Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемЛюбовь Тропина
1 Креативный класс как драйвер развития территории??? Ирина Шафранская НИУ ВШЭ – Пермь 1
2 Основной исследовательский вопрос Возможно ли повышение конкурентоспособности Пермского края и Перми, если будущие направления развития мы определяем, исходя из теории «креативного класса» Ричарда Флориды (университет Карнеги – Мелон)? 2
3 Трактовка конкурентоспособности Конкурентоспособность региона – это продуктивность (производительность) использования региональных ресурсов, и, в первую очередь, рабочей силы и капитала, по сравнению с другими регионами, которая интегрируется в величине и динамике валового регионального продукта (ВРП) на душу населения [Майкл Портер].
4 Драйверы экономического благосостояния Теория социального капитала: Экономический рост – это производства социальных связей, доверия и взаимоотношений в обществе (Р. Патнэм). Теория человеческого капитала: Развитие региона – это следствие концентрации образованного населения (Р7 Лукас и Э. Глэзер). Теория креативного капитала: Экономический рост региона обеспечивается креативными людьми, которые предпочитают места, отличающиеся разнообразием, открытостью новым идеям и толерантностью (Р. Флорида).
5 3Т: талант, технологии, толерантность Индекс таланта (высшее образование; индекс богемы) Индекс технологий (доля хай-тек в ВРП, патенты и изобретения) Индекс толерантности (этническое разнообразие; гей-индекс)
6 3Т в российской трактовке: талант, технологии, толерантность
7 3Т: талант, технологии, толерантность – что мы можем предложить? Индекс таланта: доля жителей с высшим образованием доля занятых с высшим образованием доля занятых в предпринимательстве Индекс технологий: число изобретений на 1000 жителей число патентов на 1000 жителей доля расходов на НИОКР по отношению к ВРП Доля расходов на фундаментальные исследования в НИОКР Индекс толерантности: доля приезжих из Германии, Израиля и США в структуре въездной миграции количество мигрантов на 1000 жителей HHI по трем лидирующим национальностям
8 Индекс креативности российских регионов Регион Индекс креативности Томская область 0,67 Новосибирская область 0,54 Самарская область 0,43 Республика Татарстан 0,40 Омская область 0,37 Ростовская область 0,36 Нижегородская область 0,30 Республика Башкортостан 0,29 Челябинская область 0,28 Волгоградская область 0,28 Красноярская область 0,26 Свердловская область 0,22 Пермский край 0,17
11 Регионы - лидеры
12 Регионы – соседи
16 Регион Ранг креативности Ранг инвестиционног о потенциала Томская область113 (48) Новосибирская область 210 (16) Самарская область37 (12) Республика Татарстан42 (7) Омская область512 (29) Ростовская область66 (11) Нижегородская область74 (9) Республика Башкортостан89 (14) Челябинская область98 (13) Волгоградская область1011 (19) Красноярская область115 (10) Свердловская область121 (4) Пермский край133 (8) Сопоставление оценок
18 Привлекательная ли Пермь для «креаклов»? – предпосылки исследования Развитие маркетинга территорий как области прикладной деятельности в России Популярность и популяризация категории «креативный класс» Актуализация маркетингового подхода при разработке стратегии развития города (выбор приоритетных целевых групп) Пермская культурная политика 18
19 Исследовательский вопрос Можно ли выявить предпочтительные характеристики города для жителей, учитывая выбор (компромисс), который делают люди, формулируя свои предпочтения? 19 Определение компромиссов при выборе (trade-off) Количественная оценка предпочтений Максимальное количество характеристик города
20 Конджойнт (совместный) анализ Метод количественной оценки потребительских предпочтений, используемый в маркетинге, который позволяет получить числовое значение величины полезностей (utility) характеристик товара (атрибутов) на основе оценок (выбора) различных профилей продукта. Основоположник – Пол Грин (Green, Rao, 1971; Green, Srinivasan, 1978). Атрибуты – характеристики товара, которые потребитель принимает во внимание, осуществляя выбор. Уровень атрибута – качественная характеристика выраженности атрибута. 20
