Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемЛариса Савосина
1 «Что счастие? Короткий миг и тесный, Забвенье, сон, и отдых от забот… Очнёшься – вновь безумный, неизвестный И за сердце хватающий полёт…» А.Блок Учитель Е.И.Лебедева
2 1. Смысл понятия «Серебряный век». 2. Границы Серебряного века. 3. Новое понимание человека и времени. 4. Поэзия Серебряного века. Основные течения и направления. 5. Символизм. 6. Акмеизм. 7. Футуризм. 8. Уроки Серебряного века.
3 «В эти годы России было послано много даров. Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания…Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, видели новые зори, соединяли чувства заката и гибели с чувством восхода и с надеждой на преображение жизни. Но всё это происходило в довольно замкнутом круге…» Н.Бердяев
4 Серебряный век – не строгий научный термин, но емкая метафора, позволяющая обозначить то, что возникло в русской культуре конца 19 – начала 20 века, что передавало новое сложное ощущение жизни, дух времени. Величайшей заслугой Серебряного века было его стремление воспринять и осмыслить новую жизнь и нового человека.
5 Серебряный век начался с манифеста-заявления о том, что мир и человек более не могут быть поняты и выражены старыми художественными средствами. Это произошло в 1892 г. в лекции Дмитрия Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы». Границы Серебряного века могут быть очерчены довольно явственно : от начала 90-х годов 19 века до 1917 года.
6 Модернизм ( от франц. moderne – новейший, современный) – общее обозначение ряда направлений в искусстве и литературе ( конца в), утверждающих новый подход к изображению мира, который способствовал бы духовному возрождению человека. Декаданс ( от франц.decadence – упадок) – термин, обозначающий те явления и течения в литературе и искусстве конца 19 – начала 20 в., которые отличаются неприятием устоявшихся моральных норм, выражают тоску по духовной свободе.
7 Двадцатый век…Ещё бездомней, Ещё страшнее жизни мгла (Ещё чернее и огромней Тень Люциферова крыла). И отвращение от жизни, И к ней безумная любовь, И страсть и ненависть к отчизне… И черная, земная кровь Сулит нам, раздувая вены, Все разрушая рубежи, Неслыханные перемены, Невиданные мятежи. А.Блок
8 Для этого времени характерна активная литературная жизнь : книги и журналы, поэтические вечера и состязания, литературный салоны и кафе, обилие и разнообразие поэтических талантов, огромный интерес к поэзии. Бесспорный духовный центр культуры Серебряного века – Петербург. Здесь была знаменитая «Башня» Вячеслава Иванова. «На «Башне» Иванова каждую среду собирались все наиболее одаренные и примечательные люди той эпохи, философы, художники, актёры, иногда и политики… Вячеслав Иванов – один из самых замечательных людей той богатой талантами эпохи…В.Иванов – человек универсальный: поэт, ученый, филолог… мыслитель…публицист…», - писал Н.А.Бердяев.
10 первое и самое значительное из модернистских течений в России. Символизм считал целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы. По времени формирования и по особенностям мировоззренческой позиции в русском символизме принято выделять два основных этапа.
11 Поэтов, дебютировавших в 1890-е годы, называют «старшими символистами». В.Брюсов К.БальмонтД.Мережковский З.Гиппиус
12 В 1900-е годы в символизм влились новые силы, существенно обновившие облик течения. Принятое обозначение «второй волны» символизма – «младосимволизм» А.Блок В.Иванов А.Белый
13 Движение символистов возникло как протест против оскудения русской поэзии, как стремление сказать в ней своё свежее слово. Ключевым понятием символизма является символ – многозначное иносказание. Символ содержит в себе перспективу безграничного развертывания смыслов. Символ является и полноценным образом. Символисты пытались познать запредельную суть мира, отсюда интерес к мистическому. Для символистов характерно было обострённое внимание к внутреннему миру человека, его душе. Поэт-символист не стремился быть общепонятным. Он обращался не ко всем, а только к посвященным; не к читателю-потребителю, а только к читателю-творцу, читателю-соавтору. Стихотворения символистов строятся как завораживающий поток словесно-музыкальных созвучий и перекличек ( ассонанс и аллитерация).
14 Огромное влияние на русский символизм оказал философ и поэт В.Соловьев. В его учении было заложено идущее от древнегреческого Платона представление о существовании двух миров – здешнего, земного, и потустороннего, высшего, совершенного, вечного. Эта идея о двух мирах – двоемирие – была глубоко усвоена символистами. В.Соловьев верил в спасительную миссию Красоты.
15 модернистское течение, декларировавшее конкретно-чувственное восприятие внешнего мира, возникло в 1910-е годы и поначалу было близко символизму. В октябре 1911 года было основано новое литературное объединение – «Цех поэтов». Название кружка указывало на отношение участников к поэзии как к чисто профессиональной сфере деятельности. Руководителями «Цеха» стали Н.Гумилев и С.Городецкий. Они же в январе 1913 в журнале «Апполон»опубликовали декларации акмеистической группы. Акмеистическое объединение было невелико и просуществовало около двух лет ( г.г.)
16 Н.Гумилёв А.Ахматова О.Мандельштам
17 Детально разработанной философско - эстетической программы акмеизм не выдвинул. Акмеистов интересовал реальный, а не потусторонний мир, красота жизни в ее конкретно-чувственных проявлениях. Они выступали за достоверность образа, четкость композиции. Гуманистический смысл этого течения был значителен - возродить у человека жажду жизни, вернуть ощущение её красоты.
18 авангардистское течение. Впервые русский футуризм проявил себя публично в 1910 г., когда вышел в свет первый футуристический сборник «Садок судей». Его авторами были Д.Бурлюк, В.Хлебников, В.Каменский. Вместе с В.Маяковским и А.Крученых эти поэты вскоре составили наиболее влиятельную в новом течении группировку кубофутуристов, или поэтов «Гилеи» ( Гилея – древнегреческое название территории Таврической губернии). Помимо «Гилеи» футуризм был представлен тремя другими группировками – эгофутуризмом, группой «Мезонин поэзии» и объединением «Центрифуга».
19 В.ХлебниковД.Бурлюк И.СеверянинВ.Маяковский
20 Футуризм претендовал на вселенскую миссию: в качестве художественной программы была выдвинута утопическая мечта о рождении сверхискусства, способного преобразить мир. Первая декларация футуристов «Пощечина общественному вкусу» вышла в 1912 г. Молодые поэты заявляли : «Только мы – лицо нашего времени…». В программу футуристов входило отрицание грамматики, синтаксиса, правописания. Футуристы провозглашали новые ритмы, рифмы, размеры стиха, новые слова и новые темы.
21 Футуристы не только декларировали свои лозунги, они действовали: после Февральской революции 1917 г. образовали воображаемое «Правительство Земного Шара». Тяга футуристов к эпатажу обывателя проявлялась в массовых театрализованных действиях, вызывающем поведении и одежде, культивировался образ поэта- хулигана. Футуризм делал установку на обновление поэтического языка, активно занимался словотворчеством. Проводились эксперименты с фигурным расположением слов. Стихотворение превращалось в типографскую картинку.
22 «Я – внезапный излом, Я – играющий гром, Я – прозрачный ручей, Я – для всех и ничей»
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.