Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемВладлена Талагаева
1 Игровая технология воспитания и обучения школьников: понятие, структура, принципы и этапы разработки
2 Нидерландский историк культуры Йохан Хейзинга определяет человека как: 1. Homo sapiens (человек разумный); 2. Homo faber (человек созидающий); 3. Homo ludens (человек играющий). Это наиболее существенные функции Человека.
3 Игра – это свободная деятельность, которая совершается внутри намеренно ограниченного пространства и времени, протекает упорядочено, по определенным правилам и с определенным набором ролей. Йохан Хейзинга
4 Игра это необходимый способ социальной жизни, основа существования человека. Она способна повышать интенсивность жизни индивидуума и группы, привнося в нее эмоциональную окраску и радость победы.
5 "Игра ребенка это его жизнь. Он в ней свободная, самостоятельная личность, развивающая свои силы. Для действительной жизни у ребенка еще слишком мало душевного материала, мало следов, мало сложившихся представлений. У него их довольно только для игры". Русский педагог Н.В. Шелгунов Что такое игра для ребенка?
6 "Детство без игры и вне игры анормально и аморально. Лишение ребенка игровой практики это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, одухотворения осваиваемого опыта жизни, признаков и примет социальной практики, индивидуального самопогружения, активизации процесса познания мира". С.А. Шмаков
7 Технология игровой деятельности (игровая технология) - представляет собой определенную последовательность действий, операций специалиста (педагога, психолога, игротехника и т.д.) по отбору материала, разработке и подготовке игры, включению детей в игровую деятельность, осуществлению самой игры, подведению ее итогов и содержательных результатов. Понятие
8 Деятельность – это специфическая форма активности человека, проявляющаяся в регулировании его сознанием предполагаемого образа результата, то есть в формулировке цели. Мотив – это побуждение к деятельности, направленной на реализацию потребностей человека. Действия – это составляющие единицы деятельности, направленные на решение частной задачи. У действий нет собственных мотивов. Отдельные действия состоят еще более мелких составляющих, элементов операций: - физические операции движения, - психические операции способы совершения умственных действий. Отдельные операции не имеют собственных задач. Основные определения
9 Соотношение психолого-педагогических понятий ДеятельностьДействиеОперация Цель (что нужно сделать?) Задача (как часть цели) - Мотив (для чего это нужно?) Собственный мотив отсутствует - МетодикаТехнология Методический прием
10 Технология игровой деятельности (игровая технология) - представляет собой определенную последовательность действий, операций специалиста (педагога, психолога, игротехника и т.д.) по отбору материала, разработке и подготовке игры, включению детей в игровую деятельность, осуществлению самой игры, подведению ее итогов и содержательных результатов. Понятие (закрепление)
11 1. Проспект; 2. Сценарий; 3. Описание игровой обстановки; 4. Инструкция для игроков; 5. Руководство для координатора игры; 6. Руководство для экспертов; 7. Словарь терминов. Основные структурные компоненты игровой технологии:
12 1. Проспект игры – это документ, в котором раскрывается ее общее содержание и условия применения. В проекте указывается цель и задачи игры, для кого она проводится, состав участников, их количество и число игровых групп, а также моделируемые в игре социальные роли.
13 2. Сценарий игры – это документ, в котором дается подробная характеристика социальной модели объекта или процесса, который представлен в игре, устанавливаются и обосновываются роли, характеризуются правила игры, способы из представления и критерии оценки деятельности участников. В сценарии излагается непосредственное содержание игрового процесса, который и предстоит организовать игротехникам и консультантам.
14 3. Описание игровой обстановки включает в себя: - раздел "Формы взаимодействия игроков" в процессе игры; - раздел "Действия игроков", где определяет область возможных решений; - раздел "Игровой цикл", где отражаются отдельные части игры, которые фиксируют определенный отрезок времени; - раздел "База данных", т.е. совокупность показателей, нормативов, характеристик и других числовых значений и т.д.
15 4. Инструкция для игроков – это документы, в которых каждому участнику (и/или группе) указываются игровые цели и способы их достижения, а также порядок взаимодействия с другими игроками и приемы самоконтроля. В инструкции при необходимости даются правовые и социальные характеристики должностных лиц, которые задействованы в игре, а также их биографические справки. Главное место отводится изложению прав и обязанностей игроков.
16 5. Руководство для координатора игры - это сборник инструкций по выполнению работ, связанных с подготовкой, организацией и проведением игры. В нем описываются основные мероприятия, необходимые для качественной подготовки условий проведения игры, ее участников, необходимая документация и проч.
17 6. Руководство для экспертов. В этом документе перечисляются действия группы экспертов, которая создается для решения возможных конфликтных ситуаций и наиболее объективного решения возникающих проблем, для подведения итогов игры. Эта группа может носить название счетная группа. Важное место в руководстве для экспертов занимают сведения об их функциях, правах и обязанностях, указания по взаимодействию с игроками и координатором в процессе проведения игры.
