Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемВалерия Тормазова
1 1 Министерство образования и науки РФ Саратовский государственный социально-экономический университет Развитие теоретических и методических особенностей формирования региональной инновационной системы в условиях модернизации российской экономики Внутривузовский грант Э ГРНТИ Саратов 2012 г.
2 2 Петров Антон Маркович руководитель проекта. Кандидат экономических наук, доцент кафедры национальной и региональной экономики, заместитель начальника отдела международных связей и инноваций Саратовского государственного социально-экономического университета Ивер Надежда Николаевна участник проекта. Кандидат экономических наук, доцент кафедры национальной и региональной экономики Саратовского государственного социально-экономического университета Хрулев Евгений Андреевич участник проекта. Аспирант 1-го года обучения Саратовского государственного социально-экономического университета
3 3 Проблематика проекта Переход экономики России на инновационную траекторию развития требует системной модернизации всего хозяйственного комплекса Российской Федерации. В условиях модернизации российской экономики одной из наиболее актуальных проблем стала проблема активизации инновационной деятельности и превращение знаний в решающий фактор совершенствования деятельности экономических субъектов и властных структур на уровне субъектов Российской Федерации, а также обеспечения и поддержания в регионах страны функционально полного инновационного цикла. В современных условиях в субъектах Российской Федерации должно осуществляться формирование и развитие адекватных территориальных инновационных систем. При этом каждый регион имеет как свои возможности, так и определенные проблемы на пути инновационного развития. Формирование региональной инновационной системы можно представить в виде сложного и долгосрочного процесса, в течение которого должна реализоваться политика государственных и местных органов власти, определяющая стратегию выстраивания сбалансированной и эффективной структуры инновационной системы, которая обеспечивала, в частности, развитие процесса генерации новых знаний, масштабирования и прототипирования инновационной продукции, быстрого внедрения перспективных нововведений в реальный сектор экономики, а также рост инвестирования (в том числе за счет вложений частного капитала) в инновационные проекты (значимые как для страны, так и региона) и устойчивое повышение спроса на инновации со стороны хозяйствующих субъектов.
4 4 Актуальность темы исследования Несмотря на многочисленные исследования теоретических и практических проблем формирования инновационной системы на уровне региона, отдельных ее элементов, в экономической науке отсутствуют глубоко проработанные теоретико-методические основы формирования и развития региональной инновационной системы, в частности в условиях диктуемые процессом модернизации экономики страны, которая должна обеспечить устойчивый качественный экономический рост и повышение конкурентоспособности хозяйственного комплекса региона. На инновационную систему региона ложатся важные задачи, в том числе: обеспечение перехода от сырьевого к инновационному типу развития экономики; расширенное воспроизводство новых знаний; более полного включения интеллектуальной составляющей в производство продукции. Несмотря на многочисленные исследования теоретических и практических проблем формирования инновационной системы на уровне региона, отдельных ее элементов, в экономической науке отсутствуют глубоко проработанные теоретико-методические основы формирования и развития региональной инновационной системы, в частности в условиях диктуемые процессом модернизации экономики страны, которая должна обеспечить устойчивый качественный экономический рост и повышение конкурентоспособности хозяйственного комплекса региона. На инновационную систему региона ложатся важные задачи, в том числе: обеспечение перехода от сырьевого к инновационному типу развития экономики; расширенное воспроизводство новых знаний; более полного включения интеллектуальной составляющей в производство продукции. Региональному уровню отводится большое значение в активизации инновационных процессов в экономике страны. Данное обстоятельство объясняется: самой природой инновационных процессов, имеющих, как правило, локализованный характер; на уровне региона лучше реализуются такие важные факторы, присущие для инновационных процессов, как динамизм, гибкость, способность к быстрым переменам. Кроме того, региональное развитие имеет принципиальное значение для России в силу ее большой территории. Региональному уровню отводится большое значение в активизации инновационных процессов в экономике страны. Данное обстоятельство объясняется: самой природой инновационных процессов, имеющих, как правило, локализованный характер; на уровне региона лучше реализуются такие важные факторы, присущие для инновационных процессов, как динамизм, гибкость, способность к быстрым переменам. Кроме того, региональное развитие имеет принципиальное значение для России в силу ее большой территории.
