Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемwww.iuit-miit.ru
1 Учебно-методический комплекс дисциплины (ГОС) Тетюшкина Светлана Александровна Инженер 1 категории УМЛ и МО
2 Нормативная база В соответствии с письмом МИНОБРАЗОВАНИЯ РФ от N ИН/13 О порядке формирования основных образовательных программ высшего учебного заведения на основе государственных образовательных стандартов и письмом заместителя руководителя Рособрнадзор Е.Н Геворкян от ин/ак учебно- методический комплекс дисциплины является частью основной образовательной программы высшего учебного заведения, разрабатываемой по каждому направлению или специальности подготовки, и в него входят: Рабочая учебная программа дисциплины, содержащая: - цели изучения дисциплины, соотнесенные с общими целями основной образовательной программы, в том числе имеющие междисциплинарный характер или связанные с задачами воспитания; - содержание дисциплины, структурированное по видами учебных занятий с указанием их объемов; - учебно-методическое обеспечение дисциплины, включая перечень основной и дополнительной литературы, методические рекомендации (материалы) преподавателю и методические указания студентам; - требования к уровню освоения программы и формы текущего промежуточного и итогового контроля.
3 Методические рекомендации по разработке Учебно-методического комплекса дисциплины утверждены приказом ректора от 17 сентября 2010 г. 477/а
4 Учебно-методический комплекс дисциплин – система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной организации основных и дополнительных образовательных программ. УМКД является частью основной образовательной программы высшего учебного заведения, разрабатываемой по каждому направлению или специальности подготовки. Учебно-методические и учебные материалы, включаемые в УМКД, должны предусматривать логически последовательное изложение учебного материала, использование современных методов и технических средств интенсификации учебного процесса, позволяющих студентам глубоко осваивать учебный материал и получать навыки по его использованию на практике. Кафедра-разработчик УМКД является ответственной за качество подготовки УМКД, соответствие требованиям ГОС по специальности/направлению, за учебно-методическое и техническое обеспечение соответствующей дисциплины, в том числе за обеспечение учебного процесса учебной и учебно- методической литературой.
5 Порядок разработки, контроль содержания и качества УМКД
6 Разработка УМКД осуществляется профессорско-преподавательским составом закрепленной кафедры Материалы, входящие в УМКД, обсуждаются и утверждаются на заседании кафедры и рассматриваются на учебно-методической комиссии института Учебно-методические комплексы должны ежегодно обновляться и совершенствоваться.
7 Кафедра – разработчик УМКД осуществляет текущий контроль содержания и качества подготовки УМКД. С этой целью на кафедре: разрабатывается и утверждается план подготовки УМКД по соответствующей дисциплине, в котором определяются сроки и ответственные за подготовку Учебно-методических материалов комплекса; план подготовки на текущий год отражается в индивидуальном плане преподавателя; рассматриваются учебные и учебно-методические материалы, представляемые разработчиками УМКД; обеспечивается своевременный заказ в библиотеку основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы; ежегодно оценивается готовность УМКД к использованию в учебном процессе, принимаются оперативные меры по устранению недостатков, после чего утверждаются кафедрой; кафедра по мере необходимости осуществляет пополнение новыми и обновление устаревших материалов комплексов; разработанные УМКД хранятся на кафедре, ответственной за разработку данного УМКД.
8 Структура УМКД
9 Структурными элементами УМКД являются: рабочая учебная программа дисциплины; методические указания для студентов; методические рекомендации (материалы) для преподавателей; материалы текущего и итогового контроля знаний студентов; курсовые проекты/работы, лабораторные работы студента (если предусмотрены учебным планом); учебно-методическая литература и дополнительные материалы.
10 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (МАТЕРИАЛЫ) ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ Методические рекомендации для преподавателя должны указывать на средства и методы обучения, способы учебной деятельности, применение которых наиболее эффективно для освоения тех или иных разделов и тем рабочей программы. Они включают в себя: методический комментарий по данному блоку; учебно-методическая литература, соответствующая рабочей программе дисциплины в печатном или электронном виде; образцы текста лекций, курсового проекта/работы, лабораторной работы и т.д. (преподавателя и/или студента).
11 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ Методические указания студентам должны раскрывать рекомендуемый режим и характер учебной работы по изучению теоретического курса (или его раздела/части), практических и/или семинарских занятий, лабораторных работ (практикумов), и практическому применению изученного материала, по выполнению заданий для самостоятельной работы, по использованию информационных технологий и т.д. При разработке рекомендаций необходимо исходить из того, что часть курса изучается студентом самостоятельно.
12 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Рабочая программа дисциплины – основной рабочий документ преподавателя, определяющий содержание, объем и порядок изучения учебной дисциплины, а также формы (виды) контроля знаний студента по этой дисциплине. Преподаватель вправе творчески использовать различные способы построения программы (линейный, концентрический, тематический, проблемный, цикло-блочный, модульный и др.).