21 Цель исследования -Определить, какова величина полезности уровней атрибутов, описывающих город, для жителей города Перми. Достижение данной цели позволяет: Выявить особенности предпочтений представителей креативного класса; Оценить текущую полезность города для жителей; Определить сценарии, позволяющие повысить полезность города для жителей. 21
22 Креативный класс : «Lost In Translation» R. Florida: критерий области профессиональной деятельности. Creative Class - those workers who play the lead role in knowledge-intensive production and innovation – who provide the ideas, know-how, creativity and imagination so crucial to economic success. Российская версия: критерий формы занятости и рода деятельности Creative Class – те, кто способны к инновациям, … т.е. те, чьи доходы и социальные установки позволяют выбирать модели трудового поведения и потребления. 22
23 Качественный этап исследования: определение перечня и уровней атрибутов Теоретическая база R. Florida (2007) A. Markusen (2006) T. Niedomysl (2008) B. Ulengin, U.Guvenc (2002) H.-J. Yun (2009) S. Zenker, S. Peterese, A. Aholt (2009) Mercers Quality of Living Survey Criteria (2011) Quality of Life Index Components (2011) Исследовательские процедура 3 фокус-группы (отбор значимых атрибутов и определение их уровней) 12 экспертных интервью (верификация значимых атрибутов и их уровней)
24 Атрибуты города Этническое и субкультурное разнообразие Имидж города Разнообразие сфер досуга Разнообразие возможностей потребительства Городская насыщенность и разнообразие Безопасность места Доступность лесных массивов, парков, водоемов Экология города Удобство передвижения внутри города и вне его Городской комфорт и безопасность Уровень экономического развития города Уровень заработной платы Разнообразие возможностей профессиональной реализации Простота и прозрачность административных процедур Возможности профессиональной реализации Общая стоимость жизни в городе Доступность и стоимость недвижимости Доступность образования Доступность здравоохранения Доступность города для жизни 24
25 Уровни атрибутов: например, Имидж города (группа атрибутов Городская насыщенность и разнообразие) Высокая привлекательность Позитивный, имеет характеристики, близкие к понятию «творческий» - молодежный, бурноразвивающийся, город, в котором всегда позитивно и интересно Средняя привлекательность Отсутствует какой-либо выраженный, сложившийся образ города Низкая привлекательность Негативный, имеет характеристики непривлекательные или противоположные понятию «творческий» - скучный, серый, индустриальный 25
26 Уровни атрибутов: например, Удобство передвижения внутри города и вне его (группа атрибутов Городской комфорт и безопасность) Высокая привлекательность Маршруты городского транспорта удобны, можно быстро добраться из одной точки города в другую. Дорожное движение сбалансировано. Авиасообщение с большим количеством крупных городов в стране и за рубежом Низкая привлекательность В городе неудобные дорожные развязки, маршруты неудобно проложены по городу, для того, чтобы добраться из одной точки в другую, требуются пересадки. Нерегулярное, ограниченное авиа- и железнодорожное сообщение 26
27 Уровни атрибутов: например, Разнообразие возможностей профессиональной реализации (группа атрибутов Возможности профессиональной реализации) Высокая привлекательность Большое разнообразие разных предприятий, представлены штаб- квартиры крупных компаний, развитая сфера услуг и малый бизнес Средняя привлекательность В городе имеется 5 – 10 крупных промышленных предприятий, сфера малого и среднего бизнеса среднеразвита Низкая привлекательность Моногород, ограниченное количество рабочих мест, слабо развитый малый бизнес. 27
