Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемЛюдмила Зимина
1 Классификация моделей Модели РеальныеАбстрактные Из реальных объектов (макеты, тренажеры) Созданные средствами мышления Модель есть отображение (представление) объекта, системы или понятия в некоторой форме, отличной от формы их реального существования ФормальныеСемантические Математические закономерности Сохраняется смысл (схемы, диаграммы) СтатическиеДинамические Не учитывают временной параметр Отображают поток событий Часть 2. МоделированиеТема 2.1. Требования к моделям
2 Классификация моделей Формальные (математические) модели: системы уравнений, статистические модели, модели математического программирования и др. Они универсальны: одна и та же модель может описывать различные процессы. Достоинство: позволяют с помощью формального аппарата вычислений находить решение. Недостаток: не все системы удается описать некоторой единой математической моделью. Как правило, используются для расчета отдельных характеристик процессов. В семантических моделях сохраняется семантика (смысл, содержание) объекта. Примеры: дерево целей, модель организационной структуры, модель информационных коммуникаций компании и т.п. Описывают объекты, их свойства, состояния и поведение, отношения между ними. Представляются в виде графов, диаграмм, таблиц, блок-схем, словесных описаний Семантические модели незаменимы на ранних этапах проектирования сложных систем, т.к. позволяют представить общую картину, Главное в такой модели – краткость и понятность. Семантическая модель может служить каркасом для построения других моделей Часть 2. МоделированиеТема 2.1. Требования к моделям
3 Классификация моделей Часть 2. МоделированиеТема 2.1. Требования к моделям бизнес-процессов В зависимости от того, учитывается или нет в модели фактор времени, семантические модели разделяют на динамические и статические. Статические модели не учитывают временной параметр. Они отражают постоянные, устойчивые состояния объектов (систем, процессов), их состав, структуру, устойчивые внутренние и внешние связи. Динамические модели отображают поток событий, т.е. изменение во времени состояний объектов, последовательность выполнения взаимодействий объектов.
4 Состав модели бизнеса Часть 2. МоделированиеТема 2.1. Требования к моделям бизнес-процессов Рассмотрим требования к модели, описывающей бизнес- процессы компании. Любая компания является сложной системой и для нее невозможно построить одну единственную модель, охватывающую абсолютно все детали! В общем случае необходима не одна, а несколько согласованных моделей, отражающих различные аспекты. В интегрированной модели бизнеса должны найти отражение: Функция компании во внешнем мире Описание бизнес-процессов Описание объектов
5 Состав модели бизнеса Часть 2. МоделированиеТема 2.1. Требования к моделям бизнес-процессов 1.Функция компании во внешнем мире: описание окружения, основные бизнес-процессы, а также взаимодействие процессов с окружением. ( что компания делает, для кого, с какой целью) Для этого используются модели типа «черного ящика», диаграммы взаимодействия с окружением (например, диаграмма вариантов использования системы окружением – Use Case Diagram языка UML). Такая модель описывает: -окружающую среду компании, включающую клиентов, поставщиков, партнеров, субподрядчиков и т.д.; -основные бизнес-процессы, а также взаимодействие процессов с окружением.
6 Состав модели бизнеса Часть 2. МоделированиеТема 2.1. Требования к моделям бизнес-процессов 2. Описание бизнес-процессов, отдельных шагов процессов (функций, работ, операций). Для описания последовательности выполнения процессов используются различные виды моделей. Виды моделей: диаграммы деятельности (Activity Diagrams) языка UML, диаграммы функциональной декомпозиции (IDEF0), диаграммы потоков работ (Work Flow Diagrams), модели календарного планирования (график Ганта, сетевой график), имитационные модели Диаграммы деятельности (Activity Diagrams) описывают последовательность действий (в том числе с условными переходами) в виде схем, напоминающих блок-схемы алгоритмов. Диаграммы функциональной декомпозиции (например, модель IDEF0) позволяют описывать процесс на разных уровнях детальности.
7 Состав модели бизнеса Часть 2. МоделированиеТема 2.1. Требования к моделям бизнес-процессов В дополнение к моделям функциональной декомпозиции используются модели функционально-стоимостного анализа (ФСА-модели или ABC - Activity Based Costing). Они содержат механизм формирования стоимости продукции на основе стоимости функций и ресурсов, задействованных в бизнес-процессах. Для отражения логики взаимовлияния работ и событий используются диаграммы потоков работ (Work Flow Diagrams). Они позволяют отражать в модели, например, следующие ситуации: «все предшествующие работы должны быть завершены одновременно», «один или несколько следующих процессов запускаются одновременно».
