Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемМарина Асланова
1 Караваева Евгения Владимировна Исполнительный директор АКУР, Заместитель проректора МГУ имени М.В.Ломоносова Образовательные стандарты и требования, самостоятельно устанавливаемые университетами Июль 2010
2 ФЗ «О высшем и послевузовском образовании» ст.5, п.4. МГУ имени М.В.Ломоносова, СПбГУ, федеральные государственные образовательные учреждения ВПО, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации, а также федеральные университеты и университеты, в отношении которых установлена категория "национальный исследовательский университет", вправе реализовывать образовательные программы высшего профессионального и послевузовского профессионального образования на основе образовательных стандартов и требований, устанавливаемых ими самостоятельно. Требования к условиям реализации и к результатам освоения основных образовательных программ, включаемые в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов.
3 СРОКИ перехода на ФГОС и (или) СОС В соответствии с нормами, установленными ФЗ 309 – ФЗ (2007 г.) в редакциях 184-ФЗ и 260-ФЗ (2009 г.) завершение приема на образовательные программы, реализующие ГОС ВПО 2-го поколения - 30 декабря 2010 года. Согласно Порядку приема, утвержденному Приказом Минобрнауки Росии 442 от г. вузы должны объявить прием на учебный год до 1 февраля 2011 года (к этому моменту вузами должны быть разработаны и утверждены ООП, реализующие ФГОС ВПО, решены все вопросы с лицензированием и аккредитацией новых образовательных программ)
4 До 1 февраля 2011 года Все университеты, получившие право работать по самостоятельно устанавливаемым образовательным стандартам и требованиям (СОС и СТ): должны разработать и утвердить СОС и соответствующие им основные образовательные программы, либо объявить прием на образовательные программы, реализующие ФГОС ВПО.
5 ? Могут ли быть введены и целесообразно ли вводить Научно-исследовательские университеты (НИУ) 29 (МГТУ им. Баумана в т.ч.) Федеральные университеты (ФУ) 7 МГУ СПБГУ МГТУ им. Баумана Согласно ФЗ 259 по указу Президента РФ 1332 от г. по указу Президента РФ 732 от г. разные «ПРАВИЛА» для вузов выделенных категорий в части: Порядка разработки, экспертизы и введения СОС Права разрабатывать и вводить СОС по направлениям и специальностям, на которые нет ФГОС и т.д.
6 Отличие МГУ имени М.В.Ломоносова и СПбГУ (259-ФЗ от 10 ноября 2009 г) Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет выдают выпускникам документы о соответствующем уровне образования и (или) квалификации….. формы которых утверждаются соответственно этими университетами. Документы о соответствующем уровне образования и (или) квалификации, выдаваемые Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургским государственным университетом, дают их обладателям права, аналогичные правам, предусмотренным для обладателей документов гос. образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации.
7 Порядок лицензирования и аккредитации Порядок лицензирования образовательной деятельности и порядок государственной аккредитации МГУ имени М.В.Ломоносова, СПбГУ устанавливаются Правительством Российской Федерации (259-ФЗ, ст. 4, п.3) Порядок лицензирования образовательной деятельности и порядок государственной аккредитации высших учебных заведений, реализующих образовательные программы высшего профессионального образования в соответствии с пунктом 4 статьи 5 настоящего Федерального закона, устанавливаются Правительством Российской Федерации (125-ФЗ «О высшем и послевузовском образовании», ст.10,п.10) ? одинаковый ли для всех выделенных категорий вузов
8 Из 125-ФЗ «Закон о высшем и послевузовском образовании», ст.10, п.4 4. Лицензия на ведение образовательной деятельности по образовательным программам высшего и послевузовского профессионального образования выдается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, на основании заключения экспертной комиссии... Предметом и содержанием экспертизы является установление соответствия условий осуществления образовательного процесса в высшем учебном заведении требованиям органов государственной власти Российской Федерации и органа местного самоуправления, на территории которого расположено высшее учебное заведение, к обеспеченности такого высшего учебного заведения учебной площадью, санитарным и гигиеническим нормам, требованиям к охране здоровья обучающихся и работников, оборудованию учебных помещений, оснащенности учебного процесса, образовательному цензу педагогических работников и укомплектованности штатов.
