Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемЗахар Мишечкин
1 Виктор Олегович Пелевин Отражение государственных перемен в творчестве писателя Презентацию выполнила ученица 11Б класса МОУ- СОШ 2 Хасанова Айжана Алексеевна. Руководитель – Дрыжак Л.В., учитель русского языка и литературы.
2 В.О.Пелевин родился в 1962 году в Москве. В 1979 году закончил среднюю школу 31. С 1979 по 1985 г. учился в МЭИ. В 1989 году поступил в Лит. институт им. Горького, но был отчислен. С 1989 года работал штатным корреспондентом журнала "Face to Face" в течение года. С того же времени сотрудничал с различными газетами и журналами, выходящими в г. Москве. Несколько лет являлся сотрудником журнала «Наука и религия».
3 Первая публикация В 1989 году было напечатано первое произведение В.О.Пелевина «Колдун Игнат и люди». После В.О.Пелевин публиковал свои рассказы и повести каждый год. Первый роман «Омон Ра», вышедший в 1992 году, возымел большую популярность в народе и был удостоен двух литературных премий «Интерпресскон» и «Бронзовая улитка».
4 В.О.Пелевина можно отнести к числу поэтов- постмодернистов, хотя его творчество невозможно характеризовать столь однозначно. Его произведения столь разнообразны, что не укладываются в рамки какого- либо одного направления.
5 Для пелевинских публикаций характерен мгновенный успех у читателя и резкий отпор критиков. Говоря о Пелевине, можно воспользоваться словами И.Северянина: «Моя двусмысленная слава и недвусмысленный талант». В.О.Пелевин один из немногих отечественных писателей, популярных за рубежом. Более того, зарубежная критика относится к Виктору Олеговичу намного лояльнее, чем отечественная.
6 Типы героев произведений В.О.Пелевина соответствуют типам современных ему людей: бизнесмены и бандиты, телекомментаторы и наркоманы, криэйторы и чечены. Этого мало пересекаются реальности, а герои испытывают самые неожиданные метаморфозы. Люди превращаются в насекомых, герои компьютерных игр в людей, политическая жизнь страны создается руками пиарщиков и системных программистов...
7 Создаёт эти самые метаморфозы В.О.Пелевин, обращаясь к религиозным и философским темам, представляет мир через призму мифологии. Основной темой пелевинского творчества можно считать буддистский тезис «Мир – это только моё впечатление». В.О.Пелевин отрицает эту реальность и одновременно создаёт новый, идеальный мир.
8 «Пелевину удалось синтезировать теоретические постулаты буддизма с философско- художественной практикой барокко, которое выражало растерянность и смятение человека перед миром и самим собой и было занято метафизикой бытия» Г.Ишимбаева
9 Но Пелевин, противореча принципам понятия о религии, преподносит буддизм как негативное, а не позитивное учение. Он не понимает того, что путь к осознанию великой истины лежит через возвышение и облагораживание натуры. Он не повествует об истоках буддизма, о великом сострадании человека, его словно не волнуют вопросы нравственности. В результате его произведения получаются хулиганскими, лёгкими. Видимо, именно поэтому творчество В.О.Пелевина так популярно среди проблемной молодёжи: после его книг жизнь кажется проще.
10 Для произведений В.О.Пелевина характерно наличие неоднозначной, определяющей некоторые ориентиры речи: в некоторых словах и выражениях можно найти явные намёки на действительные события и личности: Даниил Хирмс, Данто, Филипп Гласс. Критик Андрей Немзер фигурирует в текстах Пелевина как «недотыкомзер». Так же в текстах Пелевина присутствует множество ненормативной лексики.
