Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемАнтонина Талалаева
1 ОСОБЕННОСТИ ИНТЕГРАЦИИ И СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В СТАРШИХ КЛАССАХ Волкова Любовь Альбертовна-к.п.н., доцент кафедры педагогических инноваций 4 АПРЕЛЯ 2013 КОИРО Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Костромской областной институт развития образования» ФЦПР О
2 Из ФГОС полного среднего образования «Предметные результаты на интегрированном уровне должны быть ориентированы на освоение обучающимися в рамках интегрированных курсов ключевых теорий, идей, понятий, фактов и способов действий совокупности предметов, относящихся к единой предметной области и обеспечивающих реализацию мировоззренческих, воспитательных и развивающих задач общего образования, формирование общей культуры обучающихся на основе освоения ими относящихся к отдельным областям знаний».
3 ОСОБЕННОСТИ ИНТЕГРАЦИИ И СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В СТАРШИХ КЛАССАХ Что такое интеграция? Какой она бывает в образовании? Что такое интегрированное исследование? В чём заключаются особенности сопровождения интегрированного исследования старшеклассника? Чем интегрированное исследование в старших классах отличается от интегрированного исследования на других ступенях образования ? Зачем это нужно?
4 ФГОС (фундаментальное ядро образования) Требования к результату по стандарту не ЗУН, а УУД по стандарту Содержание обучения не столько предметно-распределённое (исследование в рамках содержания конкретного учебного предмета) сколько интегрированное с другими учебными предметами (системно-обобщённое) Технологии обучения не показательно-иллюстративные, а деятельностные технологии Цель использования способов учебного исследования не знания и не только умения – а развитие личности (личность с аналитическими способностями) Как один из результатов: развитие у обучающихся опыта самостоятельной и творческой деятельности: образовательной, учебно- исследовательской и проектной, социальной, информационно- исследовательской, художественной и др.
5 Соотношение частей основной образовательной программы Ступени образования Обязательная часть в % Вариатив ная часть в % Кол-во учебных предметов Начальная школа 8020 Основная школа 6040 Старшая школа 4060 Сокращение предметов с 18– 21 предмета до 12). (4+2) 6 предметных областей
6 Понятие «интеграция» в словарях Интеграция – (лат. Integratio от integer - целый) процесс, с помощью которого части соединяются в целое; восстановление, восполнение. В личностном плане - все составляющие элементы личности, его черты или качества действуют согласованно как единое целое. Понятие, означающее состояние связанности отдельных разных частей и функций системы в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию (например, интеграция в науке, экономическая интеграция). как внутригрупповой процесс - создание внутреннего единства, сплоченности, что выражается в идентификации коллективной, сплоченности группы как ее ценностно-ориентационном единстве, объективности в возложении и принятии ответственности за успехи и неудачи в деятельности совместной. В педагогике (в образовании) - это содержательный приём, позволяющий получить результат по эффективности превосходящий сумму компонентов согласно поставленной образовательной или воспитательной цели.
7 Основные понятия темы по акценту «исследование» Учебное исследование – процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Характеризуется объективностью, доказательностью, точностью; имеет два уровня - эмпирический и теоретический. Исследование в старшей школе – метапредметная учебно- научная деятельность школьников с использованием совокупности исследовательских методик при работе с метапредметным содержанием Интегрированное исследование старшеклассника – это исследование: - одного объекта, но разными технологическими и техническими способами (возможна параллельная деятельность и последовательно выполняемая деятельность); - одного объекта, но рассматриваемого в плоскостях разных научных областей; - разных объектов, объединённых, какими-либо характеристиками; - использование источников для исследования из разных областей знаний