13 ЗАДАЧИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ: - оптимизация структуры и содержания учебного материала с целью обеспечения содержательно-логических связей с другими учебными дисциплинами (предыдущими и последующими); - устранение дублирования изучаемого материала с другими учебными дисциплинами; - определение совокупности знаний, умений и навыков в результате освоения дисциплины; - распределение объема часов учебной дисциплины по курсам, семестрам, темам и видам занятий; - определение форм текущего, промежуточного и итогового контроля знаний обучающихся с использованием соответствующих оценочных средств; - учебно-методическое обеспечение дисциплины; - материально-техническое обеспечение условий реализации дисциплины.
14 К содержанию рабочих программ предъявляются следующие требования: - соответствие программ Государственным образовательным стандартам; - соответствие программ принципам высшего профессионального образования: универсальность и фундаментальность образования; - отражение в программах основных направлений научной, творческой и педагогической деятельности университета; - включение в содержание программы регионально- ориентированного материала, способствующего пониманию общенаучных и специальных знаний; - соответствие программ общей логике образовательного процесса по годам и семестрам обучения.
15 При разработке рабочей программы должны быть учтены: - содержание рабочей программы учебных дисциплин, изучаемых на предыдущих, параллельных и последующих этапах обучения; - материальные и информационные возможности Университета; - новейшие достижения в области науки, техники, экономики, социальной сферы; - прогрессивные формы, технологии обучения и методы воспитания.
16 Обновление и хранение рабочей программы дисциплины –Рабочая программа подлежит ежегодному пересмотру на заседании кафедры и переутверждению заведующим кафедрой; –Рабочая программа дисциплины храниться на кафедре в печатном и электронном виде. Если рабочую программу дисциплины разрабатывала не выпускающая кафедра, то один экземпляр титульного листа утвержденной рабочей программы вместе с электронной копией рабочей программы передается на выпускающую кафедру; –Устаревшие версии рабочей программы хранятся в течение 5 лет на кафедре.
17 Разделы рабочей программы: цели и задачи дисциплины требования к уровню освоения дисциплины объем дисциплины и виды учебной работы содержание курса темы практических и/или семинарских занятий лабораторные работы (лабораторный практикум); тематика курсовых/контрольных работ/рефератов и методические указания по их выполнению самостоятельная работа учебно-методическое обеспечение дисциплины материально-техническое и/или информационное обеспечение дисциплин
18 Цели и задачи дисциплины Цели и задачи изучения дисциплины соотносятся с общими целями ГОС ВПО по специальности/направлению подготовки. В данном разделе отмечается, в какой области обеспечивается фундаментальная подготовка студентов, конкретизируются цели и задачи дисциплины, установленные ГОС ВПО по специальности/направлению, возможность использования полученных знаний в решении конкретных проблем, возникающих в практической деятельности. Для проверки соответствие содержания рабочей программы по дисциплине содержанию ГОС ВПО приводится выдержка из государственного образовательного стандарта (если такая имеется).
19 Требования к уровню освоения дисциплины Требования к уровню освоения дисциплины соотносятся с квалификационными характеристиками специалиста в соответствии с ГОС ВПО. В данном разделе определяются основные знания, умения и навыки, которыми должен овладеть студент в соответствии с требованиями ГОС ВПО по выбранной специальности/направлению в результате изучения дисциплины. Дается характеристика дисциплины, ее места и роли в системе получаемых знаний, межпредметные связи с другими учебными дисциплинами.
20 Вид учебной работы Количество часов по формам обучения Очная семестров 3 Аудиторные занятия:169 Лекции74 Практические и семинарские занятия66 Лабораторные работы (лабораторный практикум) и т.д. 20 Индивидуальные занятия9 Самостоятельная работа (КСР)131 ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ300 Текущий контроль (вид текущего контроля и количество, семестров) Контр. раб., Курсовая работа (курсовой проект) ( семестра)3 сем. Виды промежуточного контроля (экзамен, зачет) - семестров Экзамен - 3 Объем дисциплины и виды учебной работы Заполняется в соответствии с утвержденными учебными планами по специальностям/направлениям подготовки Вариант 1 при продолжительности изучения дисциплины один семестр
21 Вид учебной работы Количество часов Всего по уч.плану В т.ч. по семестрам 123 Аудиторные занятия:14749 Лекции5418 Практические и семинарские занятия5418 Лабораторные работы (лабораторный практикум) Индивидуальные занятия27999 Самостоятельная работа15351 ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ Текущий контроль (количество и вид текущего контроля)Контр, раб. 1,2,3 Курс. раб. Виды промежуточного контроля (экзамен, зачет) зачет экзамен Вариант 2: при продолжительности изучения дисциплины в двух и более семестрах – с разбивкой по семестрам
22 Содержание курса Распределение часов по темам и видам учебной работы Раскрывается содержание курса с учетом результатов современного состояния науки, техники, культуры, а также перспектив их развития. Этот раздел программы составляется в соответствии с требованиями ГОС ВПО по специальности/направлению подготовки. Все разделы дисциплины разбиваются на темы, охватывающие логически завершенный материал. Каждый раздел имеет свое название. Для дисциплин федерального компонента названия разделов должны соответствовать дидактическим единицам, указанным в государственном образовательном стандарте специальности/направления подготовки. Раскрывается содержание теоретического курса в логической последовательности изучения разделов и тем.
