопределение, но и формируется самая важная, базовая характеристика, обеспечивающая реализацию всех остальных - здоровье
26 26
27 27 Факторы риска школьной среды Интенсификация учебного процесса и учебные перегрузки Использование педагогических технологий, не прошедших гигиеническую экспертизу Авторитарная педагогика Снижение возраста начала школьного обучения Несоблюдение гигиенических требований к микроклимату, освещенности, ЭМП, учебной мебели, ТСО и др. Нерациональное чередование учебы и каникул Плохая организация школьного питания Гиподинамичный характер обучения
28 Факторы, снижающие здоровье учащихся на уроке: длительное искусственное сокращение объема произвольной двигательной активности учащихся; недостаточная освещенность рабочих мест учащихся; недостаточный воздухообмен в классном помещении; чрезмерная интенсивность умственного труда и утомительность учебной нагрузки; стрессирующая среда (из-за страха получить плохую отметку, отвечать у доски, быть наказанным и т.д.); авторитаризм педагога; неспособность учащегося справиться с учебной нагрузкой, вследствие игнорирования педагогом его индивидуальных особенностей и механизмов развития психики (несоответствие предъявляемых требований возможностям учащегося, состояние здоровья учащихся; неготовность к усвоению учебной программы; медлительность, низкий уровень работоспособности и т.д.); дидактогения, т.е. негативное психическое состояние учащегося, вызванное нарушением педагогического такта со стороны преподавателя. В основе дидактогении лежит психическая травма, полученная учеником со стороны педагога; неприятие учащегося коллективом; чрезмерная длительность учебного занятия и отдельных видов учебной деятельности (чтение, письмо, просмотр фильмов и т.п.).
29 29 Зависимость показателей функционального состояния организма первоклассников от организации учебно-воспитательного процесса Здоровьесберегающие условия полный набор условий неполный набор условий
30 30 Характеристика показателей функционального состояния организма и режима дня младших школьников в зависимости от недельного объема учебной нагрузки
31 31 Образовательная среда: учебное и игровое пространства Образовательная среда: учебное и игровое пространства Назначение: для подвижных занятий и для спокойной работы, для общения и для уединения, для «пробы сил» и для демонстрации достижений, для поиска информации Учебное пространство: место учителя, свободно оформляемое место для работы учащихся, «центральное» место для выступлений, «центральная» доска, рабочие доски, уголок книг и других информационных источников, аудио- и видеоцентр, центр «письма» стол с раздаточными материалами выставки, стенды и т.п.
32 32 Некоторые образцы учебного оборудования Некоторые образцы учебного оборудования «мобильный класс» Переносная лаборатория учебные модели
33 На какие факторы должен обращать внимание преподаватель при подготовке и организации учебного занятия? – Характеристика возрастных особенностей развития психики и способы работы преподавателя – Влияние половых различий на способы и темп усвоения учебной информации, уровень умственной работоспособности и состояния здоровья учащихся – Индивидуальные различия учащихся (темперамент, ведущая модальность, способы восприятия информации в зависимости от межполушарной ассиметрии).
34 При выборе форм и методов необходим учет возрастных особенностей и индивидульных возможностей Деятельностные формы обучения (приоритетное развитие творческой и поисковой активности) Технологии учебного сотрудничества Игровые технологии (решение учебных задач на уроке) Оценочная система (самооценивание и взаимооценивание) 34
35 технология образовательного взаимодействия образовательный процесс рассматривается как совокупность учебного процесса, внеурочной деятельности, дополнительного образования и самообразовательной деятельности учащихся; в рамках образовательного процесса реализуются предметные и надпредметные учебные программы, дополнительные образовательные программы, программы внеурочной деятельности, индивидуальные образовательные программы; организация классов сочетается с бесклассной системой, созданием временных учебных групп, работающих по различным учебным программам; класс организуется как учебный коллектив, решающий общие образовательные задачи, внутри которого существует определенное распределение обязанностей ; учебные занятия могут отличаться своей продолжительностью, характером деятельности, организацией рабочих мест; обязательные учебные занятия могут сочетаться с занятиями, посещение которых для всех учащихся не является обязательным; гибкое расписание учебных занятий, соответствующее их целям; домашняя работа учащихся представляет собой самостоятельный вид образовательной деятельности, предусматривается возможность выбора домашних заданий, планирования их выполнения, самостоятельного определения учащимися содержания домашних работ; основным объектом педагогической оценки является достигнутый учеником образовательный результат; доминирующим видом познавательной деятельности является поисковая, основным результатом которой является освоение учащимися способов деятельности.