5 5 Цели и задачи проекта Цель проекта - разработка теоретических и методических положений, а также практических рекомендаций по формированию и развитию инновационной системы в регионе, обеспечивающие повышение эффективности инновационной деятельности в субъекте Российской Федерации в условиях модернизации российской экономики. Задачи проекта: - исследование теоретических аспектов формирования региональных инновационных систем, а также проведение анализа методических рекомендаций отечественных и зарубежных исследователей по вопросу обеспечения эффективности функционирования и развития инновационной системы в регионе; - выявление особенностей и проблемных областей формирования региональных инновационных систем в условиях модернизации экономики страны; - установление задач и функций основных структурных элементов современной региональной инновационной системы, а также места и роли высших учебных заведений в инновационной системе региона на этапе модернизации экономики страны; - определение универсальной структурной модели региональной инновационной системы, объединяющая все возможности социально-экономической системы региона по созданию, восприятию и практической реализации инноваций; - разработка и обоснование практических рекомендаций по формированию региональной инновационной системы в условиях модернизации российской экономически; - определение основных направлений развития инновационной системы на примере Саратовской области.
6 6 Основное содержание полученных результатов Установлено, что региональный аспект инновационного развития страны предполагает адекватное отражение всего многообразия социально-экономических и организационных условий на местах для формирования органами государственной власти инновационной политики, выбора стратегии по развитию инновационного предпринимательства, улучшению взаимодействия между участниками инновационного процесса, увеличению объемов производства высокотехнологичной конкурентоспособной продукции. Основой механизма реализации стратегии и политики, в том числе инновационной, является программно-целевой метод. Одним из важнейших условий структурных изменений и дальнейшего экономического роста в значительном числе российских регионов становится их ориентация на инновационный тип развития, что требует формирование эффективной инновационной системы, которая призвана объединить государственные и коммерческие научно-исследовательские организации, вузы, инновационные предприятия, посреднические учреждения и т. п. в единую целостную систему для обеспечения полного инновационного цикла в регионе. Определено, что региональная инновационная система это необходимое для перехода регионального хозяйства к инновационному развитию совокупность структур (элементов), взаимодействующих друг с другом для достижения основной цели - создание и внедрение инноваций. При этом, должна быть выстроена надёжная и логичная система взаимодействия между ключевыми элементами в самой инновационной системе региона, обеспечивающая сетевые взаимодействия и продвижение результатов интеллектуальной деятельности до потребителя, а также должно строится эффективное взаимодействие на федеральном, региональном и муниципальном уровнях власти по реализации стратегии инновационного развития и модернизации экономики страны, федеральных округов, субъектов федерации, муниципальных образований. Создание условий для инновационного развития экономической системы должна способствовать проводимая региональной властью инновационная политика, в ходе которой реализуется полномасштабный комплекс мер по развитию инновационной деятельности и формированию устойчивого спроса на высокотехнологичную продукцию.
7 7 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В СФЕРЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА - Определение целей, задач региональной инновационной политики, а также мер по ее реализации; - Разработка и реализация программ инновационного развития региона; - Обеспечение формирования и комплексной поддержки работы инновационной системы региона, а также мониторинг и оценка ее функционирования; - Координация взаимодействия между элементами региональной инновационной системы; - Организация на территории региона юридической и информационной помощи организациям-инноваторам; - Предоставление различных налоговых и иных льгот предприятиям, которые осуществляют инновационную деятельность в регионе; - Обеспечение привлечения инвестиций, а также концентрация иных ресурсов на реализацию высокоэффективных инновационных проектов в регионе; - Поддержка научного, инновационного и технологического сотрудничества с другими регионами и международного сотрудничества, интеграция в общероссийские сети трансфера результатов инновационной деятельности; - Пропаганда инновационной деятельности (организация семинаров, выставок, конференций и других мероприятий); - Организация обучения и обмен опытом в сфере проведения инновационной деятельности; - Содействие получению поддержки инновационного развития региональной экономики на федеральном уровне.
