Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемПолина Бухонина
1 МОУ СОШ 13 имени Р. А. Наумова г. о. г. Буй Костромской области Публичная лекция по теме : « Вызовы современного общества российскому образованию ». Лектор : Андреева О. А. учитель начальных классов г.
2 Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» O « Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации ». ( Д. Медведев )
3 Основные направления развития общего образования (из послания президента РФ) O Переход на новые образовательные стандарты O Развитие системы поддержки талантливых детей O Совершенствование учительского корпуса O Изменение школьной инфраструктуры O Сохранение и укрепление здоровья школьников O Расширение самостоятельности школ
4 Глобальные вызовы. O Кризис традиционной модели детства O Скорость изменений и неопределённость будущего O Утрата монополии формального образования на образование и социализацию подрастающего поколения O Размывание национальной идентичности O Увеличение культурной неоднородности общества O Нарастание объёмов информации O Стремительное обновление технологий O Трансформация семьи
5 1. Усиливающаяся социальная дифференциация российского общества O Дети наиболее успешных и состоятельных родителей оказываются в лучших образовательных учреждениях, которые получают дополнительную финансовую поддержку со стороны государства. O Наиболее состоятельные семьи получают дополнительные социальные блага, пользуясь лучшими по качеству услугами. Образование будет способствовать усилению социальной напряженности в стратифицированном обществе. Ответ ФГОС O Стандарт направлен на обеспечение : равных возможностей получения качественного начального общего образования ;
6 2. Миграционные процессы O Миграционные процессы ведут к усилению поликультурности, полиэтничности и поликонфессиональности российского общества. Ответ ФГОС O Стандарт разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации ; O сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, права на изучение родного языка, возможности получения начального общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России ; O единства образовательного пространства Российской Федерации в условиях многообразия образовательных систем и видов образовательных учреждений ;
7 3. Усиление консервативных, «защитных» установок общественного сознания в отношении образования O Образование занимает одно из ведущих мест в иерархии ценностей российских граждан. При этом отсутствуют конкретные и четкие критерии качественного образования. Образование из функционального блага превращается в статусное, в необходимый, но при этом всего лишь статусный атрибут биографической траектории. Как следствие, имеется, например, немотивированный рынком труда спрос на высшее образование. O Любые попытки пересмотра существующего устройства и содержания образования рассматриваются как ограничение прав на бесплатное образование. Ответ ФГОС O Стандарт является основой объективной оценки уровня образования обучающихся на ступени начального общего образования. O Стандарт направлен на обеспечение : преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего ( полного ) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования ;
8 4. Слабость позиций образовательного ведомства в системе межведомственного взаимодействия O Система принятия решений относительно важнейших условий деятельности системы образования зачастую принимается без участия представителей системы образования. Интересы и возможности системы образования учитываются недостаточно O Стандарт включает в себя требования : к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально - техническим и иным условиям. O Стандарт направлен на обеспечение : демократизации образования и всей образовательной деятельности, в том числе через развитие форм государственно - общественного управления, расширение возможностей для реализации права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников, использования различных форм образовательной деятельности обучающихся, развития культуры образовательной среды образовательного учреждения ;
9 5. Развитие экономики (поиск РФ места в мировой производственной цепочке) O Переход от сырьевой экономики к диверсифицированной с развитым инновационным сектором требует роста производительности труда и обеспечения других факторов повышения конкурентоспособности человеческого капитала, связанных в первую очередь с особыми компетенциями. Это предполагает перестройку системы не только профессионального, но и общего ( базового ) образования. O Данный вызов обостряется в связи вступлением РФ в ВТО и приходом на внутренний рынок иностранных инвесторов с их требованиями к персоналу. Ответ ФГОС O В основе Стандарта лежит системно - деятельностный подход, который предполагает : O воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества ; O ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования ;
10 6. Противоречие светскости и конфессиональности образования O Наблюдается рост активности религиозных конфессий и сект в сфере образования и социализации. Нельзя не отметить тенденции десекуляризации общества, усиления запроса части семей на программы религиозного воспитания. Ответ ФГОС O Стандарт направлен на обеспечение : O равных возможностей получения качественного начального общего образования ; O духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества ;
11 7. Несовпадение систем требований в социальной практике и в образовании O Образование предлагает стандарты и критерии ( оценки, признания и успеха ), несовпадающие с существующими вне системы образования, в реальной социальной и профессиональной жизни. Не сформировалась эффективная система сигналов и фильтров. Фактические социальные роли, социально - профессиональные траектории не совпадают с формируемыми в системе образования ожиданиями и проектируемыми траекториями. O Стандарт направлен на обеспечение : O демократизации образования и всей образовательной деятельности, в том числе через развитие форм государственно - общественного управления, расширение возможностей для реализации права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников, использования различных форм образовательной деятельности обучающихся, развития культуры образовательной среды образовательного учреждения ; O формирования критериальной оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, деятельности педагогических работников, образовательных учреждений, функционирования системы образования в целом ;
12 8. Ухудшение здоровья школьников O Ухудшение здоровья детей требует индивидуализации образовательных траекторий, особого профессионализма педагогов, изменения инфраструктуры и оснащения школ с учетом специальных потребностей детей, соответствующих нормативов финансирования. Ответ ФГОС O В основе Стандарта лежит системно - деятельностный подход, который предполагает : учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения ; укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
13 Источники 1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТНАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 2. президент. рф 3. standart.edu.ru 4. Strategy2020
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.