11 Произведения В.О.Пелевина отражают сочетания реальностей, жизнь на «стыке» миров: «Меня не столько интересует формальный диагноз, сколько та внутренняя причина, по которой человек выпадает из своей нормальной социально- психологической ниши…»
12 Часто поднимаемая Пелевиным проблема – жизнь на сломе эпох – отражается и в таких его произведениях, как «Принц Госплана», «Омон Ра», «Generation П», «Миттельшпиль» и др. Советская власть не смогла изменить реальность, она видоизменила сознание людей, и именно такие люди, находящиеся в плену у собственного сознания, являются героями многих произведений писателя. На примере представленных произведений хотелось бы разобрать творчество В.О.Пелевина.
13 «Омон Ра» Главный герой - Омон Кривомазов - с детства мечтает о космосе и, пытаясь осуществить свою мечту, поступает в лётное училище им.Алексея Маресьева, где будущих пилотов учат не только полётам, но и «подвигам» - всецело и безотказно отдаваться воле Родины, порой даже жертвуя своей жизнью.
14 «Омон Ра» Государство в романе - колоссальная всепоглощающая конструкция, создающая миф о социалистических подвигах путём тотального обмана и мистификации, эксплуатирующая живых людей в качестве автоматики. По признанию самого Виктора Пелевина, в книге использована идея «тоналя», обозначающего в символическом смысле коммунистическое общество, «советский космос». Книга посвящена «Героям советского космоса» но не космонавтам, а обычным людям, жившим в обособленном «советском космосе».
15 «Омон Ра» Вся жизнь Омона зависит от тоталитарной системы, но параллельно ей в романе присутствует и мир, созданный сознанием самого героя. Омон всё воспринимает по-своему, и очень часто его впечатления отличаются от реальности. Кульминацией же является осознание Омоном того, что действительность, навязанная ему системой, существует только в его воображении, после чего он очищает своё сознание. Разделение миров наблюдается и в имени главного героя: Омон – человек, преданный и подчинённый системе, Ра – составляющая божества, свободного от посягательств со стороны режима.
16 «Принц Госплана» Как и в романе «Омон Ра», в повести «Принц Госплана» доминирует одна реальность, из-за чего другая кажется иллюзорной. Главный герой Саша Лапин (программист Госснаба) будто существует только в границах компьютерной игры. Эта компьютерная реальность аналогична советской – она давно навязала людям свои правила игры.
17 «Принц Госплана» Проблема в том, что герои повести не видят выхода и принимают правила игры, как единственно возможные. Цель игры превратилась в смысл жизни главного героя. Повесть отображает состояние загубленного сознания. Сценарий жизни героев этой повести контролируется невидимым программистом.
18 «Generation П» Как и в двух предыдущих произведениях, в романе «Generation П» центральной идеей является идея несвободы, порабощения сознания, только теперь уже не со стороны государства, а со стороны получивших свободу СМИ.
19 «Generation П» Так же Пелевин касается вопросов потребления и потребительства, размышляет над теориями заговоров, рассуждает о роли наркотиков в творчестве, о СМИ и его влиянии на людей в постсоветском периоде.
20 «Generation П» «Роман «Generation П» - это призыв к рефлексии среди вызовов по потреблению, … русская самоирония, ставящая под вопрос высокомерие и гордость обидчивой державы. Это константация полного отстоя среди обещаний скорого процветания» Matthias Battis
21 С развалом СССР период доминирования одной реальности над всеми сферами жизни закончился - стали проявляться второстепенные, раннее незаметные миры. «В такую эпоху Пелевин, исследующий сочетания миров, закономерен, как боевик про Ирак или Косово.» К.Фрумкин
22 В постсоветской России существовала проблема определения общих ценностей среди людей. Произведения В.О.Пелевина и вся постмодернистская литература, мелкими шагами своеобразно определяет русские ценности. Писатель даёт читателю возможность смотреть на себя и своих соотечественников со стороны.
23 « Русский модернизм и Виктор Пелевин - это культурный прогресс к суверенности искусства, к свободе мысли, это остров скептицизма и иронии в море официального пафоса и ура-патриотизма, это взгляд со стороны, определение неопределённости и критика общества потребления.» Matthias Battis
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.