Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемГалина Подгаевская
1 Д.Пойа: «…если хотите научиться плавать, то смело входите в воду, если хотите научиться решать задачи, то решайте их…» Продолжите фразу: «… если хотите научиться правильно говорить и грамотно писать, то…»
3 Пусть кипит работа, Сильней соревнованье. Успех решает не судьба, А ваши знания! А ваши знания!
4 Фонетика Фонетика [нэ], -и, ж. 1. Раздел языкознания – наука о звуках языка. Экспериментальная ф. 2. Звуковой состав языка. Русская ф. // прил. Фонетический, -ая, -ое. Орфоэпия Орфоэпия, -и, ж. Правила образцового литературного произношения. // прил. Орфоэпический, -ая, -ое. Орфоэпические нормы. Орфография Орфография, -и, ж. То же, что правописание. // прил. Орфографический, - ая, -ое. Орфографическая ошибка. С.И.Ожегов. Толковый словарь.
5 Расставь ударения в словах Брала, начатый, банты, донельзя, налила, клала, пролила, премировать, просверлит, созвонимся, намерение, принявший, включим, засветло, красивее
6 Произнесём правильно! БралА, нАчатый, бАнты, донЕльзя, налилА, клАла, пролилА, премировАть, просверлИт, созвонИмся, намЕрение, принЯвший, включИм, зАсветло, красИвее
7 2 задание команде «Фонетика»: 2 задание команде «Фонетика»: 1. Какой раздел лингвистики изучает звуки речи? Фонетика. 2. Назовите самую малую единицу языка. Звук. 3. На какие две группы делятся звуки речи? Гласные и согласные. 4. На какие группы делятся гласные звуки? Ударные и безударные. 5. Сколько в русском языке гласных букв и звуков? 10 букв и 6 звуков.
8 2 задание команде «Орфоэпия»: 2 задание команде «Орфоэпия»: 1. Какой раздел русского языка изучает правильное произношение? Орфоэпия. 2. На какие группы делятся согласные звуки? Мягкие и твёрдые, парные и непарные, звонкие и глухие. 3. Сколько вы знаете пар, составляющих парные звуки? 6 пар. 4. Перечислите их. [Б]-[П], [В]-[Ф], [Г]-[К], [Д]-[Т], [З]-[С], [Ж]-[Ш]. 5. Назовите звуки, которые всегда мягкие и которые всегда твёрдые. Всегда мягкие звуки: [Й], [Ч], [Щ]. Всегда твёрдые звуки: [Ж], [Ш], [Ц].
9 Правила правописания гласных в корне слова: чередующиеся проверяемые непроверяемые ударением ударением а//о, е//и лаг-лож, раст-ращ-рос, безударные гласные словарные слова кос-кас, гор-гар, зор-зар, в корне проверяем надо запомнить клон-клан, твар-твор, ударением ровн-равн, мак-мок, скак-скоч, бер-бир, дер-дир, тер-тир, стел-стил, пер-пир, мер-мир, жег-жиг, блест-блист, чет-чит Слова-исключения: Слова-исключения: полог, росток, отрасль, чета, сочетать, сочетание, подровняться (в шеренгах), поравняться (с кем-нибудь), равнина, поровну, зоревать, изгарь, пригарь, выгарки, утварь.
10 Проверь себя! Чередующиеся гласные в корне слова: пригОрать, благорасполОжение, соприкОснувшись, полАгаться, рОсточек, поклОниться, заскОчу, опОздание, твОрить, вытИрать. Проверяемые гласные в корне слова: утОпический, принОровиться, мотИвировать. Непроверяемые гласные в корне слова: компрОмисс, авАнтюра.
11 Занимательная лингвистика! Валерий Яковлевич Брюсов Алый бархат вечереет, Горделиво дремлют ели, Жаждет зелень, и июль Колыбельной лаской млеет. - В чем необычность данного стихотворения? - Какая картина возникает при его чтении?