8 Состав модели бизнеса Часть 2. МоделированиеТема 2.1. Требования к моделям бизнес-процессов Перечисленные виды моделей бизнес-процессов отражают последовательность выполнения отдельных шагов, но время явно в них не присутствует. Чтобы отразить временные характеристики процессов используют модели календарного планирования (управления проектом), в частности график Ганта, сетевой график и т.д. Наиболее полную картину состояния процесса в любой момент времени позволяют получить имитационные модели.
9 Состав модели бизнеса Часть 2. МоделированиеТема 2.1. Требования к моделям бизнес-процессов 3. Описание объектов, участвующих в выполнении бизнес- процессов, и отношений между объектами. Объектами являются исполнители, управленцы, оборудование, инструменты, продукция, сырье, материалы и т.д. Для отражения свойств, характеристик объектов используются модели данных. Так, например, модель «сущность - связь» (Entity-Relationship Diagram) описывает объекты (сущности), их свойства (атрибуты) и отношения между объектами (связи). Модель классов (Class Diagram) отражает информационную структуру классов объектов и отношения между ними.
10 Состав модели бизнеса Часть 2. МоделированиеТема 2.1. Требования к моделям бизнес-процессов Для моделирования поведения объектов используются диаграммы состояний (Statechart Diagrams). Они описывают последовательности состояний объекта, события и переходы между состояниями. Взаимодействие объектов во время выполнения бизнес- процессов отражают с помощью статических и динамических диаграмм взаимодействия (Interaction Diagrams). К наиболее важным статическим структурам относится организационная структура компании.
11 Требования к методологиям моделирования желательно, чтобы методология поддерживалась инструментальными компьютерными системами. методология должна позволять строить понятные и обозримые модели. В модель нельзя включать ненужные детали; лучше использовать интегрированную методологию (например,ARIS), которая позволяет формировать совокупность взаимосвязанных моделей, отражающих различные аспекты бизнеса (принцип многомодельности); язык описания модели должен быть выразителен, но достаточно формализован; Часть 2. МоделированиеТема 2.1. Требования к моделям
12 Объектно-ориентированный язык UML Язык UML был разработан для создания моделей информационных систем (ИС) с целью их последующей реализации в виде объектно-ориентированных программ. Часть 2. МоделированиеТема 2.2. Модель бизнеса на языке UML Основные понятия ООП: объект – структура, объединяющая данные и методы их обработки; класс – тип объекта (объект – это экземпляр класса); наследование – возможность конструировать новые классы на основе стандартных путем их расширения и переопределения. Программы создаются из готовых «кирпичиков» – библиотечных классов объектов. Появились средства «визуального» программирования (RAD-средства). С их помощью программист создает большую часть программы – соответствующий программный код генерируется автоматически. Внимание программистов переключилось с написания программного кода на предшествующие этапы – анализ предметной области и проектирование программы. Появились объектно-ориентированные методы и средства моделирования. Язык UML объединил наиболее известные методы (Booch93, OMT, OOSE) и стал фактически стандартом в области объектно-ориентированного моделирования
13 Объектно-ориентированный язык UML Часть 2. МоделированиеТема 2.2. Модель бизнеса на языке UML В технологии РБП язык UML применяется не только и не столько для создания ИС, сколько для анализа и перепроектирования бизнес-процессов: вместо моделей процессов ИС строятся модели бизнес-процессов, вместо программных объектов моделируются объекты бизнес-процессов, вместо окружения ИС (пользователей ИС) моделируется окружение бизнеса. Основными «строительными блоками» UML являются диаграммы, которые можно разделить на две категории: структурные модели, описывающие структуру системы – классы, компоненты, подсистемы и т.д.; модели поведения, отражающие функциональные возможности системы, логику выполнения процессов обработки данных, взаимодействие объектов в ходе выполнения процессов и т.д. При моделировании бизнеса с помощью UML используются два вида моделей: прецедентная модель (аналог модели поведения) описывает бизнес-процессы (прецеденты), их взаимодействие с окружением; объектная модель (аналог структурной модели), описывает объекты, участвующие в выполнении бизнес-процессов, их взаимодействие
14 Прецедентная модель бизнеса Отражает основные бизнес-процессы, их взаимодействие с окружением. Начинается с построения внешней диаграммы (вариантов использования - Use Case Diagram), показывающей, как бизнес виден извне Часть 2. МоделированиеТема 2.2. Модель бизнеса на языке UML заказ Продажа мебели Покупатель мебели > продукт Продажа продукта Покупатель > Изготовление мебели Ремонт мебели мебель > ремонт >
15 Прецедентная модель бизнеса Прецедент (вариант использования, business use case) - относительно законченная последовательность действий в рамках некоторого бизнес- процесса, приносящая результат конкретному актору. Примеры прецедентов: Производство продукта, Продажа продукта, Сервисное обслуживание, Разработка продукта, Маркетинг и сбыт. Экземпляр (реализация) прецедента – конкретный вариант хода событий класс прецедентов - обобщенный прецедент. Актор (действующее лицо, business actor) - субъект окружения бизнеса. Примеры акторов: Клиент, Покупатель, Поставщик, Партнер, Акционер, Заказчик. Часть 2. МоделированиеТема 2.2. Модель бизнеса на языке UML Customer Registration Для акторов тоже различают понятия класса и экземпляра. Акторы разных классов могут иметь общие характеристики или общие обязательства. Можно ввести обобщенный класс акторов. Между обобщенным типом актора и более конкретным устанавливается отношение обобщения покупатель Покупатель мебели
