Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемАлексей Бершов
1 ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
2 2 Общие сведения по дисциплине Название Исследование социально-экономических и политических процессов Читается для специальности Государственное и муниципальное управление Важность изучения дисциплины В приобретении знания методики и методологии научного исследования конкретных социальных процессов, происходящих в нашем обществе, а также овладение практическими навыками его организации, анализа и оценки управленческого воздействия на процесс. Сфера профессионального использования Государственное и муниципальное управление
3 3 Краткое описание дисциплины Объектом изучения дисциплины «Исследования социально-экономических и политических процессов» является социальный процесс, в основе которого лежат определенные социальные изменения. Социальный процесс имеет четко выраженную динамическую составляющую, которая позволяет рассматривать его свойства в зависимости от времени. Предметом данной дисциплины является методология и технология организации, проведения и анализа социально-экономических и политических процессов.
4 4 Цели и задачи преподавания дисциплины Основной целью дисциплины является усвоение у студентов знаний в области методики и методологии научного исследования конкретных социальных процессов, выработка у студентов практического умения в организации исследования, анализа и оценки управленческого воздействия на процесс. Задачи курса: усвоение основных понятий курса «Исследование социально- экономических и политических процессов»; изучение основных методов организации и проведения научных исследований; освоение инструментария исследования; формирование умений в проведении анализа и оценке эффективности управленческого воздействия на социальный процесс; выработка умений по диагностике социально-экономических и политических процессов.
5 5 Место дисциплины среди смежных дисциплин Данная дисциплина требует предварительного изучения курсов курсов «Политология», «Социология», «Система государственного управления», «Технологии государственного и муниципального управления», «Теория организации», «Территориальная организация населения» и других дисциплин учебного плана. Курс «Исследование социально-экономических и политических процессов» представляется результирующим для обобщения и практической апробации знаний, полученных при изучении системы управленческих дисциплин. Приобретенные знания и навыки в ходе изучения данного курса могут быть использованы в подготовке дипломных проектов, в профессиональной деятельности выпускников.
6 6 Начальные знания Для успешного освоения курса требуется знание основ: - теории управления; - социологии; - истории государственного управления в России. Студент должен уметь: - владеть навыками анализа социальных процессов; - применять методы социологического исследования к практике государственного и муниципального управления.
7 7 Итоговые знания, умения и навыки В результате изучения дисциплины студент должен иметь ПРЕДСТАВЛЕНИЯ: о роли социальных процессов в обществе. В результате изучения дисциплины студент должен ЗНАТЬ: объект и предмет социально-экономических и политических процессов; принципы определения целей и выявления задач исследования; специфику проблем социально-экономических и политических процессов и особенности их исследования и решения; основные теоретические подходы к исследованию процессов; средства и методы исследования социальных процессов, специфику их применения, и роль в управлении процессами. В результате изучения дисциплины студент должен УМЕТЬ: применять на практике знания и навыки научно-исследовательской работы; проводить и организовывать конкретные прикладные исследования по заданной проблеме; анализировать конкретный социально-экономический и политический процесс; проводить сравнительный анализ процессов, выявлять их достоинства, недостатки; представлять и защищать собственную исследовательскую позицию, научные выводы и рекомендации; анализировать и оценивать эффективность организации и проведения научного исследования направленного на решение конкретной проблемы.
8 8 Содержание лекционного курса Тема 1. Социально-экономические и политические процессы как объект исследования. Тема 2. Основные теоретические подходы к исследованию социально-экономических и политических процессов. Тема 3. Логика исследования социально-экономических и политических процессов. Программа исследования. Тема 4. Выборочный метод в исследовании социально-экономических и политических процессов. Тема 5. Опросные методы в исследовании социально-экономических и политических процессов. Тема 6. Анализ документов как метод исследования социально-экономических и политических процессов. Тема 7. Наблюдение как метод исследования социально-экономических и политических процессов. Тема 8. Социальный эксперимент как метод социально-экономических и политических процессов. Тема 9. Системный анализ в исследовании социально-экономических и политических процессов. Научный инструментарий системного анализа. Тема 10. Политический анализ. Тема 11. Проблема измерения в исследовании социально-экономических и политических процессов. Тема 12. Диагностика социальных процессов, особенности ее организации и проведения.
