Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемАлла Ягунова
1 Контраст живого и мёртвого в поэме Н. В. Гоголя « Мёртвые души »
2 Цель исследования: рассмотреть, как в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души» противопоставлены два мира – мир «мертвых душ» и «живых душ». Задачи: познакомиться с замыслом поэмы и выяснить смысл её названия ; проанализировать «мертвый мир» в поэме; проанализировать «живой мир» в поэме; сделать выводы об их противопоставлении. Н. В. Гоголь принадлежит к числу величайших деятелей классической русской литературы, оказавшей огромное влияние на развитие пе- редовой культуры всего человечества. В XIX веке Чернышевский писал о Гоголе : « Давно уже не было в мире писателя, который был так важен, для своего народа, как Гоголь для России». И в наше время произведения замечательного писателя звучат по- прежнему актуально.
3 Смысл названия поэмы Исторический С начала 18 века в России регулярно проводилась пе- репись крестьян для взимания налога с их владельцев (поме- щиков). Ревизские списки со- ставлялись раз в несколько лет, и умершие за это вре- мя крестьяне продолжали чи- слиться живыми до новой переписи. Метафорический «…Не ревизские – мёртвые души, а все эти Ноздрёвы, Маниловы и все прочие – вот мёртвые души, и мы их встречаем на каждом шагу» (А. Герцен). Жизнь человека немыслима без насто- ящих духовных движений, а «хозяева жизни» -мертвы. За условным обозначением умершего- мёртвая душа – стоят реальные крестьяне, конкретные люди со своими яркими характе- рами, которых помещик властен продать или купить. Символикой заглавия задано противопостав- ление мёртвого и живого
5 Главные черты помещика Манилова – неопределенность, сентиментальная слащавость, переходящая в приторность, отсутствие живой мысли, живого стремления, душевная пустота, дряблость и пошлость души, мелочность чувств, ротозейство и беспечность… Манилов – это представитель особого рода людей, известных под именем: «люди так себе, ни то ни сё».
6 Основные черты помещицы – «дубинноголовость», жадность, упорство, примитивная хитрость, суеверие. Но в противоположность Манилову Коробочка экономически достаточно устойчива, так как ведет сравнительно большие операции по сбыту сельскохозяйственной продукции и хорошо знает цену «копейке». Но она отличается такой же пошлостью и «мертводушием», как и Манилов. Её поведением руководит страсть к наживе и корысть.
7 В образе Собакевича еще с большей силой, чем в образе Коробочки, скрыто мертвящее влияние на душу человека страсти к стяжению. В то время как Манилов имеет какое – то стремление к любезности, к сентиментальной, слащавой игре фантазии, у Собакевича все сосредоточено на неуклонном стремлении к накоплению, насыщению собственного желудка, упрочнению собственного благополучия. В том единственная цель его существования. Собакевич чужд каких бы то ни было высших стремлений. Наличие в Собакевиче одного лишь животного начала приводит к нелепой уродливости его фигуры и обстановки его дома.
8 Помещик Ноздрёв - непоседа, герой ярмарок, карточных столов. Отличительные черты Ноздрёва – наглое вранье, неугомонная юркость, особая бойкость, экспансивная подвижность, стремительная «деятельность», не имеющая смысли и цели, но неизменно хитрая и хулиганская. Ноздреву для его непрестанных кутежей нужны деньги. Доходы, получаемые с крестьян, он тут же проматывает. Все, что ни привезли из деревни, было продано по самой выгодной цене. А из крестьян он умел выколачивать всё, что только было возможно. Широкая типичность образа Ноздрёва для господствующих в России классов породила особое понятие ноздревщины как синонима наглого и грубого вранья, хамского разгильдяйства, распоясанности по отношению к другим людям.
9 Плюшкин принципиально отличается от всех предыдущих помещиков. Всех остальных помещиков мы застаем такими, какими они сложились. У этих героев нет прошлого, которое бы отличалось от настоящего и что – то в нем объясняло. Мертвенность Плюшкина не так абсолютна. Это герой с развитием, то есть о нем мы можем судить как о развивающимся, изменяющимся (пусть и к худшему) человеке. Образ Плюшкина соответствует картине его имения. Тот же распад и разрушение, утрата человеческого облика. В нем и в его доме чувствуется движение тления, распада. Не зря автор окрестил его прорехой на человечестве.