18 7. Словарь терминов – это объяснение основных понятий, которые изучаются в процессе игры. Такой словарь необходим для того, чтобы разработчики и организаторы игры могли понимать друг друга, а при проведении игры координатор и участники могли говорить одними и теми же терминами.
19 1. Нацеленность всех элементов игровой технологии на решение изучаемой в игре проблемы. Принципы разработки игровой технологии:
20 2. Оптимальное сочетание теоретического и практического аспектов в ходе игрового взаимодействия. Принципы разработки игровой технологии:
21 3. Использование показателей реальной жизни, в том числе и местной социально- экономической информации. Принципы разработки игровой технологии:
22 4. Наглядность и простота конструкции игры, позволяющие игрокам "понимать" смысл происходящего. Принципы разработки игровой технологии:
23 5. Автономность игровых циклов, что придает игре определенную гибкость, возможность учета специфики играющих. Принципы разработки игровой технологии:
24 6. Максимальное освобождение игроков от рутинных процедур, что позволяет максимально напряженно провести игровое взаимодействие. Принципы разработки игровой технологии:
25 7. Рациональное сочетание игровой деятельности и деятельности по поводу игры. Принципы разработки игровой технологии:
26 8. Возможность дальнейшего совершенство- вания и развития конструкции (модели) игры. Принципы разработки игровой технологии:
27 9. Опора на типовые разработки, что позволяет экономить время для разработки новых игр. Принципы разработки игровой технологии:
28 10. Учет возрастных особенностей участников игры. Принципы разработки игровой технологии:
29 Использование указанных выше принципов позволяет педагогу (специалисту) создать новую игру, адекватную аудитории, на которую она рассчитана. Оптимизировать процесс игры создания помогают следующие этапы. Принципы разработки игровой технологии
30 1. Определение объекта имитации и педагогических возможностей игровой технологии, оптимально сочетающейся с ним, то есть раскрывающей его специфику, изучаемую в игре. Этапы разработки игровой технологии:
31 2. Четкая формулировка цели игры и ее конкретных задач, решение которых позволяет достичь указанной цели. Этапы разработки игровой технологии:
32 3. Определение типа игры в соответствии с поставленной целью и имеющимися возможностями (опыт координатора, наличие учебного времени и т.д.). Этапы разработки игровой технологии:
33 4. Составление проспекта игры, что позволяет ответить на основные вопросы о замысле и специфике будущих участников. Этапы разработки игровой технологии:
34 5. Составление подробной характеристики объекта или процесса, моделируемого в ходе игры для предъявления участникам. Этапы разработки игровой технологии:
35 6. Определение расписания игры, ее регламента с учетом имеющегося запаса времени, возможности повторных встреч для ее обсуждения и т.д. Этапы разработки игровой технологии:
36 7. Определение состава игровых ролей и их характеристика с учетом цели и задач, предъявляемой модели и запаса игрового времени. Этапы разработки игровой технологии:
37 8. Формулировка правил игры, которыми будут руководствоваться ее участники. Принципиально важен "простой и доступный" язык изложения данного материала. Этапы разработки игровой технологии:
38 9. Составление инструкции игрокам, в которой в сжатом виде излагается основная информация, необходимая для игрового взаимодействия. Этапы разработки игровой технологии:
39 10. Формирование базы данных по принципу "оптимального сочетания "max" и "min" информации. При этом, у координатора должен быть избыток информации, который может потребоваться в ходе игры. Этапы разработки игровой технологии:
40 11. Определение списка катализаторов, которые помогают в нужное время "интенсифицировать" игровое взаимодействие. Этапы разработки игровой технологии:
41 12. Определение содержания основных этапов игры при соблюдении принципа "сбалансированности" Этапы разработки игровой технологии:
42 13. Составление руководства для координатора игры, прежде всего, организационных вопросов и методических аспектов. Этапы разработки игровой технологии:
43 14. Составление руководства для экспертной группы, прежде всего, критериальной базы и индикаторов эффективности игрового взаимодействия. Этапы разработки игровой технологии:
44 15. Составление словаря терминов по принципу "максимальной научности и максимальной доступности" для играющих. Этапы разработки игровой технологии:
45 16. Генеральная репетиция разработанной игры, демонстрация ее основных этапов и игровых приемов. Этапы разработки игровой технологии:
46 17. Окончательная корректировка созданной игры с учетом результатов генеральной репетиции. Этапы разработки игровой технологии:
47 Нужна ли игра ребенку и педагогу?
49 Прутченков А.С., доктор педагогических наук, профессор, кафедра развития образовательных систем Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования, главный научный сотрудник Гос.НИИ семьи и воспитания РАО
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.