9 9 Тема 1. Социально-экономические и политические процессы как объект исследования. Первая тема курса является вводной в курс «Исследование социально-экономических и политических процессов». Цели и задачи изучения темы: Формирование представления о сущности и специфики исследования социально-экономических и политических процессов. Вопросы: Понятие социального процесса. Типология социальных процессов. Ведущие социальные процессы мировой системы и России.
10 10 Тема 2. Основные теоретические подходы к исследованию социально-экономических и политических процессов. Цели и задачи изучения темы: Формирование представления об основных научных теоретико- методологических подходов к исследованию социально- экономических и политических процессов. Вопросы: Институциональный подход. Динамический подход. Факторный подход. Системный подход.
11 11 Тема 3. Логика исследования социально- экономических и политических процессов. Программа исследования. Цели и задачи изучения темы: Приобретение знаний о логике исследования социально-экономических и политических процессов, формирования представления о сущности и структуре программы научного исследования. Вопросы: Методология, метод, техника и процедура исследования. Типы исследований. Этапы исследования. Рабочая программа исследования.
12 12 Тема 4. Выборочный метод в исследовании социально- экономических и политических процессов. Цели и задачи изучения темы: Определение содержания выборочного метода в исследовании социально-экономических и политических процессов, усвоение основных видов выборочного метода. Вопросы: Выборочный метод: история, назначение и сущность. Репрезентативность выборки. Типы и процедуры выборки. Ошибки выборки.
13 13 Тема 5. Опросные методы в исследовании социально- экономических и политических процессов. Цели и задачи изучения темы: Овладение технологией организации опросных методов в исследовании социально- экономических и политических процессов. Вопросы: Опрос как основной метод исследования общественного мнения. История проведения массовых опросов. Анкетирование: достоинства и недостатки, типы анкетирования. Интервью: достоинства и недостатки, разновидности интервью. Опросник как базовый инструмент получения информации. Типы вопросов. Структура опросника.
14 14 Тема 6. Анализ документов как метод исследования социально-экономических и политических процессов. Цели и задачи изучения темы: Овладение технологией анализа документов в исследовании социально- экономических и политических процессов. Вопросы: Документ как источник социологической информации. Типы документов. Общие принципы работы с документами. Способы анализа документов. Инструментарий документального анализа.
15 15 Тема 7. Наблюдение как метод исследования социально-экономических и политических процессов. Цели и задачи изучения темы: Овладение технологией наблюдения как метода в исследовании социально- экономических и политических процессов. Вопросы: Сущность наблюдения как метода, его роль в исследовании. Виды наблюдений. Приемы и методы наблюдения. Инструментарий наблюдения.
16 16 Тема 8. Социальный эксперимент как метод социально-экономических и политических процессов. Цели и задачи изучения темы: Изучение сущности и специфики социального эксперимента, овладение технологией его проведения. Вопросы: Сущность и назначение социального эксперимента. Типы эксперимента. Подготовка и проведение эксперимента.
17 17 Тема 9. Системный анализ в исследовании социально- экономических и политических процессов. Научный инструментарий системного анализа. Цели и задачи изучения темы: Формирование представления о системном анализе в исследовании социально-экономических и политических процессов, овладение технологией его организации. Вопросы: Становление теории систем. Понятие системы. Характеристики системы. Системный анализ, его цель и задачи. Основные этапы системного анализа. Понятие инструментария исследования, структура инструментария системного анализа. Основные методы, используемые в системном анализе.
18 18 Тема 10. Политический анализ. Цели и задачи изучения темы: Формирование представления о содержании и логики политического анализа, овладение методологией его проведения. Вопросы: Политические процессы как объект политического анализа. Их специфика и типология. Анализ политической ситуации. Политическое прогнозирование. Принятие политических решений.