10 Чичиков – плут, человек у которого все заранее высчитано, человек, всецело охваченный жаждой обогащения, меркантильным интересом, человек, погубивший свою душу. Характерной чертой Чичикова является невероятная многократность натуры. Он умеет показать себя человеком светским, всесторонне развитым и порядочным. Выставляя на показ свою доброжелательность к людям, он заинтересован лишь в том, чтобы выгодно использовать их расположение. Чичиков легко «перевоплощается», меняет манеры поведения, но при этом никогда не забывает о своих целях.
11 В царской России 30 – 40-фх годов XIX века настоящим бедствием для народа было не только крепостное право, но и бюрократический чиновничий аппарат. Основа этой среды – воровство, взятки, чинопочитание, круговая порука. Все чиновники, начиная с мелкого губернского секретаря и заканчивая представителем, высшей власти, нечистые, корыстные, жестокие люди, безразличные к судьбам народа и страны. Но кроме помещиков есть еще и город N, а в нем - губернатор, вышивающий шелком по тюлю, и дамы хвастающиеся модной тканью, и Иван Антонович кувшинное рыло, и целый ряд чиновников, проедающих и проигрывающих в карты свою жизнь. Этот мир безумен – он забыл о душе, а бездуховность и есть причина распада.
12 Народ - это самая живая душа, которая хранит и выявляет все лучшее, пламенное, русское. В образе народа живут боль и надежда, любовь и упрек. Их талант и их жизнь – в труде. В поэме миру угнетателей – «мертвых душ» противопоставлен многострадальный русский народ, нищая, но полная скрытой жизни и внутренних сил Русь. Родина – это прежде всего народ. Н. В. Гоголь с большим мастерством изобразил в поэме простых русских людей. Крестьяне – бесправные люди, но все они живые и мертвые, предстают перед нами тружениками.
13 Гоголь ценил в народе природный талант, живой ум, острую наблюдательность: «Как метко все, что вышло из глубины России …бойкий русский ум, что не лезет в карман за словом, не высиживает его, как наседка, а вылепливает сразу, как «пашпорт», на вечную носку». Гоголь видел в русском слове, в русской речи отражение характера своего народа. В песнях бурлаков Гоголь слышал выражение тоски и стремления народа к другой жизни, к прекрасному будущему: «Еще до селе загадка, - писал Гоголь, - этот необъятный разгул, который слышится в наших песнях, несется куда-то мимо жизни и самой песни, как бы сгорая желанием лучшей отчизны, по которой тоскует со дня создания человек» Ну, что ж, Россия найдет средства сдвинуть с места свою бедную, бесприютно раскинув- шуюся на широчайших пространствах жизнь. Гоголя знает, какие это будут средства, но искренне верит в силы русского народа и великое будущее России: «Русь! Русь! Вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу»
14 Изучив данную тему, я пришла к следующим выводам: Вся галерея помещиков – характеры яркие, индивидуальные, запоминающиеся. При всем внешнем разнообразии их суть одинакова : владея живыми душами крестьян, сами они – души мертвые. На примере истории жизни Плюшкина автор убеждает, что человек не рождается с « мертвой » душой – омертвление происходит, когда человек подчиняет себя господствующим в обществе законам и предаёт идеалы юности. Чиновники обезличены. Их интересы сосредоточены на сплетнях, пересудах, на тщеславии и зависти. Друг от друга они отличаются только размером взятки.
15 Миру « мертвых душ » противостоит в поэме лирический образ народной России. Гоголь глубоко чувствует живую душу народа, говорит о народной удали, смелости, любви к свободной жизни. Лучшие черты крестьян, о которых рассказывается в поэме, собираются в национальный русский характер: Острота ума Меткость слова Талантливость широта И щедрость души
16 Есть в поэме образы - символы. Рисуя образ беглого крестьянина Абакума Фырова, Гоголь показывает вольнолюбивую и широкую натуру, которая не хочет мириться с гнетом и унижением крепостной жизни, предпочитая ей тяжелую, но свободную жизнь бурлака. Перед нами настоящий русский богатырь. «Птица – тройка» - символ национальной стихии русской жизни, символ великого пути России в мировом масштабе. Стремительный полет «птицы – тройки» противопоставлен однообразному кружению от помещика к помещику брички Чичикова. «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? …и мчится вся вдохновенная Богом!... Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа… летит мимо все, что ни есть на земле… и дают ей дорогу другие народы и государства».
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.