Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемВиталий Шилобреев
1 Любая организация (в том числе образовательная) существует для реализации тех или иных запросов субъектов внешней среды. Если она перестает это делать (например, ОУ или система образования не откликается на изменившиеся запросы людей, их сообществ, государства), организация становится не нужной никому, кроме ее персонала. © РИКУиО, 2012
2 Поэтому приоритет стратегии регионального органа управления образованием состоит, по существу, в таком изменении механизмов взаимодействия производителей образовательных услуг с субъектами внешней среды, которое бы обеспечивало максимальный учет их запросов и поступление в систему образования дополнительных ресурсов. © РИКУиО, 2012
3 Учет запросов субъектов внешней среды и поступление дополнительных ресурсов в систему являются взаимосвязанными процессами, поскольку взаимодействие с внешней средой есть обмен тех или иных ресурсов на продукты (в данном случае – образовательные услуги), а потому механизм адекватного учета запросов одновременно является и механизмом поступления дополнительных ресурсов. © РИКУиО, 2012
4 Изменение взаимодействия систем образования с внешней средой зачастую и называют развитием партнерских отношений в образовании. © РИКУиО, 2012
5 Партнерство – это сложное и многоас- пектное понятие. Но с управленческих позиций партнерство – это прежде всего взаимовыгодный обмен. © РИКУиО, 2012
6 Причем обмен не обязательно только материальными благами. Предметом обмена может быть, например, полномочие принятия некоторых решений. Поэтому партнерство может быть только двусторонним. © РИКУиО, 2012
7 Таким образом, партнерство есть общественное управление, суть которого состоит в передаче полномочий принятия значимых решений субъектам внешней среды системы образования, и в первую очередь, на уровне основного производителя образовательных услуг – образовательного учреждения. © РИКУиО, 2012
8 Основными целями этой передачи полномочий является повышение качества образования и привлечение ресурсов в систему образования. © РИКУиО, 2012
9 Действительно, качество любого продукта, реализуемого любой организацией, определяется как степень соответствия характеристик продукта запросам (требованиям) субъектов внешней среды данной организации, прежде всего заказчиков и потребителей продукта, поскольку именно соответствием запросам данных категорий субъектов определяется востребованность продукта. © РИКУиО, 2012
10 Таким образом, качество образования – это степень соответствия образовательных услуг запросам личности, общества и государства. © РИКУиО, 2012
11 В отличие от большинства других организаций, для учреждений образования характерна ситуация, в которой потребителями продукта (образовательной услуги) является только одна категория субъектов – «учащиеся». © РИКУиО, 2012
12 При этом существует значительное число категорий заказчиков, к которым можно отнести и самих учащихся, и их законных представителей (родителей), и органы местного самоуправления, и государст- венные органы, и учреждения профессионального образования, и т.д. © РИКУиО, 2012
13 Можно констатировать, что образовательное учреждение находится в ситуации большого числа разнообразных заказчиков, требования которых могут противоречить (и обязательно противоречат) друг другу. © РИКУиО, 2012
14 В то же время, сегодня реальными заказчиками, т.е. субъектами, реально предъявляющими требования к продукту, чаще всего являются не все названные субъекты. В отличие от государства (в распоряжении которого находятся специальные механизмы и процедуры – формирование стандартов, лицензирование, аккредитация и т.д.) и муниципалитетов (являющихся учредителями образовательных учреждений) не все заказчики имеют механизмы перевода своих запросов в требования или заказ. © РИКУиО, 2012
15 Таким образом, привлечение общественности к управлению образовательным учреждением подразумевает формирование механизма превращения запросов субъектов внешней среды, представляющих человека и сообщества, в требования (заказ) к качеству образования. © РИКУиО, 2012
16 Принципиально выделяют следующие способы пополнения ресурсов организации: 1) производство ресурсов (которое, по понятным причинам, не может являться значимым источником для образовательного учреждения); 2) обмен ресурсов (например, оказание школой платных образовательных услуг); 3) отъем ресурсов; 4) безвозмездное получение ресурсов. © РИКУиО, 2012
17 Основным нематериальным ресурсом, которым обладает школа, являются полномочия принятия тех или иных решений. © РИКУиО, 2012
18 Передача этого актива позволяет существенно увеличить приток пожертвований в школу, поскольку на серьезные вложения средств люди готовы идти только тогда, когда у них есть возможность участвовать в принятии решений, в частности, об использовании этих средств. © РИКУиО, 2012
19 Передача серьезных полномочий также позволяет избежать весьма типичной ситуации, когда просьбы школы о помощи воспринимаются (например, родителями учащихся) только как отъем ресурсов (данная ситуация находит отражение в печально известном выражении – «школьные поборы»). © РИКУиО, 2012
20 В качестве одного из ресурсов (способов привлечения ресурсов) может рассматриваться участие общественности (общественного органа управления) в посреднических усилиях при разрешении тех или иных проблем взаимодействия школы с внешней средой. © РИКУиО, 2012