8 8 Как показал анализ, процесс управления формированием, а также развитием инновационной системы региона должен основываться на оптимальном сочетании административных и рыночных методов, при активном сотрудничестве всех субъектов инновационной деятельности (ученых, разработчиков, инвесторов, предпринимателей, региональных и муниципальных органов власти, потребителей). В рамках управления развитием инновационной системы региона должны быть, в первую очередь, реализованы: согласованная политика научно-инновационного развития региона; правовое, финансовое, информационное, кадровое и управляющее обеспечение реализации концепции инновационного развития экономики региона; разработка методологии мониторинга развития и технологии исследования инновационной среды региона. В ходе исследования выявлено, что в современных условиях актуальными стали задачи: - активного применения в ходе осуществления инновационной деятельности форм государственно- частного партнерства и повышения эффективности действующих механизмов такого взаимодействия; - привлечения отечественных и иностранных инвестиций в наукоемкие высокотехнологичные отрасли экономики региона, обеспечения активного притока в регион венчурного капитала; - создания и поддержки деятельности интегрированных научно-образовательных структур, университетских и межуниверситетских комплексов, научно-учебно-производственных центров (в том числе инновационных); - создания в регионах инновационных кластеров и парков; - формирования в регионе развитой системы бизнес-инкубаторов, технопарков, венчурных компаний, стартап-компаний, центров трансфера технологий, информационных центров и т.п.,
9 9 ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ СИСТЕМ Создание и поддержание в регионе инновационно-производственной деятельности по генерации новых научных знаний, разработке, трансферу, адаптации, освоению и коммерциализации инноваций, соответствующих новейшим достижениям науки и техники за счет максимально эффективного использования местных природных, экономических, трудовых, финансовых и иных региональных ресурсов. Организация разработки технических, технологических, организационных, экономических, социальных, экологических и иных инноваций для отраслей и предприятий региона с учетом их адаптации к местным особенностям. Обеспечение роста конкурентоспособности производств экономики региона на основе организации эффективного процесса внедрения и использования объектов интеллектуальной деятельности в практику деятельности хозяйствующих субъектов региона. Вовлечение предприятий и организаций региона в инновационный процесс, обеспечение роста молодых инновационных предприятий и увеличения спроса на инновационные разработки, а также привлечение инвестиций и иных ресурсов в реализацию перспективных инновационных проектов.
10 10 Подготовка, профессиональная переподготовка и повышение квалификации кадров для предприятий и организаций в условиях инновационного развития экономики региона. Формирование и развитие системы информационного и консультационного обеспечения инновационной деятельности в регионе, а также правовое регулирование и защиту интересов субъектов инновационной деятельности. Продвижение наукоемких инновационных проектов и продукции на региональном, федеральном и международном рынках. Экспертная оценка инновационных проектов, предложений и заявок.
11 11 Система органов власти и управления региона Малый и средний бизнес Крупные компании Инновационная инфраструктура Научно- исследовательские, опытно- конструкторские организации Региональная инновационная система Образовательные учреждения
12 12 Перспективные направления развития исследования РИС представлена целой группой структурных элементов: - предприятиями крупного, среднего и малого бизнеса, участвующие в разработке и осуществлении производства наукоемкой и высокотехнологичной продукции и в оказании различного рода инновационных услуг, определяя профиль научно-технического задела региона. - образовательные учреждения, служащие с одной стороны, местом генерации идей для инновационной деятельности, а также для разработки новаций и подготовки новых специалистов, обладающие необходимыми знаниями и компетенцией чтобы удовлетворить потребности РИС в трудовых ресурсах, необходимой квалификации, а с другой – они могут выступать, как разработчики совершенно новых технологий, как производители инновационной продукции или услуги, коммерциализируя свои разработки. - организации и учреждения, которые осуществляют НИОКР, представляют академическую и отраслевую науку.. - инновационная инфраструктура региона, способствующая продвижению на рынок результатов научной деятельности, в частности, в нее входит сеть бизнес-инкубаторов, технопарков, центров трансфера технологий, инвестиционных и венчурных фондов, корпоративные образовательные и научно-технические центры, призванные создать условия для активного взаимодействия науки, производства, и бизнеса. Ориентирована на обеспечение проведения процесса коммерциализации и внедрения эффективных инноваций. - органы власти и управления в регионе, которые занимаются координацией, стимулированием инновационной деятельности в рамках региона, а также формируют институциональную среду инновационного процесса и стратегию инновационной политики территории.