36 ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ «УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ» 36 Базовые образовательные технологии технологии Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие
37 37 Базовые образовательные технологии технологии ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Триада: замысел- -реализация- -продукт Этапы: 1. Решение 2. Цель 3. Задачи 4. План и программа 5. Проверка «на реализу- емость » 6. Выполнение 7. Презентация
38 УРОВНЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ 38 Базовые образовательные технологии технологии Основные принципы: открытость системы требований, предъявление образцов деятельности, «ножницы» между базовым и повышенными уровнями требований, посильность базового уровня, обязательность его освоения всеми учащимися, добровольность в освоении повышенных уровней требований, работа с группами «подвижного» состава, накопительная система оценивания. Основа: дифференциация требований к уровню освоения, явное выделение базового и повышенных уровней
39 ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 39 Базовые образовательные технологии технологии Информатизация образования – это приведение системы образования в соответствие с потребностями и возможностями информационного общества Образовательная деятельность на основе ИКТ: открытое (но контролируемое) пространствооткрытое (но контролируемое) пространство информационных источников, инструменты «взрослой» информационной деятельности,инструменты «взрослой» информационной деятельности, среда информационной поддержки учебного процесса,среда информационной поддержки учебного процесса, гибкое расписание занятий, гибкий состав учебных групп,гибкое расписание занятий, гибкий состав учебных групп, современные системы управления учебным процессомсовременные системы управления учебным процессом
40 Игры и эксперименты (с числами и числовыми закономерностями, с телами и формами, с величинами, с возможностями различных исходов событий и др.) Работа с учебными моделями (числа и их свойства, отношения, операции и др.) Группировка, упорядочивание, маркировка, классификация, сравнение (чисел, тел и форм, величин, данных исследований и т.д.) Описание и оценка (свойств, взаимного положения объектов, закономерностей и т.д.) Конструирование и создание (моделей, математи- ческих выражений, схем и т.д.) 40 Некоторые примеры учебной деятельности: Математика Некоторые примеры учебной деятельности: Математика
41 Игры и эксперименты (со звуками и буквами, словами, грамматическими структурами, текстами ) Работа с учебными моделями (слова, устные высказывания, тексты) Наблюдения, обсуждения, описание и анализ (слова и конструкции, тексты; особенности их построения и употребления; порядок действий) Группировка, упорядочивание, маркировка, классификация, сравнение Преобразование и создание (списки слов, тексты, памятки, плакаты и т.д.) Ежедневное чтение (вслух и про себя) и письмо (списывание, письмо под диктовку, ведение дневников, творческие работы и т.д.) 41 Некоторые примеры учебной деятельности: Русский язык Некоторые примеры учебной деятельности: Русский язык
42 Задание 2. 42
43 43 Оцениваемые умения ПредметныеОбщеучебные 2.2. Использовать таблицу для получения информации, необходимой для составления математического выражения и нахождения его значения. Находить сумму круглых десятков. Находить неизвестный компонент сложения. Упорядочивать числа. Читать и понимать информацию, представленную в табличной форме. Интерпретировать полученные результаты (распределение мест в зависимости от результатов стрельбы). Осуществлять самоконтроль: ученику нужно проверить, все ли клетки таблицы заполнены.