9 В действующем законодательстве в разделах, касающихся лицензионных требований, нет прямого упоминания о ФГОС или СОС. Должны ли в СОС быть сформулированы требования для возможности лицензирования вузов выделенных категорий? Какого рода? ?
10 Из 125-ФЗ «Закон о высшем и послевузовском образовании», ст.10, п.7 7. Государственная аккредитация высшего учебного заведения проводится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, по заявлению высшего учебного заведения, согласованному с учредителем (учредителями), в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Свидетельство о государственной аккредитации устанавливает (подтверждает на очередной срок) статус высшего учебного заведения, перечень направлений подготовки (специальностей), которые прошли государственную аккредитацию и по которым высшее учебное заведение имеет право выдавать выпускникам соответствующие документы государственного образца об образовании. (в ред. Федерального закона от ФЗ) Должны ли аккредитационные показатели (требования), определяющие «статус» выделенных категорий вузов, стать частью СОС? ?
11 Из проекта нового ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Статья 80. Лицензирование образовательной деятельности 5. Лицензия на осуществление образовательной деятельности (далее - лицензия) действует бессрочно. 9. Документ, подтверждающий наличие лицензии, переоформляется лицензирующим органом в следующих случаях: ……… 5) изменение наименований образовательных программ, программ профессионального обучения, указанных в приложении к документу, подтверждающему наличие лицензии. Это означает, что введение новой магистерской программы или нового профиля подготовки бакалавров потребует «обновления» бессрочной лицензии ?
12 Из проекта нового ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Статья 81. Государственная аккредитация образовательных организаций и образовательных программ 1. … Целями государственной аккредитации образовательной организации являются подтверждение соответствия качества образования по образовательным программам, реализуемым образовательной организацией, федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям, а также, если иное не установлено федеральными законами, подтверждение ее образовательного статуса На основе чего будет устанавливаться качество образования и подтверждаться образовательный статус вузов, получивших право не работать по ФГОС? ?
13 Из проекта нового ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 3. Государственная аккредитация образовательной программы проводится при наличии в реализующем ее образовательной или научной организации и (или) филиале обучающихся, завершающих обучение по этой образовательной программе в текущем учебном году. Государственная аккредитация основных профессиональных образовательных программ проводится по укрупненным группам направлений подготовки и специальностей, к которым относятся заявленные к государственной аккредитации основные профессиональные образовательные программы (с учетом уровня образования и присваиваемой квалификации (степени)). ?
14 Из ФЗ «Об образовании», ст.7, п.4. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), а также самостоятельно устанавливаемые вузами образовательные стандарты и требования, включают в себя требования к: Структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей ООП и их объему, а также к соотношению обязательной части ООП и части, формируемой участниками образовательного процесса; Условиям реализации ООП, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; Результатам освоения ООП. Требования к условиям реализации и к результатам освоения ООП, установленные в СОС, должны быть не ниже установленных соответствующим ФГОС ?
15 ФГОС ВПО Направление подготовки, Уровень Квалификация (степень) Сроки реализации и трудоемкость ООП в ЗАЧ. ед Требование к результатам освоения ООП КОМПЕТЕНЦИИ Требования к условиям реализации ООП Применение системы зачетных единиц Основные элементы ФГОС Требования к структуре ООП (ЦИКЛЫ и РАЗДЕЛЫ) МОДУЛИ-?
16 Из 125-ФЗ «Закон о высшем и послевузовском образовании», ст.24, п К полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере высшего и послевузовского профессионального образования относятся: 9) определение порядка установления перечня направлений подготовки (специальностей) высшего и послевузовского профессионального образования; 12) утверждение перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «специалист».