8 Виды интеграции в учебном исследовании 1.Интеграция содержательная – использование для исследования источников, относящихся к разным областям знаний (метапредметный подход) Например: традиции какого-либо народа (история, литература география, искусство, математика и др.) природное явление (география, физика, химия, история и т.д.) 2.Интеграция технологическая (способы, методы) - соединение разных способов учебного исследования в одну технологию, либо исследование объекта разными способами, относящимися к разным областям (науки, жизни и т.д.) Например: Соединение способов в одну технологию: (исследование традиций) - анализ источников, моделирование ситуации (ситуации), анализ климатических условий и традиций как следствия и т.д. Последовательное, использование способов: сначала : исследование (традиций) посредством алгоритмов наблюдения и описания Затем исследование (традиций) посредством анализа письменных источников и умозаключений т.д. Интеграция коммуникативная ( групповое взаимодействие, педагог и учащийся (ся) 3. Интеграция техническая – использование разлиного оборудования для достижения одной цели 4. Интеграция личтостных характеристик индивидуума ( формирование и применение различных личностных характеристик как совокупности или как формируемая совокупность) как достижение
9 Содержательная интеграция при учебном исследовании в старших классах Что с чем интегрировать? Предметная область (предметные области) + аспект темы (тем) из личного плана учащегося + аспект внеучебного содержания или Предметный аспект содержания + другой предметный аспект содержания (другой учебный предмет, другая предметная область) Пример темы исследования с интегрированным содержанием 10 класс:«Влияние металлов на здоровье человека» содержательные компоненты: биология, химия, физика, возможно география, медицина)
10 Технологическая интеграция (способы) исследования Эмпирические способы исследованияТеоретические способы исследования 1.Наблюдение - целенаправленное восприятие объектов в результате, которого наблюдатель получает знание о характеристиках и свойствах объекта. Исследователи различают «включённое» и «не включённое» наблюдение. 2.Описание - закрепление и передача результатов наблюдений устным или письменным способом. Различают описание, статичных и подвижных объектов. 3.Опыт ( эксперимент)- практическая проба, практический способ ответа на вопрос исследования, конкретное действие с целью получения заданного результата. 4.Экспертиза - (франц. expertise - от лат. expertus - опытный), оценка объекта компетентным специалистом (экспертом), в педагогике понимается, как совокупность способов получения информации об объекте. 5. Индукция - (от лат. inductio - наведение), метод исследования, на котором общий вывод строится на основе частных посылок. Рассуждение и обобщение строится от единичного достоверного к общему вероятностному. 6.Аналогия - (от греч. analogia - соответствие), вид умозаключения; сопоставление объекта исследования с другим объектом имеющим те же характеристики. Анализ - – ( от греч. analysis - разложение, расчленение), предполагает изучение элемента, как части целого. Анализ является ведущим исследовательским методом. Выделяют: наглядно-образный, наглядно- действенный и словесно логический анализ Синтез - – (от греч synthesis - сочетание, составление), предполагает системное соединение элементов изучаемого объекта в целое. Синтез также является ведущим исследовательским методом и не существует отдельно от анализа. Формализация -– (от лат. forma вид, образ), предполагает отображение результатов мышления в точных понятиях и утверждениях. Предъявление информации в виде знаков и формул; построение абстрактных моделей. Аксиоматика - ( от греч. axioma значимое, принятое положение) предполагает построение доказательств на основе положений, которые принимаются в качестве исходных. На базе данных положений, не требующих доказательств, логическим путём происходит утверждений нового знания. Истинность аксиом переносится на выводимые из них следствия. Дедукция -(от лат. deductio - выведение), доказательство от «общего» знания к «частному» знанию. Метод необходим для систематизации полученной информации, достраивания, выявления причинно- следственных связей Абстрагирование- (от лат. abstractio - удаление, отвлечение), «отвлечение» от ряда свойств и отношений с одновременным выделением интересующих нас свойств и отношений.