44 Пример задания 44
45 Витамины и здоровье 45
46 46
47 47
48 Безотметочная система оценивания (риски по здоровью, недостаточная готовность к обучению, общая неуспешность в тестах, несформированность учебных навыков)
49 Григорьев Д.В. Виды внеурочной деятельности: игровая; познавательная; проблемно-ценностное общение; досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение); художественное творчество; социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность); трудовая (производственная) деятельность; спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность.
50 Внеурочная деятельность Занятия по выбору Форма занятий должна отличаться от урочной (кружки секции, олимпиады, экскурсии, проектная деятельность и др.) Баланс между занятиями двигательного и статического характера
51 Уровни воспитательных результатов: Первый уровень – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Второй уровень – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия
52 Методический конструктор внеурочной деятельности Вид Внеурочной деятельности Уровень результатов внеурочной деятельности Преимущественные формы достижения результата 1. Игровая1. Приобретение школьником социальных знаний Ролевая игра 2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности Деловая игра 3. Получение опыта самостоятельного социального действия Социально-моделирующая игра
53 2.Познаватель- ная 1. Приобретение школьником социальных знаний Викторины, познавательные игры, познавательные беседы. 2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности Дидактический театр, общественный смотр знаний. 3. Получение опыта самостоятельного социального действия Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны) Методический конструктор внеурочной деятельности
54 3. Проблемно- ценностное общение 1. Приобретение школьником социальных знаний Этическая беседа 2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности Дебаты, тематический диспут 3. Получение опыта самостоятельного социального действия Проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов
55 Методический конструктор внеурочной деятельности 4. Досугово- развлекатель- ная деятельность (досуговое общение) 1. Приобретение школьником социальных знаний Культпоходы в театры, музеи, концертные залы, выставки. 2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности Концерты, инсценировки, праздничные «огоньки», киноклубы на уровне класса и школы. 3. Получение опыта самостоятельного социального действия Досугово-развлекательные социально значимые акции (благотворительные концерты, танцевальные марафоны и т.п.)
56 Методический конструктор внеурочной деятельности 5. Художест- венное творчество 1. Приобретение школьником социальных знаний Кружки художественного творчества. 2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе. 3. Получение опыта самостоятельного социального действия Художественные социально значимые акции школьников
57 Методический конструктор внеурочной деятельности 6. Социальное творчество (социально преобразую- щая добро- вольческая деятельность) 1. Приобретение школьником социальных знаний Социальная проба (инициативное участие ребенка в социальной акции, организованной взрослыми) 2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности КТД (коллективно- творческое дело) 3. Получение опыта самостоятельного социального действия Социальный проект
58 Методический конструктор внеурочной деятельности 7. Трудовая (производ- ственная) деятельность 1. Приобретение школьником социальных знаний Занятия по конструированию, кружки технического творчества, кружки домашних ремесел 2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности Трудовые десанты; сюжетно-ролевые продуктивные игры «Город мастеров», «Почта», «Фабрика»; детская производствен- ная бригада 3. Получение опыта самостоятельного социального действия Детско-взрослое образовательное производство
59 Методический конструктор внеурочной деятельности 8. Спортивно- оздоровитель- ная деятельность 1. Приобретение школьником социальных знаний Занятия спортивных секций, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах. 2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности Школьные спортивные турниры и оздоровительные акции 3. Получение опыта самостоятельного социального действия Социально значимые спортивные и оздоровительные акции- проекты.
60 Методический конструктор внеурочной деятельности 9. Туристско- краеведческая деятельность 1. Приобретение школьником социальных знаний Образовательная экскурсия Занятия туристической секции Занятия краеведческого кружка (факультатива) 2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности Туристический поход Краеведческое исследование 3. Получение опыта самостоятельного социального действия Краеведческая экспедиция Туристско-краеведческая экспедиция Школьный краеведческий музей
61 Основная задача начальной школы: поддерживать и развивать основные достижения дошкольного периода развития, не прерывая и не подавляя ни одну из линий, формировать на этой основе учебную самостоятельность младших школьников. Достижение этой задачи будет способствовать и успешному учению на следующей ступени. Это возможно, если учебный процесс нацелен на становление ученического сообщества – групп детей, объединяемых и объединяющихся для совместной учебной деятельности.