17 На практике: Перечни направлений подготовки бакалавров и магистров утверждаются Приказом Минобрнауки России (Приказы 337 от г. и 168 от г.). Направление подготовки попадает в Перечень только после того как ФГОС будет рекомендован Советом Минобрнауки России по ФГОС «к утверждению». Порядок установления Перечня направлений подготовки (специальностей) высшего и послевузовского профессионального образования – до настоящего времени отсутствует. ?
18 Перечень направлений подготовки (специальностей) для подготовки специалистов утвержден постановлением Правительства 1136 от 30 декабря 2009 года (107 наименований специальностей). Каков может быть механизм разработки, экспертизы, утверждения СОС, чтобы новое направление подготовки (специальность) попало в Федеральные перечни (или в Перечни вузов?) Есть ли необходимость разработки СОС по направлениям подготовки и специальностям, которых нет в федеральных Перечнях? Всем ли категориям вузов с «особым статусом» целесообразно давать такое право? ? ?
19 Профили подготовки бакалавров ПРОФИЛИ подготовки бакалавра реализуются вузами в рамках вариативной части ООП и, как правило, не регламентируются ФГОС. Согласно письму Департамента государственной политики в образовании от 13 мая : «При проектировании профильной подготовки бакалавров в рамках вариативной части ООП вуз должен выбрать профиль (профили), указанный (указанные) в примерной основной образовательной программе, утвержденной руководителем базового вуза – разработчика соответствующего ФГОС ВПО. … Университет, получивший право самостоятельно разрабатывать образовательные стандарты и требования к ним, самостоятельно определяет профили подготовки бакалавров или реализует ООП без профилей». Требует уточнения: Если вуз не использует свое право разрабатывать СОС, а работает по какому-нибудь направлению бакалавриата по ФГОС – свободен ли он в этом случае в формировании профилей подготовки бакалавров? ?
20 Специализации подготовки специалиста СПЕЦИАЛИЗАЦИИ являются составной частью ФГОС подготовки специалиста (перечень специализированных компетенций, выделенные элементы в структуре ООП). Согласно письму Департамента государственной политики в образовании от 13 мая : «Для того чтобы ввести новую специализацию, необходимо внести изменения в соответствующий Федеральный государственный образовательный стандарт. Порядок принятия ФГОС ВПО определен постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. 142». Может ли вуз, при разработке СОС не учитывать специализации, заданные во ФГОС? Добавлять новые специализации? Будет ли какая-то внешняя процедура введения новых специализаций и их экспертиза? ?
21 Особенность ФГОС - формирование требований к результатам освоения ООП терминах компетенций. Компетенция – комплексная характеристика готовности выпускника применять знания, умения и личностные качества в стандартных и изменяющихся ситуациях профессиональной деятельности ЗНАНИЯ В ОПРЕДЕЛЕННОЙ ОБЛАСТИ УМЕНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ЗНАНИЙ ЛИЧНОСТНЫЕ, МОТИВАЦИОННО - ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА К О М П Е Т Е Н Ц И Я
22 В ФГОС выделено только две группы компетенций: общекультурные профессиональные. В Европейской практике принята другая классификация компетенций: универсальные (межличностные, инструментальные и системные) профессиональные (общепрофессиональные и предметно- специализированные).
23 В Европейской практике последних лет (проект Tuning и др.) понятие «компетенции» используют для определения «стандартов» уровней образования и квалификаций (Дублинские дескрипторы, Европейская рамка квалификаций). Для проектирований образовательных программ конкретных вузов используют понятие «результаты обучения» (learning outcomes), которые, в отличие от компетенций, должны быть обязательно «измеряемы» и «проверяемы». На какие составляющие ФГОС необходимо ориентироваться разработчикам СОС с целью выполнения условия «не ниже» – на «не измеряемые» и плохо систематизированные компетенции или на требования к результатам освоения элементов ООП в виде «знать, уметь, владеть»? Или на то и другое? ?