11 Компоненты типового исследовательского алгоритма, которые могут приобретать характеристики интеграции 1. Тема – это фраза, которая показывает по поводу чего происходит исследование. (если лежит на стыке разных научных областей знания) 2.Проблема – трудность на преодоление которой направлено исследование (если относится к разным сферам деятельности человека, науки, имеет двойственную характеристику: двойная проблема) 3. Цель - это деятельность которая приводит к результату. 4. Объект – то, что будет исследоваться (если характеристики относятся к разным сферам научного знания) 5.Предмет ( характеристика, параметр)–связанный с объектом будет исследоваться ( если рассматриваются предметы (относящиеся к разным областям научного знания. 6. Гипотеза – предположение того, что докажет исследование ( захватывает разные области научного знания) 7. Задачи – действия при помощи которых будет происходить исследование ( если отвечаем на вопросы из разных областей знания, планируем получения результата используя разное по специфике и назначению оборудование) 8. Способы исследования – как именно будет происходить исследование? ( если используются действия из разных областей знаний или УУД) 9.Способы фиксации результатов – отображение результатов в визуальном или ином виде (разные способы фиксации результатов как совокупный продукт исследования) 11. Применение результатов – зачем нужны результаты исследования, что они могут, что-то изменить? – где и как будут отмечаться показатели исследования
12 Интеграция способов исследования (эмпирического + теоретического) при исследовании одного и того же объекта Тема: Исследование ценностных ориентиров старшеклассников Эмпирические способыТеоретические способы Анкетирование - описаниеУмозаключение по ситуации- абстрагирование, индукция, дедукция тестирование – проба, описаниеРассмотрение проблемы, выбора и другого по частям ( по акцентам) - анализ Пробы (опыт, эксперимент)Соединение известного и предполагаемого - синтез
13 интеграция способов исследования при групповом взаимодействии Урок- исследование в 11 классе " Слово Солженицына» Исследовательская цель: выявить особенности «языка» Солженицына по его произведениям 1 группа: дать характеристику языка произведений А.И.Солженицына. Прочитать рассказы из цикла «Крохотки». 2 группа: выявить приёмы обновления лексики, используемой писателем в его произведениях «Двучастные рассказы» А.И.Солженицына. 1 группа + 2 группа = результат Деятельность группы1 : проанализировать произведение, выявить языковые особенности, классифицировать, сделать обобщающий вывод Деятельность группы 2: проанализировать произведение (другое содержание), выявить приёмы обновления лексики, доказать наличие обновления группа1 +группа 2 = результат по цели урока
14 Техническая интеграция при исследовании Достижение результата интегрированными техническими средствами
15 Обратите внимание на слова: различные стратегии, другая точка зрения, средства различных технологий ( в т.ч. Коммуникативных, информационных)
16 Интеграция сопровождения исследования старшеклассника И Н Т Е Г Р И Р О В А Н О е исслед ование -Предложение базовых алгоритмов - Провокация на возможный выход из ситуации -Предоставление координат ( ФИО, , ссылка, телефон и др.) для взаимодействия -Рекомендации - Поддержка в выборе, опорные действия -Диагностика возможностей старшеклассника - и подобное
17 Интеграциия исследовательских компетентностей
18 Пример интеграции формируемых компетентностей при учебном исследовании
19 Интегрированное исследование старшеклассников и его сопровождение Метапредметное содержание Универсальные учебные действия Содержание из разных предметных областей Для применения к разному, общий, всеобщий
20 Особенности сопровождения интегрированного учебного исследования старшеклассника Сопровождение (тьюторство) в педагогике понимается как: - посреднические действия; - консалтинг; - индивидуализация процесса; - ситуативное действие (взаимодействие) - педагогическая поддержка Возрастные особенности старшеклассника Сознательная избирательность: - коммуникаций; - содержания обучения ; -видов и способов деятельности Прагматичность -предприимчивость, -значимость, выгода, -нацеленность на будущий результат Накопление содержательного, технологического опыта Личностные характеристики - снижение доверчивости --снижение внешней эмоциональности - повышение интереса к оценке окружающих 1.Интегрированное исследование как часть персонального учебного плана учащегося 2. Интегрированное исследование как часть профессионально -ориентационной деятельности учащегося 3. Интегрированное исследование как инструмент корректировки возрастных проблем старшеклассника 4. Интегрированное исследование с целью совершенствования УУД учащегося в старшей школе
21 ОСОБЕННОСТИ ИНТЕГРАЦИИ И СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В СТАРШИХ КЛАССАХ особенности сопровождения интегрированного исследования старшеклассника: - соотнесение с индивидуальным учебным планом, профильным обучением, запросом, возрастными особенностями Интегрированное исследование старшеклассника отличается: самостоятельностью, сложностью и полнотой действий, Большей степенью интеграции Цель- выполнения требований ФГОС Интеграция бывает: содержательная технологическая Техническая личностная В педагогике ( в образовании) - это содержательный приём, позволяющий получить результат по эффективности превосходящий сумму компонентов согласно поставленной образовательной или воспитательной цели. Интегрированное исследование старшеклассника – это исследование: - одного объекта, но разными способами - одного объекта, но рассматриваемого в плоскостях разных научных областей; - разных объектов, объединённых, какими-либо характеристиками;
22 "Нет лучшего метода сообщения уму знаний, чем методом преподнесения их в возможно более разнообразных формах. Когда проникающие в ваш ум различными путями идеи объединяются в крепости ума, занимаемое ими положение становится неприступным". (Максвелл)
23 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.