16 Прецедентная модель бизнеса Между прецедентами, как правило, устанавливаются только отношения зависимости а также отношения, структурирующие прецеденты – отношения обобщения, включения (зависимости со стереотипом include), расширения (зависимости со стереотипом extend). Часть 2. МоделированиеТема 2.2. Модель бизнеса на языке UML Между прецедентами и акторами устанавливаются отношения коммуникации (отношения ассоциации со стереотипом communicate). Они моделируют взаимосвязи прецедентов с окружением (информационные и материальные потоки) продукт Продажа продукта Покупатель > Для каждого из элементов модели составляется спецификация. В спецификации актора: наименование, стереотип (business actor), описание, список атрибутов, список обязательств и др. В спецификации прецедента: наименование, стереотип (business use case), краткое описание, перечень связанных с прецедентом поддиаграмм и документов
17 Поток событий прецедента Часть 2. МоделированиеТема 2.2. Модель бизнеса на языке UML Поток событий - описание прецедентов последовательностью шагов Поток событий прецедента «Продажа продукта»: 1.Продавец получает заявку клиента 2.Если в заявке указан готовый продукт, то Продавец проверяет наличие продукта на складе. Если продукта нет в наличии, прецедент заканчивается. Если продукт есть на складе, то прецедент продолжается с шага 6. 3.Если в заявке указывается заказной продукт, то Продавец формирует заказ и передает его Изготовителю продукта. 4.Изготовитель изготавливает продукт в соответствии с требованиями клиента и сообщает о готовности Продавцу. 5.Изготовитель отправляет продукт на Склад. 6.Продавец сообщает Клиенту о готовности продукта и принимает от Клиента оплату. 7.Продавец сообщает Отправителю количество продукта и адрес клиента и заказывает транспорт. 8.Отправитель получает продукт со склада и доставляет его клиенту.
18 Диаграмма деятельности Часть 2. МоделированиеТема 2.2. Модель бизнеса на языке UML Прецедент «Продажа продукта»: Получить заявку Указан заказной продукт Передать заказ изготовителю Изготовить продукт Отправить на склад Заказать транспорт Доставить продукт Принять оплату Нет продукта имеется Указан готовый продукт Проверить наличие на складе 8.Отправитель получает продукт со склада и доставляет его клиенту. 7.Продавец сообщает Отправителю адрес клиента и заказывает транспорт. 6.Продавец сообщает Клиенту о готовности продукта и принимает от Клиента оплату. 5.Изготовитель отправляет продукт на Склад и сообщает о готовности Продавцу. 4.Изготовитель изготавливает продукт. 3.Если в заявке указывается заказной продукт, то Продавец формирует заказ и передает его Изготовителю продукта. 2.Если в заявке указан готовый продукт, то Продавец проверяет наличие продукта на складе. Если продукта нет в наличии, прецедент заканчивается. Если продукт есть, то прецедент продолжается с шага 6. 1.Продавец получает заявку клиента Диаграмма деятельности (Activity diagram)
19 Элементы диаграммы деятельности Часть 2. МоделированиеТема 2.2. Модель бизнеса на языке UML начальное состояние конечное состояние действие переход ветвление синхронизация состояние Получить заявку Заявка получена Чередование событий и состояний Проверить заявку Отправить на склад Сообщить о готовности Распараллеливание потока Действие 2Действие 1 Разветвление потока условие 1условие 2 Действие 3 Каждый шаг (действие) переводит прецедент в новое состояние. В свою очередь, новое состояние является стимулом для выполнения следующего шага. Т.о. прецедент –это машина состояний-событий
20 Элементы диаграммы деятельности Часть 2. МоделированиеТема 2.2. Модель бизнеса на языке UML Получить заявку заказной продукт Получить заказ Изготовить продукт Отправить на склад Заказать транспорт Доставить продукт Принять оплату Нет продукта имеется готовый продукт Проверить наличие на складе Дорожки: Если в выполнении прецедента участвуют несколько объектов, то действия, выполняемые каждым объектом, размещаются на соответствующей дорожке ПродавецИзготовительОтправитель
21 Структурирование прецедентов Часть 2. МоделированиеТема 2.2. Модель бизнеса на языке UML Чтобы упростить описание прецедента, необходимо его структурировать. Рассмотрим два способа структурирования. 1. Выделение фрагментов Если из описания прецедента с альтернативными потоками событий можно выделить фрагмент, представляющий собой относительно законченную последовательность событий, то данный фрагмент рассматривается как отдельный прецедент. Между выделенным прецедентом и базовым устанавливается отношения включения (include). 2. Обобщение Если несколько прецедентов имеют похожее поведение, то следует выделить общее поведение в отдельный прецедент (родительский). Между каждым из частных прецедентов и родительским устанавливается отношение обобщения (generali- zation). Иногда используют отношение расширения (extend). Оно устанавливается между базовым прецедентом и прецедентом, содержащим некоторое дополнительное поведение, выполняемое при определенных условиях.