24 ФГОС подготовки бакалавров определяет следующие требования к структуре основных образовательных программ подготовки бакалавра: три учебных цикла: 1) Гуманитарный, социальный, экономический (ГСЭ), 2) Математический и естественнонаучный (МЕН), 3) Профессиональный три раздела: 1) Физическая культура (2 зач. единицы, но при этом 400 часов занятий), 2) Учебная и производственная практики, 3) Итоговая государственная аттестация (ИГА). При проектировании СОС вузы не обязаны придерживаться этой структуры!!!
25 Как понимать законодательную установку о том, что требования к условиям реализации ООП в СОС должны быть НЕ НИЖЕ, чем во ФГОС? Вузы должны повторить в своих стандартах все требования раздела 7 ФГОС и добавить новые условия реализации? Вузы могут изменить условия реализации в сторону«повышения»? Но по ряду положений ФГОС - непонятно куда должен быть направлен «вектор измерения» с точки зрения «НЕ НИЖЕ»
26 В новых ФГОС трудоемкость как всей ООП так и трудоемкость ее составных частей (циклов, модулей, дисциплин) дается в зачетных единицах (аналог европейского кредита в системе ECTS). ФГОС определяет, что трудоемкость ООП по очной форме обучения за учебный год равна 60 з.е. Может ли вуз при разработке СОС или ООП на основе СОС превысить норму зачетных единиц в год (в пределах нормативно разрешенного учебного года длительностью до 45 недель) и, соответственно, увеличить общую трудоемкость ООП в зачетных единицах? Будет это считаться «превышением» или «нарушением» требований к условиям реализации, определенным ФГОС? ?
27 По требованию Минюста ФГОС установил «соответствие» одной зачетной единицы – 36 академическим часам. Согласно письму Департамента государственной политики в образовании от 13 мая : «Установленное вузом значение еженедельной учебной нагрузки студентов в академических часах могут различаться, при разработке основных образовательных программ вуз может использовать соответствие одной зачетной единицы академическим часам в интервале от 32 до 38 академических часов». Может ли вуз при проектировании СОС или ООП на основе СОС отклоняться от предложенной вилки и ориентироваться, например, на нормы, ниже, чем 32 часа принятые в европейском образовательном пространстве? Будет это «повышением» или «понижением» условий? ?
28 ФГТ и требования, самостоятельно устанавливаемые университетами В ближайшей перспективе в системе российского образования должны быть введены Федеральные государственные требования (ФГТ): К образовательным программам послевузовского образования К части образовательных программ дополнительного образования (по заказу государственных ведомств и служб). Должны ли будут вузы разрабатывать собственные требования (СТ) к образовательным программам послевузовского образования и дополнительного образования, ориентируясь на ФГТ? Могут ли вузы разрабатывать СТ на образовательные программы, по которым не будут установлены ФГТ? ?
29 Какова судьба реализуемых в настоящее время образовательных программ, ведущих к присвоению дополнительных квалификаций (ДК)? Могут ли вузы в настоящее время вводить СТ по программам, ведущим к присвоению дополнительных квалификаций – для программ, государственные требования на которые утверждены Минобрнауки России? Для новых программ? Уйдут ли они из системы образования вместе с ГОС ВПО второго поколения? Будут ли переутверждены в ФГТ государственные требования к программам ДК (разработанные для освоения на базе основного образования или параллельно с ним в системе ГОС ВПО 2-го поколения)? ? ? ?
30 Из Закона Российской Федерации «Об образовании» 3. Федеральные государственные образовательные стандарты, а также устанавливаемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи образовательные стандарты и требования должны обеспечивать: 1) единство образовательного пространства Российской Федерации; 2) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.