Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемЗоя Мынкина
1 Идентичность как предмет изучения в политологии: определения, подходы, методы Еременко Мария М.н.с. ЛПИ Преподаватель кафедры сравнительной политологии ФПП Москва 2012
2 Идентичность Национальное и интернациональное в культуре. Национальная идентичность и взаимодействие культур Политическая регионалистика. Этнополитика
3 Определения процесс отнесения себя индивидом или группой к определенному сообществу, принятие определенных характеристик в качестве «своих» результат естественного процесса формирования самосознания граждан, осознающих свою принадлежность к нации как социально-экономической, культурно- политической и духовной общности людей, сложившейся в результате становления государства
4 Определения «совокупность представлений человека о своем месте в обществе, тех ценностей и поведенческих моделей, которые утверждаются на основании соотнесения себя с общественно значимыми культурными ориентирами и ролевыми функциями в публичной сфере, с социальными институтами и отношениями» (И.С. Семененко)
5 Определения Разделяемые представления о коллективном самовосприятии, отраженные в публичных дебатах, политических символах, общей исторической памяти и борьбе элит за власть (J.T. Checkel and P.J. Katzenstein)
6 Подходы Примордиализм (англ.primordial первозданный): нация - изначальная социобиологическая характеристика общества (К. Гирц, Р. Рамбино, У. Коннор, Э. Стюарт, Э. Смит и др.) Нация необязательно является моноэтничной, напротив, чаще всего нация полиэтнична, и это не является препятствием для формирования единого для нее национального государства В этом процессе формирования важнейшую роль играет само осознание гражданами своей причастности к этому государству и идентификация ими других членов общества как «своих», то есть их национальная идентичность
7 Подходы Конструктивизм (от лат. constructivus построение), Э.Геллнер, Б. Андерсон, Э. Хобсбаум Идентичность выступает в качестве интеллектуального конструкта элиты, транслируемого на потенциальных представителей национального образования при помощи различных средств массовой информации, системы образования, политической риторики
8 Конструктивизм Б. Андерсон: унификация школьного образования и перевод его на единый язык, появление общенациональных газет и другой печатной продукции, которые задали языковую норму для всех частей государства Э. Геллнер: нация как конструкт индустриальной культуры, идеологический продукт, создаваемый властными, экономическими и интеллектуальными элитами
9 Методы Качественные Опросы Экспертные интервью Фокус-группы Контент-анализ СМИ Дискурс-анализ Количественные Обработка вторичных данных: кластерный анализ, латентно-классовый анализ, дисперсионный анализ, регрессия
10 Кейс европейской идентичности Policy analysis Механизмы формирования наднациональной идентичности: символическая политика; введение наднационального гражданства; открытие границ между государствами для беспрепятственного передвижения; трудовая миграция; использование наднациональных средств массовой информации, образовательных программ; экономическая интеграция (в т.ч. единая валюта); и т.д. Отсутствие механизма языковой унификации и неоднородность культурного пространства: United in diversity»
11 Европейская идентичность Идентичность в ЕС формируется как институциональная, и направление ее развития задают надгосударственные институты. В силу существования все еще сильной национальной идентичности, но и осознания преимуществ европейского надгосударственного устройства, европейская идентичность формируется как транснациональная
12 Европейская идентичность Экспертные интервью с представителями Европейского Парламента, Еврокомиссии, European Policy Advisory Board Values: rule of law, democracy, human rights, wellbeing, equality, individual freedom -> CEE: second-class citizens
13 "Трансформация европейской идентичности в зеркале системы ценностей" Исследование идентичности со стороны ценностей, измеряемых в ходе регулярных социологических опросов Eurobarometer и European Values Study. 1. Действительно ли в странах, являющихся ядром Европейского союза, можно выделить значительную группу граждан, выступающих носителями специфических "европейских" ценностей, которые определяют европейскую идентичность? 2. Действительно ли в странах, недавно вошедших в ЕС, структура ценностей иная? Другое соотношение носителей разных комбинаций ценностей? 3. Действительно ли в странах, недавно вошедших в ЕС, постепенно наблюдается изменение структуры ценностей в сторону "европейской"?
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.