13 13 Анализ статистической и аналитической информации показал, что Саратовская область обладает значительным инновационным потенциалом и необходимыми условиями для его реализации. В регионе имеется значительное количество высших учебных заведений, научно-исследовательских организаций и научно-производственных объединений (представляют вузовскую, академическую, отраслевую науку), а также имеются высококвалифицированные научные кадры и научные подразделения промышленных организаций. Саратовская область имеет выгодное географическое положение (в первую очередь, это близость к Московскому региону, наличие государственной границы с Республикой Казахстан с выходом в Центральную и Среднюю Азию), развитый банковский и страховой сектор экономики, высокую энергообеспеченность, развитую транспортную инфраструктуру. В 2011 г. научные исследования и разработки в Саратовской области выполняла пятьдесят организаций, в том числе из них двадцать девять организаций занимались разработкой НИР в области естественных, технических, медицинских, сельскохозяйственных, общественных и гуманитарных наук, десять в области производства электрооборудования, электронного и оптического оборудования, семь в области образования. Следует отметить тот факт, что Саратовская область обладает высокоразвитым научным, технологическим и интеллектуальным потенциалами, в том числе в таких приоритетных для Российской Федерации направлениях науки и технологий, как нанотехнологии и микроэлектроника. Среднесписочная численность работников, занятых научными исследованиями и разработками, на конец в 2011 г. составила 4828 человека, в их число входят 198 докторов наук и 565 кандидатов наук. Основной кадровый потенциал сосредоточен в технических (49,4%) и естественных (26,2%) науках..В 2011 году семь организаций области создали 16 передовых производственных технологий. По числу созданных передовых технологий Саратовская область занимает четвертое место среди субъектов РФ Приволжского Федерального округа, после Нижегородской, Самарской областей и Пермского края. В регионе идет процесс развития инновационной инфраструктуры: действует областной бизнес-инкубатор для стартующих предпринимателей; создан венчурный фонд, гарантийный фонд для обеспечения доступа субъектов малого предпринимательства к кредитным ресурсам; развивается механизм микрокредитования;. В Саратовской области действует ряд нормативно-правовых актов, которые формируют правовую базу проведения инновационной деятельности, а также обеспечивают процесс формирования инновационной системы в регионе.
14 14 При ряде ведущих вузах региона были созданы технопарки: ИЦ «Технопарк» при СГУ им. Н.Г. Чернышевского, «Волга-техника» при Саратовском государственном техническом университете, «Волгаагротехника» при Саратовском государственном аграрном университете имени Н.И. Вавилова, Медицинский научно- образовательный инновационный центр Саратовского государственного медицинского университета имени В.И. Разумовского. Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 2 августа 2009 г. N 217-ФЗ вузами региона идет процесс учреждения малых инновационных предприятий, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности. Данные предприятия позволяют, в частности: осуществить коммерциализацию результатов интеллектуальной деятельности, которые были получены в вузах; создать рабочие места и обеспечить реализацию творческого потенциала для инновационно- активной молодежи; за счет доходов от распоряжения долями (акциями) в уставных капиталах предприятий вузы получили дополнительные финансовые средствами для обеспечения правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, выплаты вознаграждений их авторам, а также на осуществление уставной деятельности. В Саратовской области в 2009 году была разработана и принята областная инновационная научно-техническая программа «Развитие высоких технологий в Саратовской области на годы», главной целью которой стало объединение усилий и обеспечение консенсуса наиболее значимых заинтересованных сторон (государства, бизнеса, науки) в определении инновационных вызовов, разработке необходимых исследований и внедрения соответствующих результатов. Программой предусмотрено создание и развитие региональных кластеров по приоритетным направлениям: нано-, био-, лазерным- и it-технологиям..