13 ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЗАДАНИЯ ГРУППАМ: «ФОНЕТИКА» «ОРФОЭПИЯ» 1.Найти в тексте фонетические средства изобразительности (приемы звуковой организации словесного выражения, тесно связанные со смысловой стороной слова): ассонанс аллитерацию 1. Найти в тексте лексические средства изобразительности: метафоры олицетворения эпитеты сравнения
14 Эпитет – это одно слово (обычно прилагательное) в переносном смысле, которое говорит об отношении автора к предмету речи. Например, мрачное небо (негатив), весёлый денёк (позитив). Метафора – целое выражение в переносном смысле, которое легко заменяется одним-двумя словами в прямом. Например, ель рукавом мне тропинку завесила (ветка передо мной). Сравнение – это сопоставление двух предметов обычно при помощи союзов как, точно, словно, будто и др. Например, лес точно терем расписной. Олицетворение – это изображение неживых предметов как живых (обычно глагол). Например, вьюга злилась, мгла носилась.
18 Проверочная работа 1 часть: 1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 1) квАртал 3) зАвидно 2) каталОг 4) бЕрежливо 2. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 1) намЕрение 3) звОнишь 2) средствА 4) докУмент 3. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня? 1) пров..ряющий, ф..лология, пол..жение 2) бл..годарный, закр..пление, опр..делить 3) экон..мический, приоб..дриться, изгот..вление 4) просл..дить, расст..лать, изм..няющийся
19 Проверочная работа 2 часть: 1. В каком ряду во всех словах ударение падает на первый слог? 1).свекла, тотчас, досуг 2). поняв, сверлит, столяр 3). щавель, эксперт, банты 4). начатый, клала, засветло 2. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная? 1). ут…пический, компр…мисс, ав…нтюра 2). прин…ровиться, мот..вировать, пом…гать 3).обозн…чение, задр…жать, к…ричневый 4). т…инственный, д…рижировать, акв…рельный.
20 Проверочная работа 3 часть: Выпишите из текста слова с чередующимися гласными в корне слова и безударными гласными в корне слова, проверяемыми ударением. Кольский полуостров расположен на севере России. Величие и суровость природы Кольского Заполярья изумляет. Природа словно выбирала Заполярье для того, чтобы показать свои чудеса: полярное сияние, штормовые ветры, столетние березовые рощи вышиной в полметра, тундровые плантации морошки, которые растут на всем Кольском полуострове. ЧЕРЕДУЮЩИЕСЯ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ: БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА, ПРОВЕРЯЕМЫЕ УДАРЕНИЕМ:
21 ОЦЕНИВАНИЕ На «3» – выполнили часть 1 На «4» – части 1, 2 На «5» – части 1,2,3 Если вы выполнили все 3 части без ошибок, оценка «5». Если при выполнении 3 частей вы допустили 1-2 ошибки – «4», 3-4 ошибки – «3». Если вы выполнили только 1 часть без ошибок – это «3», 1 и 2 части без ошибок – «4». Если при выполнении 1 и 2 части вы допустили 1-2 ошибки, то оценка «3».
22 1 часть: 1 часть: 1 – 2 2 – 1 3 – 3 2 часть: 2 часть: 1 – часть: 3 часть: 1. Чередующиеся гласные в корне слова: располОжен, выбИрала, растут. 2. Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением: покАзать, свОи, штОрмовые, стОлетние.
23 РЕФЛЕКСИЯ - Что получилось? - Над чем нужно поработать? Я работал сегодня хорошо, и у меня всё получилось. Я работал сегодня удовлетворительно, у меня не всё получилось. (Что не получилось?) Я не доволен своей работой. (Почему?)
24 Домашнее задание: выполнить тест 11 На «3» – часть А. На «4» – части АВ. На «5» – части АВС.
25 Заключительное слово Древнегреческий комедиограф Менандр сказал : «Язык, который умудрен знаниями, не будет запинаться»
26 Спасибо, ребята, за работу на уроке!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.