19 19 Тема 11. Проблема измерения в исследовании социально-экономических и политических процессов. Цели и задачи изучения темы: Формирование представления о сущности и специфики измерения в исследовании социально-экономических и политических процессов. Вопросы: Понятие измерения, его роль в исследовании. Основные виды и параметры измерения. Виды шкалирования в исследовании.
20 20 Тема 12. Диагностика социальных процессов, особенности ее организации и проведения. Цели и задачи изучения темы: Овладение технологией диагностики социальных процессов, усвоение особенностей ее организации и проведения. Вопросы: Понятие и сущность диагностического анализа. Логика и основные процедуры диагностики. Диагностика как основа проектирования социальных процессов.
21 21 Контрольные мероприятия Рубежный контроль Ответы на вопросы форума, рубежный тест Итоговый контроль Ответы на вопросы форума, итоговый тест, ответы на вопросы экзамена
22 22 Глоссарий Тема 1. Социально-экономические и политические процессы как объект исследования. Процесс - в переводе с латинского «процесс» (processus) – продвижение. Это серия социальных, экономических, технологических явлений, событий, состояний, действий, взаимосвязанных определенными причинами или структурно-функциональными зависимостями; Социальный процесс – это самые различные изменения конфигураций социальных субъектов, институтов и норм, происходящие на том или ином уровне социальной жизни; Социальное изменение - любой вид движения, модификации, трансформации, чередования в наблюдаемом социальном объекте; Социальные агенты (участники) - индивиды и группы, являющиеся носителями социальных интересов и совершающие социальные действия либо воздерживающиеся от таковых; Социально- экономические процессы - объектом являются нормы, практики, мотивации и ресурсы индивидов и групп, составляющие основу их трудовой и потребительской активности; Социальные институты (институциональные характеристики) - объектом являются нормы, практики, мотивации и ресурсы индивидов и групп, составляющие основу их трудовой и потребительской активности; Политические процессы - объектом являются властно ориентированные институты, агенты и практики.
23 23 Тема 2. Основные теоретические подходы к исследованию социально-экономических и политических процессов. Аналитическая модель исследования - определенная научно-обоснованная схема исследования объекта; Аналитические переменные исследования - это элементы или признаки объекта, подлежащие выявлению измерению и оценке; Структурная модель социального процесса - это внутреннее наполнение процесса, анализировать структуру процесса – значит определить его содержание, форму, участников; Институциональный подход - означает анализ институциональных ограничений, существующих в рамках социальной системы. В соответствии с неоинституциональным подходом институт представляет собой совокупность санкционируемых правил в единстве с социальным механизмом их защиты; Динамический подход - это протекание процесса во временном измерении. К исследованию социальных процессов характерен первостепенный анализ временных аспектов процесса; Факторный подход - подразумевает анализ комплекса факторов, воздействующих на развертывание, ход и завершение социального процесса;
24 24 Тема 3. Логика исследования социально- экономических и политических процессов. Программа исследования. Метод исследования - основной способ достижения цели исследования; Методология исследования - система принципов и способов организации и регулирования познания, обоснование методов и процедур, при помощи которых возможно исследование данного объекта; Методика исследования - комплекс приемов, посредством которых осуществляются сбор, анализ и обработка данных; Техника исследования - комплекс последовательных операций; Научное исследование - целенаправленное, систематическое изучение объекта, в котором используются средства и методы науки и которое завершается формулированием знаний о данном объекте; Программа исследования - представляет собой рабочий документ, содержащий изложение теоретических предпосылок исследования в сочетании с описанием конкретных процедур сбора и обработки информации; Проблема - социальная ситуация, характеризующаяся наличием противоречий, как правило, эта проблема включает две стороны – предметную и гносеологическую. Предметная сторона проблемы обозначает наличие реальных противоречий в отношениях конкретных социальных групп и функционировании социальных институтов. Гносеологическая сторона проблемы характеризует недостаточность знания о количественных и качественных параметрах данного социального факта; Объект исследования - явление или процесс, носитель социальной проблемы (область социальной действительности, деятельность людей, люди); Предмет исследования - стороны или свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают сущность исследуемой проблемы и подлежат изучению; Гипотеза - это научно-обоснованное предположение, выдвигаемое для объяснения каких- либо фактов, структуры социальных объектов, характера связей между элементами объекта или социальными явлениями.