15 15 Установлено, что в Саратовской области существуют трудности в осуществлении инновационной деятельности. В-первую, очередь они связаны с экономическими факторами (в том чисел, высокая стоимость нововведений, недостаток у организаций собственных свободных средств, высокий экономический риск и т.п.). Во-вторых, созданные в регионе институты поддерки инновационной деятельности характеризуются невысоким уровнем эффективности. Кроме того, к затруднениям в осуществлении инновационной деятельности необходимо отнести наличие низкого спроса со стороны реального сектора экономики на перспективные, с точки зрения их коммерческого применения, результаты интеллектуальной деятельности, а также низкая информационная прозрачность инновационной сферы, прежде всего, недостаток информации о новых технологиях и возможных рынках сбыта наукоемкой продукции, недостаточный уровень поддержки и развития малого инновационного предпринимательства, недостаток профессиональных инновационных менеджеров, недостаточный уровень развития материально-технической базы у научных организаций.
16 16 Установлено, что для развития инновационной системы и повышения эффективности инновационных процессов в регионе (на примере Саратовской области) необходимо предпринять, в частности, следующие меры: - создание региональных отраслевых центров (информационно-аналитических) экспертизы научно-технических и инновационных проектов; - формирование региональных и муниципальных объектов инновационной инфраструктуры поддержки малого наукоемкого бизнеса, распространения объектов интеллектуальной собственности; - создание форсайт-центров, форсайт-проектов, дорожных карт, которые должны позволить снизить риски внедрения новых продуктов и координировать усилия коллективов-разработчиков; - развитие сети исследовательских парков и инновационных кластеров, обеспечивающих взаимодействие бизнеса с научно-исследовательскими и научно-образовательными учреждениями, а также тесную связь между фирмами, их поставщиками и клиентами; - создание образовательных центров на базе высших учебных заведений, позволяющие готовить специалистов, способных к продвижению инновационных проектов, в том числе к их грамотной экономической "упаковке" для реализации; - обеспечение тесного взаимодействия ВУЗов, НИИ и предприятий реального сектора экономики региона по реализацци проектов, которые направлены на создание новых технологий производства; - создание координационного центра по регулированию деятельности малых инновационных предприятий, созданных в том числе по 217-ФЗ; - составление реестра инновационных компаний и создание профильных информационных банков данных; - формирование и реализация различных инвестиционных программ и программ венчурного финансирования, а также предоставления субъектам инновационной деятельности различных льгот; - развитие действенной системы государственных заказов на создание новой техники и технологий; - организация дискуссионных площадок (совещаний, форумы, круглые столы); - развитие в регионе инновационного лизинга и пр. - формирование единой региональной информационно-аналитической и консультационной сети трансферта технологий.
17 17 Перспективные направления развития исследования Затронутые в ходе исследования вопросы, в том числе, связанные с необходимостью и выбором методов прогнозирования инновационного развития экономики региона, а также вопросы, связанные с особенностями перехода к инновационной модели развития субъектов РФ в условиях глобализации, в частности, вступления России в ВТО, могут стать продолжением начатой работы в области исследования проблем и перспектив формирования и развития региональной инновационной системы.