22 Продажа продукта Клиент Диаграмма вариантов использования Выделение фрагмента Исполнение заказа Передать заказ изготовителю Изготовить продукт Отправить на склад Указан заказной продукт Нет продукта имеется Указан готовый продукт Получить заявку Проверить заявку Проверить наличие на складе Принять оплату Заказать транспорт Доставить продукт Диаграмма деятельности прецедента «Продажа продукта» Диаграмма деятельности прецедента «Исполнение заказа» Выполнение прецедента «Исполнение Заказа» Часть 2. МоделированиеТема 2.2. Модель бизнеса на языке UML
23 Диаграмма деятельности прецедента «Общий вид продаж» Продажа заказного продукта Диаграмма вариантов исполь- зования Продажа готового продукта Покупатель Заказчик Нет продукта имеется Диаграмма деятельности прецедента «Продажа готового продукта» Получить заявку на готовый продукт Проверить наличие на складе Обобщение Принять оплату Заказать транспорт Доставить продукт Диаграмма деятельности прецедента «Продажа заказного продукта» Передать заказ изготовителю Изготовить продукт Отправить на склад Получить заявку на заказной продукт Выполнение прецедента «Общий вид продаж» Принять оплату Заказать транспорт Доставить продукт Выполнение прецедента «Общий вид продаж» Клиент Общий вид продаж Часть 2. МоделированиеТема 2.2. Модель бизнеса на языке UML
24 Объектная модель бизнес-процесса Часть 2. МоделированиеТема 2.2. Модель бизнеса на языке UML Раскрывает внутреннее устройство бизнеса: какие виды ресурсов используются для реализации прецедентов и каким образом они взаимодействуют. Классы объектов модели бизнеса: активные - исполнители процессов (стереотип business worker), например, Продавец, Изготовитель, Разработчик; Клерк Счет Клерк Счет пассивные - сущности (стереотип business entity), например, Продукт, Заказ, Счет. Иногда среди активных выделяют: интерфейсные (стереотип Boundary) – активные объекты, взаимодействующие с окружением, т.е. с акторами. Примеры – Продавец, Регистратор, Секретарь.. управляющие (стереотип Control) – активные объекты, участвующие в выполнении процессов, но не имеющие контакта с окружением. Примеры – Разработчик продукции, Изготовитель, Менеджер проекта..
25 Классы и объекты У объектов одного класса состав атрибутов и операций одинаков. Они отличаются значениями атрибутов, т.к. экземпляры классов описывают характеристики конкретного объекта. Класс – некоторый тип объектов (множество похожих объектов), Экземпляр – конкретный объект (представитель класса). Объекты имеют: имя (через двоеточие может быть указано имя класса) Продавец1: Продавец ФИО: Иванов И.П. Стаж: 5 свойства - описываются с помощью атрибутов поведение - представляется с помощью операций Получить заказ Принять оплату Часть 2. МоделированиеТема 2.2. Модель бизнеса на языке UML Для отображения взаимосвязей объектов в процессе выполнения прецедента используются динамическая и статическая диаграммы взаимодействий. Для отображения структурных и ассоциативных связей между классами используется диаграмма классов
26 Статическая диаграмма взаимодействия Часть 2. МоделированиеТема 2.2. Моделирование бизнеса на языке UML Взаимодействие объектов во время выполнения бизнес- процессов отображается с помощью статических и динамических диаграмм взаимодействия. Примером статической диаграммы взаимодействия объектов является диаграмма кооперации (Collaboration Diagram). На диаграмме в виде прямоугольников изображаются объекты. Внутри прямоугольника записывается имя объекта, после которого через / может быть указана роль, следом через двоеточие может быть указано имя класса. Вся запись подчеркивается, что является признаком объекта, отличающим его от класса. Между объектами устанавливаются отношения. Отношение отображается на диаграмме в виде линии, соединяющей объекты (или объект с актором), рядом с которой может быть указана метка – текст, специфицирующий отношение. Отношения, представленные на диаграмме кооперации, относятся к двум типам: сообщения и связи.