25 25 Тема 4. Выборочный метод в исследовании социально- экономических и политических процессов. Выборочный метод из общей численности всей общности, являющейся объектом исследования (ее называют генеральной совокупностью), по определенным правилам отбирается ограниченное количество людей (выборочная совокупность), по отношению к которым будут применяться процедуры исследования. Процесс данного отбора и именуется выборкой; Выборочная совокупность - часть объектов генеральной совокупности, отобранных с помощью специальных приемов для получения информации о всей совокупности; Репрезентативность выборки - способность выборочной совокупности представлять генеральную по основным ее параметрам в соответствии с целями исследования; Единицы отбора - элемент или набор элементов, предназначенный для отбора на определенной ступени реализации выборочного метода; Единицы анализа - элементы выборочной совокупности (респонденты), подлежащие изучению в данном исследовании.
26 26 Тема 5. Опросные методы в исследовании социально- экономических и политических процессов. Опрос как метод сбора информации - устное или письменное обращение к определенной совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет исследуемую проблему. В зависимости от формы проведения опроса – письменной или устной различают два больших класса опросных методов – анкетный опрос и интервью; Интервью - это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом при обязательной фиксации ответов последнего либо непосредственно интервьюером, либо на пленку.
27 27 Тема 6. Анализ документов как метод исследования социально-экономических и политических процессов. Документ - специально созданный предмет, предназначенный для передачи и хранения информации. Качественный анализ документа - углубленное, логическое исследование содержания документа с целью определения его политической, гражданской, социальной значимости; Контент-анализ - техника выведения заключения, производимого благодаря объективному и систематическому выявлению соответствующих задачам исследования характеристик текста; Категория анализа - основное понятие исследования, в соответствии с которым будут выявляться и сортироваться единицы анализа (единицы содержания понятия); Единица анализа - является составляющая содержания, которая выделяется как отдельный элемент, подводимый под определенную категорию анализа; Единица счета - количественное представление единиц анализа (количество знаков, строк, абзацев, страниц, времени и т.д.).
28 28 Тема 7. Наблюдение как метод исследования социально-экономических и политических процессов. Наблюдение - метод сбора первичной информации, который осуществляется путем целенаправленного, систематического и непосредственного восприятия и регистрацию социальных событий, явлений, процессов; Включенное наблюдение - наблюдатель находится внутри объекта наблюдения; Простое наблюдение - внешнее наблюдение за объектом исследования.
29 29 Тема 8. Социальный эксперимент как метод исследования социально-экономических и политических процессов. Социальный эксперимент - метод сбора и анализа эмпирических данных, который заключается во вмешательстве экспериментатора в естественный ход событий и регистрации последствий данного вмешательства; Переменная эксперимента - такое свойство социального объекта, которое обладает определенной интенсивностью и может быть измерено; Экспериментальные переменные - это те характеристики социального объекта, которые изучаются в данном эксперименте; Не экспериментальные переменные - те факторы, которые образуют внешнюю среду функционирования социального объекта.
30 30 Тема 9. Системный анализ в исследовании социально- экономических и политических процессов. Научный инструментарий системного анализа. Система - множество связанных между собой элементов, которое рассматривается как целое; Элемент - это неразложимый (при данном аналитическом подходе) компонент сложный объектов, процессов. Структура - относительно устойчивая и эмпирически фиксируемая связь между элементами системы; Целостность системы - это ее относительная независимость от внешней среды; Эмерджентность - несводимость свойств системы к свойствам элементов системы; Функция системы - роль, назначение системы; Структура - устойчивая упорядоченность отношений между элементами системы; Функционирование системы - последовательное изменение ее отдельных элементов во времени; Цель системы - это предпочтительное для нее состояние; Инструментарий системного анализа - совокупность процедур, технологий получения дополнительного знания или решения практической задачи; Эксперт - специалист, имеющий реальные высокие достижения в данной области знания или деятельности; Экспертный опрос - выявление мнения экспертов и количественную обработку результатов опроса; Ситуационный анализ - обмен мнениями, предполагающий одновременное присутствие всех экспертов за «круглым столом», где и происходит выявление доминирующей позиции по тому или иному вопросу.