18 18 Апробация и внедрение результатов Концептуальные положения, полученные в ходе исследования, докладывались на научно-практических конференциях, в том числе имеющие международный статус. Особо следует отметить участие руководителя проекта в научно-практической конференции «Социально-экономическое развитие Саратовской области: вызовы, приоритеты, перспективы», секция «Реальный сектор как основа экономического развития региона» (место и дата проведения: г. Саратов, ФГБОУ ВПО «СГСЭУ, 31 октября 2012 г.), с докладом «Управление развитием инновационной системы региона». В работе конференции приняли участие преподаватели и руководство РЭУ им. Г.В. Плеханова и Саратовского государственного социально- экономического университета, а также представители Правительства Саратовской области и бизнес-сообщества. В докладе были предложены практические рекомендации исполнительным органам государственной власти региона по развитию инновационной системы Саратовской области и повышению эффективности инновационной деятельности на территории субъекта РФ. Статьи(тезисы), отражающие результаты работы над проектом, были опубликованы в сборниках научных трудов (перечень научных публикаций по теме исследования указаны на слайде 17 и 18). Кроме того, по итогам работы над проектом была издана коллективная монография: Петров А.М., Ивер Н.Н., Колбасенко О.Е., Хрулев Е.А. Формирование и развитие региональной инновационной системы в условиях современной российской экономики: теория и практика. Саратов. ИЦ «Наука», с.
19 19 Опубликованные статьи (тезисы) по теме проекта 1. Петров А.М. Региональная инновационная система: понятие и ключевые элементы // Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы и перспективы развития экономики в условиях модернизации». Часть 1. Под общей ред. М.И. Абрамовой. Саратов. ИЦ «Наука» г. 2. Петров А.М. Правовые основы формирования инновационной системы в регионе Российской Федерации // Правовое обеспечение устойчивого экономического развития Российской Федерации: Сборник научных трудов по итогам Межвузовского круглого стола (г. Саратов, ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный социально-экономический университет») / Под ред. Трофименко А.В. Саратов: ИЦ «Наука», 2012 г. 3. Петров А.М., Ивер Н.Н. Зарубежный опыт формирования инновационной системы на региональном уровне // Сборник статей Х Международной научно-практической конференции «Опыт и проблемы социально-экономических преобразований в условиях трансформации общества: регион, города, предприятие». Пенза: РИО ПГСХА, 2012 г. 4. Петров А.М., Хрулев Е.А. Экономико-правовое обеспечение формирования инновационной системы в Саратовской области // Материалы ХII Международной научно-практической конференции «Инновации в науке». Часть II. Новосибирск. Изд. «Сибирская ассоциация консультантов» г. 5. Петров А.М. Формирование инновационной системы в регионе на современном этапе развития экономики России // Материалы II Международной научно-практической конференции (тезисы докладов) «Тенденции и инновации современной науки». Краснодар г.
20 20 6. Петров А.М. ВУЗ как структурный элемент инновационной системы региона // Материалы I международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы социально- экономических исследований» /НИЦ «Апробация» Москва. Изд-во Перо г. 7. Петров А.М. Механизм управления функционированием региональной инновационной системы в современных условиях развития России // Материалы II Международной научно- практической конференции (г. Санкт-Петербург) «Методология научных исследований: традиции и инновации». Петрозаводск.. ПетроПресс г. 8. Петров А.М. Инновационное развитие региональной экономики: формирование инновационной системы в регионе// Сборник тезисов и статей научно-практической конференции «Устойчивое развитие экономики: национальный и региональный аспекты». М. ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова» г. 9. Петров А.М., Хрулев Е.А. Зависимость уровня развития промышленного комплекса региона от состояния территориальной инновационной системы // Межвузовский сборник научных трудов «Общество и политика в исторической ретроспективе». Выпуск IX. Балаковский институт экономики и бизнеса (филиал) СГСЭУ Петров А.М., Ивер Н.Н. Анализ функционирования и перспектив развития региональной инновационной системы Саратовской области. Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы и перспективы развития экономики в условиях модернизации». Под общей ред. М.И. Абрамовой. Саратов. ИЦ «Наука» г.
21 21 Контактные данные руководителя проекта: Тел. раб.: (8452) Тел. сот
22 22 Спасибо за внимание к проекту! Если у Вас есть какие-то пожелания или рекомендации по проекту, то, пожалуйста, отправьте их на электронный адрес руководителя проекта.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.