23 Названия разделов и тем Всего часов по учебному плану Виды учебных занятийИндив. занятия Самостоят. работа Аудиторные занятия, в том числе лекцииПракт. занятия, семинары Лаб. работы (практикумы) Раздел 1 Движущая сила локомотива 1. Вводная лекция. Виды транспорта. Создание движущей силы в различных видах транспорта Общие принципы движения локомотивов. Идеальный цикл движения транспортных средств ……………. Раздел 2. Энергетическая установка тепловозов Классификация, устройство и принцип работы паровозов. Тяговая характеристика паровозов. ……………. ИТОГО: Распределение часов по темам и видам учебной работы (пример)
24 Темы практических/семинарских занятий Указывается цель практических/семинарских занятий, тематических дискуссий, деловых игр и их тематика. После каждой темы рекомендуется дать ссылки на учебно-методическую литературу, указанную в разделе учебно-методическое обеспечение дисциплины. Тематика курсовых/контрольных работ/рефератов и методические указания по их выполнению Раскрываются цель и задачи исследования, требования к их содержанию, объему и оформлению, даются рекомендации по их выполнению. Приводятся названия тем работ
25 Лабораторные работы /практикумы Лабораторные занятия проводятся в специально оборудованных лабораториях с применением необходимых средств обучения (лабораторного оборудования, образцов, нормативных и технических документов и т.п.). При выполнении лабораторных работ проводятся: подготовка оборудования и приборов к работе, изучение методики работы, воспроизведение изучаемого явления, измерение величин, определение соответствующих характеристик и показателей, обработка данных и их анализ, обобщение результатов. При выполнении лабораторной работы студент ведет рабочие записи результатов измерений (испытаний), оформляет расчеты, анализирует полученные данные путем установления их соответствия нормам и/или сравнения с известными в литературе данными и/или данными других студентов. Окончательные результаты оформляются в форме заключения. В данном разделе указывается перечень средств обучения, формулируется цель проведения и содержание каждой лабораторной работы. и названия разделов и тем Цель и содержание Лабораторной работы Результаты Лабораторной работы Лабораторная работа 1:(название) Лабораторная работа 2:(название)
26 Самостоятельная работа Задания для самостоятельной работы составляются по разделам и темам, по которым не предусмотрены аудиторные занятия, либо требуется дополнительно проработать и проанализировать рассматриваемый преподавателем материал в объеме запланированных часов. Задания по самостоятельной работе могут быть оформлены в виде таблицы (рис.) с указанием конкретного вида самостоятельной работы: - конспектирование первоисточников и другой учебной литературы; - проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе) и подготовка докладов на семинарах и практических занятиях, к участию в тематических дискуссиях и деловых играх; - работа с нормативными документами и законодательной базой; - поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации, подготовка заключения по обзору; - выполнение контрольных работ, творческих (проектных) заданий, курсовых работ (проектов); - решение задач, упражнений, написание рефератов (эссе); - работа с тестами и вопросами для самопроверки; - выполнение переводов на иностранные языки/с иностранных языков; -и т.д. Разделы и темы для самостоятельного изучения Виды и содержание самостоятельной работы Всего часов
27 Учебно-методическое обеспечение дисциплины В данном разделе приводится учебно-методическая, учебная и научная литература на всю дисциплину в целом. Список учебной литературы к изучению курса состоит из двух частей: основной и дополнительной. В список основной литературы следует включать базовые издания: учебники, учебные пособия и тексты лекций, имеющиеся в библиотеке МИИТа в достаточном для обеспечения учебного процесса количестве экземпляров в соответствии с нормативами минимальной обеспеченности. Приоритет отдается изданиям, имеющим гриф МОиН РФ или УМО по соответствующей специальности, которые изданы и имеются в продаже. В список дополнительной литературы включается прочая учебная, справочная и научная литература для углубленного изучения курса, имеющаяся в библиотеке МИИТа. В список литературы не следует включать материалы, не опубликованные в широкой печати, а также труднодоступные и устаревшие издания. Список литературы может также включать дополнительно рекомендуемую литературу для углубленного изучения и самостоятельного поиска в городских библиотеках, а также для приобретения в личную библиотеку. Список литературы должен обновляться ежегодно с учетом приобретенной и изданной в МИИТе новой литературы.
28 Материально-техническое и/или информационное обеспечение дисциплин Указывается перечень необходимых технических средств обучения, используемых в учебном процессе для освоения дисциплины, и способы их применения: компьютерное и мультимедийное оборудование; приборы и оборудование учебного назначения; пакет прикладных обучающих программ; видео- аудиовизуальные средства обучения; электронная библиотека курса; и др.
29 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.