31 31 Тема 10. Политический анализ. Политические процессы - характеризуются как динамические изменения в структуре и функционировании институтов, агентов и практик, посредством которых оформляются отношения власти и подчинения; Политическая ситуация - состояние политической системы и комплекс взаимодействий между ее субъектами в определенный период времени; Политическое решение - выработка нескольких вариантов действия для ликвидации возникшей политической проблемы и дальнейший выбор оптимального (наилучшего) из них, реализация которого должна устранить проблему с максимальной эффективностью.
32 32 Тема 11. Проблема измерения в исследовании социально-экономических и политических процессов. Измерение - это процесс преобразования эмпирической социальной системы в числовую через его показатели, при этом сохраняющую порядок отношений как внутри социального объекта, так и между социальными объектами; Релевантность измерения - обоснование применимости измерителя к измеряемому объекту; Точность измерения - количество градаций переменной, которое может быть изменено в зависимости от задач исследования; Надежность измерения - вероятность отклонения приписываемого объекту значения от истинной его характеристики; Устойчивость измерения - воспроизводимость результатов измерения при многократных замерах; Валидность инструмента измерения - корреляция между результатами измерения и внешними критериями, характеризует инструмент измерения; Оценивание - отображение свойства социального объекта на шкалу измерений в условных единицах (бальная, рейтинговая, оценочная система оценки); Шкалирование - приписывание социальным объектам значений в соответствии с заданной системой отношений на различных уровнях, то есть знания переменных задаются как бы изнутри переменной, через шкальные позиции; Номинальная или шкала наименований - элементарный уровень измерения, состоит из признаков, не упорядоченных по степени возрастания (убывания), то есть простое перечисление; Ранговая (упорядоченная) шкала - градации расположены в определенном порядке по возрастанию (убыванию), по интенсивности; Интервальная шкала - обеспечивает равное расстояние между градациями переменных, то есть здесь сравниваются не значения переменных, а расстояние между градациями (стаж работы, возраст, границы проживания, время).
33 33 Тема 12. Диагностика социальных процессов, особенности ее организации и проведения. Диагностика - стадия системного анализа, сущность которой состоит в выявлении достоинств и недостатков объекта исследования, что необходимо для обоснования проекта и последовательности внедрения будущих мероприятий по совершенствованию управления.
34 34 Контрольные мероприятия Текущий контроль Ответы в форуме Практические задания Рубежные тесты Итоговый контроль Итоговый тест Экзамен
35 35 Глоссарий Глоссарий – обеспечивает толкование и определение основных понятий, необходимых для адекватного осмысления материала. Процесс- в переводе с латинского «процесс» (processus) – продвижение. Это серия социальных, экономических, технологических явлений, событий, состояний, действий, взаимосвязанных определенными причинами или структурно-функциональными зависимостями Социальное изменение- любой вид движения, модификации, трансформации, чередования в наблюдаемом социальном объекте Факторы социального процесса - показатели, которые влияют на процесс, изменяя его отдельные характеристики (форму, продолжительность, интенсивность) Условия социального процесса -это комплекс показателей объектов (вещей, их состояний, взаимодействий), которые сами по себе не вызывают социальный процесс, но без которых он не может существовать Источники социального процесса -показатели, которые вызывают процесс, определяют его содержание и специфику
36 36 Список литературы Основная Данакин Н.С. Теоретические и методические основы проектирования технологий социального управления.- Белгород: Центр социальных технологий, – 271с. Дятченко Л.Я. Социальные технологии в управлении общественными процессами. – Белгород, Центр социальных технологий, – 343с. Мельник М.В. Анализ и оценка систем управления на предприятиях. - М.: Финансы и статистика, с. Плотинский Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов. Уч. пособие для ВУЗов. – М.: Логос, –280с. Рой О.М. Исследования социально-экономических и политических процессов: Учебник для вузов. СПб.:Питер, с.:ил. (Серия «Учебник для вузов». Штомпка П. Социология социальных изменений. – М.: Аспект - Пресс, –416с. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. - М., Добросвет, 1999.