28 Уровни атрибутов: например, Доступность и стоимость недвижимости (группа атрибутовдоступность города для жизни) Высокая привлекательность Доступность жилья высокая, стоимость – ниже среднего по стране Средняя привлекательность В соответствии со средним уровнем по стране Низкая привлекательность Доступность жилья низкая, стоимость – выше среднего по стране 28
29 Количественный этап исследования Метод – конджойнт-анализ (CВС) с использованием метода HII Группировка атрибутов в 4 группы(A1, A2, A3, A4) Использование процедуры ортогонального дизайна СВС(внутри групп) Использование HII (между группами) Регрессионный анализ и исчисление полезностей 29
30 Процедура исследования: внутригрупповая оценка предпочтений (HII) Group A1 (A11, A12, A13, A14) 10 cards: each has 4 attributes with a certain level city profiles Rating 10 city profiles from 0 to Utilities of every level of every attribute within A1 Same procedure for A2 (9 city profiles), A3 (10 city profiles), A4 (10 city profiles) 30
31 Пример карточки – профиля города по группе атрибутов 31
32 Процедура исследования: межгрупповая оценка предпочтений (HII) Groups A1, A2, A3, A4 16 cards: each has A1, A2, A3, A4 with a certain level complex city profiles Rating 16 city profiles from 0 to Weights of the groups (in sum =1) Оценка полезности внутри группы * вес группы = полезность (part-worth) каждого уровня каждого атрибута 32
33 Пример карточки – межгруппового профиля города 33
34 Выборка Креативный класс«Не» креативный класс Количество респондентов 6168 Средний возраст3034 Полмужчины – 72% женщины – 28% мужчины– 28% женщины – 72% Современные практики «Людей – 21» (шкала ФОМ) 75% современных практик50% современных практик Модель занятости Фиксированный рабочий день – 15% Иногда задерживаюсь сверх графика – 20% Свободный график (по необходимости или вдохновению) – 66% Фиксированный рабочий день – 78% Иногда задерживаюсь сверх графика – 18% Свободный график (по необходимости или вдохновению) – 4% 34
35 Выборка: профессиональная принадлежность Подкласс (по Р. Флориде) Область профессиональной деятельности Количество респондентов Ядро креативного класса Медиа, коммуникации Искусство и дизайн Компьютерные технологии Отрасль развлечений (театр, кино) Социальные науки и образование Архитектура Креативные профессионалы Продажи и маркетинг Менеджмент, финансы, бизнес 6363 «Не»креативный класс (рабочие профессии) Работники торговой сферы (кассиры, продавцы) Менеджеры «низшего» звена Работники сферы строительства
36 Результаты: Веса групп атрибутов 36
37 Какие атрибуты города имеют наибольшую полезность для креативного и «некреативного» класса? (атрибуты выражены на максимально привлекательном уровне) Креативный классUtility (Part- worth) «Не» креативный классUtility (Part- worth) Средняя заработная плата13,0Средняя заработная плата11,0 Разнообразие возможностей профессиональной реализации12,0Имидж города9,7 Безопасность места7,3Досуговое разнообразие8,4 Уровень экономического развития6,7Безопасность места8,4 Доступность и качество образования6,7 Разнообразие возможностей профессиональной реализации7,1 37
38 Текущая полезность Перми
39 5 шагов, повышающих полезность города для креативного класса 39 Текущая полезность 44,7 Средний уровень заработной платы выше среднего по стране Большое разнообразие предприятий: штаб-квартиры крупных компаний, развитая сфера услуг и малый бизнес Низкий уровень преступности Административные процедуры прозрачны, уровень бюрократии и коррупции заметно снижен Маршруты городского транспорта удобны, дорожное движение сбалансировано, авиасообщение с крупными российскими и зарубежными городами
40 5 шагов, повышающих полезность города для «не» креативного класса 40 Текущая полезность 46,6 Средний уровень заработной платы выше среднего по стране Низкий уровень преступности Высокий уровень чистоты города в соответствие с экологическим рейтингом Высокая доступность жилья при стоимости, средней по стране Административные процедуры прозрачны, уровень бюрократии и коррупции заметно снижен
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.