62 62 Ожидаемые результаты: преемственность и развитие Ожидаемые результаты: преемственность и развитие деятельный и активный креативный любознательный инициативный открытый внешнему миру, доброжелательный и отзывчивый положительное отношение к себе, уверенность в своих силах коммуника- тивность навыки самоорганизации и здорового образа жизни исследова- тельский интерес саморегуляция УЧЕБНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ ответственность чувство собственного достоинства уважительное отношение к окружающим, к иной точке зрения
63 63 Основные результаты начального образования Основные результаты начального образования формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возмож- ность продолжения образования; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познава- тельной, саморегуляции
64 64 В результате образовательной деятельности должны формироваться: В результате образовательной деятельности должны формироваться: желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию; инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности; математическая и языковая грамотность как основа всего последующего обучения; осознанное принятие детьми ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними.
65 Позиционирование учителя Учитель начальной школы Позиция учителя-профессионала демонстрирует культурные образцы действий инициирует пробные действия детей консультирует, корректирует действия ищет способы включить в работу каждого Позиция воспитателя создает условия для приобретения детьми жизненного опыта (общения, выбора, ответственного поведения, саморегуляции …), самостоятельной выработки жизненных ценностей со-участник, третейский судья Позиция педагогической поддержки оказывает адресную помощь ребенку: не избавляя от проблемной ситуации, но помогая ее преодолевать
66 Профессиональное мастерство Проектирование учебного процесса: тематическое планирование учебного процесса на основе проецирования итоговых результатов на данный этап учебного процесса проектирование «учебных ситуаций» Организация работы учащихся: в группах и парах в мобильных группах индивидуальная поддержка детей организация проектной деятельности 66 Учитель начальной школы
67 ИКТ-компетентность Общепользовательские инструменты текстовый редактор, редактор презентаций, динамические таблицы, базы данных Мультимедийные информационные источники Инструменты коммуникации электронная почта, Интернет ИКТ-средства системы управления учебным процессом, интерактивная доска, цифровое и мультимедийное учебное оборудование 67 Учитель начальной школы
68 Эффективные учащиеся По результатам исследований PISA и TIMSS выявлено, что учащиеся будут хорошо учиться, если: Они хорошо мотивированы Не тревожны Верят в собственные силы и способности Владеют эффективными стратегиями обучения (включая постановку цели, выбор стратегий, самоконтроль и самооценку процесса обучения) И с с л е д о в а н и е P I S A ( с п о г о д ы ) : М а т е м а т и к а – н е т и з м е н е н и й Ч т е н и е – с т а т и с т и ч е с к и з н а ч и м о е с н и ж е н и е р е з у л ь т а т о в Е с т е с т в о з н а н и е – с т а т и с т и ч е с к и з н а ч и м о е у л у ч ш е н и е р е з у л ь т а т о в 68
69 Эффективные школы в России Более крупные образовательные учреждения – с хорошей материальной базой, – c укомплектованным штатом учителей, – c хорошими образовательными ресурсами (библиотекой, лабораторным оборудованием, компьютерами и т.д.), Более мотивированные учащиеся Доброжелательные отношения между учащимися и учителями Высокие требования к учащимся Хорошая дисциплина и др. И с с л е д о в а н и е P I S A ( с п о г о д ы ) : М а т е м а т и к а – н е т и з м е н е н и й Ч т е н и е – с т а т и с т и ч е с к и з н а ч и м о е с н и ж е н и е р е з у л ь т а т о в Е с т е с т в о з н а н и е – с т а т и с т и ч е с к и з н а ч и м о е у л у ч ш е н и е р е з у л ь т а т о в 69
70 Спасибо за внимание! Богачева Елизавета Алексеевна т/ф:
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.