37 37 Список литературы Дополнительная Анурин В.Ф. Эмпирическая социология. – М., Бабосов Е.С. Прикладная социология. – Минск, Бутенко И.А. Организация прикладного социологического исследования. – М., Белановский С.А. Метод фокус-групп. – М., Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. – Екатеринбург, Жуковская В.М., Мучник И.Б. Факторный анализ в социально-экономических исследованиях. – М., Захаренко Н.Н., Минеева Н.В. Основы системного анализа. В 2-х частях. СПб., Короткова Т.Л. Исследование систем управления. – М.,1998. Ноэль-Нойман Э. Массовые опросы: Введение в методику демоскопии. – М., Рогозин Д.М. Когнитивный анализ опросного инструмента. – М., Садмен С., Бредберн Н. Как правильно задавать вопросы: введение в проектирование массовых обследований. – М., Семенова В.В. Качественные методы: Введение в гуманистическую социологию. – М., Экономическая кибернетика и системные исследования в управлении: Сб. научных трудов. Под.ред. Д.В.Соколова и Н.Н. Погостинской.-С-Пб., Самойлов П.Ф. Исследование систем управления. – М.,1998. Рогожин С.В. Исследование систем управления. - М.,1999. Морозов Е.И. Методология и методы анализа социальных систем. – М.: Изд-во МГУ, Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Введение в системный анализ. - М.,1989. Симонов К.В. Политический анализ: Учебное пособие. М., Спицнадель В.Н. Основы системного анализа. – С-Пб.: Бизнес-пресс, с. Черняк Ю.И. Системный анализ в управлении экономикой. - М.: Экономика, 1975.
38 38 Самостоятельная работа Темы рефератов Социальный процесс как объект исследования. Основные особенности и трудности исследования социальных процессов. Взаимодействие процесса с окружающей средой. Структура социального процесса. Понятие цели и задач управленческого воздействия на процесс. Построение системы принципов, определяющих управленческое воздействие на социальный процесс. Структура проблем, присущих социальным процессам. Кадровые проблемы управленческого воздействия на процесс. Организационные проблемы управленческого воздействия на процесс. Коммуникационные проблемы управленческого воздействия на процесс. Информационные проблемы управленческого воздействия на процесс. Социально-психологические проблемы управления социальными процессами. Экономические проблемы организации управления на социальный процесс. Особенности проблем социального процесса. Факторы, определяющие определенную специфику проблемы социального процесса. Проблема организации управленческого воздействия на процесс как предмет исследования. Механизмы решения проблем социальных процессов. Особенности решения проблем социальных процессов. Определение оптимальных методов исследования проблем социальных процессов. Системный анализ как метод исследования проблемы. Эксперимент, его организация и проведение. Роль, функции и процедуры планирования в процессе исследования социально- экономических и политических процессов. Экспертные методы, особенности их применения в исследовании социальных процессов. Эффективность управленческого воздействия на процесс. Параметры эффективности.
39 39 Сведения об авторе ФИО:Басаргина Ольга Федоровна Место работы: Институт государственного и муниципального управления Ученая степень:кандидат философских наук Ученое звание:доцент Кафедра: социальных технологий Контактная информация: Адрес г. Белгорд, ул. Победы, 85, корпус 14. Рабочий телефон
40 40 Сведения об авторе ФИО:Бояринова Ирина Владимировна Место работы: Институт государственного и муниципального управления Должность: ассистент Кафедра: социальных технологий Контактная информация: Адрес г. Белгорд, ул. Победы, 85, корпус 14. Рабочий телефон
41 41
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.