21 Учитывая взаимозаменяемость ресурсов, подобное посредничество в некоторых случаях может иметь существенное влияние на жизнедеятельность образовательного учреждения и, даже, заменять финансовые и материально- технические ресурсы. © РИКУиО, 2012
22 Таким образом, привлечение общественности к управлению образовательным учреждением создает условия для привлечения дополнительных ресурсов в систему образования. © РИКУиО, 2012
23 Условия участия общественности в управлении образовательным учреждением можно поделить на культурные и институциональные. © РИКУиО, 2012
24 К культурным условиям участия общественности в управлении ОУ можно отнести готовность руководителей ОУ передавать общественности полномочия принятия определенных управленческих решений, а общественности – брать их на себя. © РИКУиО, 2012
25 Необходимо констатировать, что на сегодняшний день уровень такой готовности с обеих сторон весьма низок. © РИКУиО, 2012
26 Это проявляется, в частности, в чисто формальной передаче общественности некоторых управленческих полномочий даже в ситуации институционального закрепления такой передачи, когда на бумаге существует общественный орган управления, наделенный (в некоторых случаях) весьма серьезными полномочиями, однако вся его деятельность сводится к автоматическому утверждению подготовленных администрацией ОУ решений и ведению протоколов. © РИКУиО, 2012
27 Понятно, что в этом случае ни одна из целей создания подобного общественного органа (повышения качества образования и увеличения притока дополнительных ресурсов) не достигается… © РИКУиО, 2012
28 В то же время, в отдельных случаях (когда с обеих сторон названная готовность присутствует) можно наблюдать ситуации реальной передачи общественности администрацией ОУ полномочий принятия важных управленческих решений даже при отсутствии институциональных условий или когда эти условия не оптимальны. © РИКУиО, 2012
29 Подобные ситуации являются пока весьма редкими, однако известны случаи, когда директор школы на основе личной договоренности (т.е. обещания действовать в соответствии с принятыми общественностью решениями) передает широкие полномочия управления ОУ родительскому комитету или общественному фонду, призванному привлекать дополнительные ресурсы в школу. © РИКУиО, 2012
30 Институциональные условия участия общественности в управлении образовательным учреждением, в свою очередь, также имеют существенное значение, т.к. позволяют закреплять передачу полномочий общественности, делать ее необратимой, стимулировать создание и развитие культурных условий участия общественности в управлении образовательным учреждением, а также создавать механизмы, компенсирующие трудности осуществления хозяйственной деятельности бюджетным учреждением. © РИКУиО, 2012
31 Институциализация передачи полномочий принятия управленческих решений общественным органом управления школой предполагает внесение изменений в устав ОУ и локальные акты. © РИКУиО, 2012
32 Существующая практика привлечения дополнительных ресурсов в ОУ показывает, что в условиях бюджетного учреждения оптимальным вариантом является аккумулирование средств той или иной некоммерческой организацией, а уже затем использование этих ресурсов в интересах учреждения. © РИКУиО, 2012
33 Таким образом, институциализация участия общественности в управлении образовательным учреждением требует как минимум внесения изменений в устав ОУ (для легитимизации передачи полномочий), а как максимум – еще и создания некоммерческой организации, которая бы оптимизировала привлечение в ОУ дополнительных ресурсов и их расходование. © РИКУиО, 2012
34 Следовательно, для привлечения общественности к управлению ОУ необходимо: 1) обеспечить готовность руководителей ОУ к передаче управленских полномочий; 2) обеспечить готовность субъектов внешней среды к принятию этих полномочий; 3) определить содержание и объем передаваемых полномочий; 4) внести изменения в устав и локальные акты ОУ; 5) создать некоммерческую организацию, которая бы оптимизировала привлечение в ОУ дополнительных ресурсов и их расходование. © РИКУиО, 2012
35 Рассмотрим данные позиции более детально. © РИКУиО, 2012
36 Для обеспечения готовности руководителя ОУ к передаче управленских полномочий необходимо: 1) идентифицировать субъектов микросреды ОУ, т.е. назвать группы людей и организации, которые находятся в микросреде ОУ (в его непосредственном окружении), с которыми ОУ постоянно взаимодействует; © РИКУиО, 2012
37 2) назвать конкретные ресурсы и услуги, которые данные субъекты получают от ОУ сегодня и будут получать в течение ближайших 3-5 лет; 3) назвать конкретные ресурсы, услуги, которые ОУ получает от субъектов микросреды; 4) проанализировать (по каждому из субъектов) соотношение полученных от внешних субъектов и переданных внешним субъектам ресурсов и услуг и сделать вывод об их балансе (положительном для ОУ, отрицательном или нулевом). © РИКУиО, 2012
38 2) назвать конкретные ресурсы и услуги, которые данные субъекты получают от ОУ сегодня и будут получать в течение ближайших 3-5 лет, что предполагает проведение анализа этих ресурсов. © РИКУиО, 2012
39 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! © РИКУиО, 2012
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.