Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемМария Родина
1 Выполнила студентка филологического факультета группы РФ – 13 Самсонович Наталья
3 По нему же загадывают на святки и красные девушки : " Гавкни, гавкни, собаченька, где мой суженый !" Многое множество примет связано с хорошо знакомым деревенскому человеку собачьим нравом. Если собака качается из стороны в сторону - к дороге хозяину ; воет пес, опустив морду вниз, или копает под окном ямку - быть в доме покойнику ; воет, подняв голову, - ждут пожара ; траву ест собака - к дождю ; жмется к хозяину, заглядывая ему в глаза, - к близящемуся несчастью ; мало ест, много спит - к ненастной погоде ; не ест ничего после больного - дни того сочтены на небесах.
4 Необходимо сказать о роли волка в славянской мифологии и его связи с собакой. Амбивалентное отношение к волку и собаке в мифологических представлениях приводило к инверсии. Поэтому коротко остановимся на этом моменте. В мифологических представлениях народов волк тесно связан с собакой. Для всех мифов о волке характерно сближение его с мифологическим псом. В представлениях германских народов два волка (Geri и Freki) сопровождали бога войны Одина в качестве его " псов ". Именно для индоевропейских мифологических представлений характерно " смешивание " волка и собаки.
5 В славянской мифологии волк также тесно связан с собакой. В славянских поверьях волки находятся в подчинении лешего, который кормит их как " своих собак ". У гуцулов волки - " собаки мужских и женских лесных духов ". У славян наблюдается сходство быличек о волке - оборотне и собаке - оборотне, аналогичны обереги от волков и собак. В славянском фольклоре были распространены представления о попеременном превращении людей то в волков то в собак. Известны сказочные мотивы, в которых герой часто является " сыном собаки ". У славян же используются заговоры, обращенные к лешему, к святым - повелителям волков, с тем, чтобы они уняли " своих псов ". У славянских народов " волчьими пастырями " являются разные святые. У восточных славян, болгар, сербов, хорватов, словенцев, босняков - св. Георгий, который накануне Юрьева дня собирает волков и ездит на них верхом (" русский волк - Юрова собака "; " Волки на Украине называются хортами или хартами ( т. е. собаками ) св. Юрия или Юровыми собаками ") ( Гура 1995: ; Он же 1995 а : 411, 413; Балушок 1996: ; Фаминцын 1995: 331).
6 С " песьеголовостью " связаны религиозно - магические комплексы - поедание женских грудей, кормление щенков женщинами, ритуальное убийство младенцев, - известные у славян или приписываемые славянам в древний период данными письменных источников. В литовской мифологии сокол, конь и собака, сожженные вместе с Швинторгом, культурным героем, по - видимому, - классификаторы трех зон космоса ( небо - земля - преисподняя ), которые стали доступны Швинторгу после смерти Во рту у страшного пса Ярчука из славянской мифологии находится волчий зуб, а под его нижней губой - две гадюки.
7 Согласно русскому поверью, солнечное затмение происходит, когда небесный волк проглатывает Солнце ( эта идея была знакома и многим другим народам ). По словам выдающегося мифолога XIX века А. Н. Афанасьева, в украинских поверьях Большая Медведица - это запряженные кони ; " черная собака каждую ночь силится перегрызть упряжь и через то разрушить весь строй мироздания, но не успевает в своем пагубном деле : перед рассветом побежит она к студенцу, чтобы утолить жажду, а тем временем упряжь снова срастается ". В другом варианте этой истории говорится о псе, прикованном на железную цепь возле Малой Медведицы. Пес всячески старается перегрызть свою цепь ; " когда цепь будет порвана - тогда и кончина мира ". Знаменитый греческий философ Прокл, живший в пятом веке нашей эры, писал о " Лисьей звезде ", которая " постоянно пробует на зуб ремень упряжи, связывающей небо и землю "; древние германцы добавляли, что " когда лиса добьется успеха, мир погибнет " ( срав. Рагнарёк ). Как доказал известный российский филолог В. В. Иванов, мотив змееборства в славянской мифологии вырос из более древнего мотива о героях - кузнецах, сковывающих цепями чудовищного Пса. Что еще существеннее - " на всей территории Евразии указанный мифологический комплекс связан одновременно с Большой Медведицей как колесницей и звездой около нее как собакой, опасной для мироздания, а также и с кузнецами...".
8 В древнерусской традиции связь собаки с загробным миром нашла отражение в былине " Вавило и скоморохи ": здесь фигурирует " инишное " царство, которым правит " царь Собака ". В славянских языках выражение " песья вера " бытует в качестве бранного, относящегося к иноверцам. Украинская поговорка : " Жид, лях и собака - все в i ра однака ". Представление о нечистоте пса находит отражение " нечистых " дней как " песьих ". Святки, масленица, купальские дни воспринимаются как нечистое время, ознаменованное ритуальным разгулом и сквернословием. Матерная брань это " песья брань ", язык псов, их речевое поведение. Матерщина широко представлена в разного рода обрядах явно языческого происхождения - свадебных, земледельческих, т. е. в обрядах, связанных с плодородием ; является необходимым компонентом таких обрядов и носит безусловно ритуальный характер.
9 В дохристианской Руси в Киеве действительно существовал пантеон семи славянских богов - языческих символов : Перуна, Велеса, Стрибога, Мокоша, Дажебога, Сварога и объединяющего их - Семаргла ( Симаргла ), о которых упоминается в " Повести временных лет ". Семаргл - Семиглав - Семиглавий, он же Руевит - бог войны. Он изображался с семью мечами за поясом и восьмым - в правой руке. В таком виде его образ установлен на острове Рюген ( Балтика ). Сенмурв называется иранским и кавказским крылатым богом с собачьей головой. На Руси его называли Паскудью или Переплютом. Переплют упоминается в " Слове святого Григория об идолопоклонстве " в связи с танцами и ритуальными возлияниями. По мифологии изображение волка ( пса ) является тюркской эмблематикой. Волк ( пес, собака ), по преданию, является спасителем всех этнических тюрков. Еще в начале XIX века царское правительство обращало внимание на одну из серьезнейших опасностей для России - панисламизм.
10 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.