27 Статическая диаграмма взаимодействия Часть 2. МоделированиеТема 2.2. Моделирование бизнеса на языке UML Отношение сообщения (message) аналогично отношению коммуникации диаграммы вариантов использования и отражает передачу информации (или некоторый материальный поток) между объектами (отрезок линии со стрелкой и меткой). Прием сообщения инициирует выполнение определенных действий тем объектом, которому сообщение передано. Метка может содержать номер. Номера сообщений позволяют отразить последовательность передачи сообщений. Следует отметить, что отношения сообщений устанавливаются только между активными объектами или между активным объектом и актором.
28 Статическая диаграмма взаимодействия Часть 2. МоделированиеТема 2.2. Моделирование бизнеса на языке UML Отношение связи (link) отражает некоторую произвольную связь (ассоциацию) между двумя объектами. При моделировании бизнес-процессов отношения связи чаще всего представляют отношения использования, показывающее, что один объект некоторым образом использует другой. Например, объект Продавец создает объект Заказ, объект Изготовитель использует Заказ для получения описания продукта, Отправитель продукта использует Заказ для получения информации о том, куда доставлять продукт.
29 Статическая диаграмма взаимодействия Часть 2. МоделированиеТема 2.2. Модель бизнеса на языке UML ПродавецИзготовитель Склад Отправитель Клиент 1: подача заявки 2: передача заказа 4: отправка продукта 5: сообщение о готовности 6: сооб- щение 7: оплата 8: заказ транспорта 9 запрос 10 отгрузка 11 доставка - отношение сообщения (message) Диаграмма кооперации (Collaboration Diagram) 3: Изготовление продукта - отношение связи (link) создает использует Заказ
30 Динамическая диаграмма взаимодействия Часть 2. МоделированиеТема 2.2. Моделирование бизнеса на языке UML Чтобы отразить динамику взаимодействия объектов используется динамическая модель (диаграмма последовательности). При ее построении описание взаимодействия объектов как бы «накладывается» на поток событий прецедента, т.е. создается еще одно описание потока событий в терминах участвующих объектов. Методика построения подобных диаграмм использовалась долгое время в сфере телекоммуникаций, в основном, для описания взаимодействия между блоками аппаратуры. Якобсон предложил использовать эти диаграммы для объектно- ориентированных моделей бизнес-процессов.
31 Элементы диаграммы последовательности В верхней части диаграммы – активные объекты (и акторы) в виде прямоугольника («человечка»), от которого вниз проведена «линия жизни». На диаграмме последовательности отражаются только отношения сообщений. объект Сообщение (message) – отрезок горизонтальной линии со стрелкой, проведенный от линии жизни объекта (актора), посылающего сообщение, до линии жизни объекта (актора), получающего сообщение. актор объект1объект2 Часть 2. МоделированиеТема 2.2. Модель бизнеса на языке UML Сообщения упорядочены по времени: первое сообщение изображается вверху диаграммы, следующее – ниже, следующее – еще ниже и т.д. Однако диаграмма не содержит метрики времени (расстояния между сообщениями – это не интервал времени) Отношение сообщения моделирует материальный или информационный поток. Прием сообщений инициирует выполнение некоторого действия получателем
32 Динамическая диаграмма взаимодействия Часть 2. МоделированиеТема 2.2. Модель бизнеса на языке UML Диаграмма последовательности (Sequence Diagram) Подача заявки ПродавецСклад Клиент ОтправительИзготовитель Передача заказа Отправка продукта Сообщение о готовности Заказ транспорта Оплата Сообщение Запрос Доставка продукта Отгрузка Прецедент «Продажа заказного продукта»: 8.Отправитель получает продукт со склада и доставляет его клиенту. 7.Продавец сообщает Отправителю адрес клиента и заказывает транспорт. 6.Продавец сообщает Клиенту о готовности продукта и принимает от Клиента оплату. 5.Изготовитель отправляет продукт на Склад и сообщает о готовности Продавцу. 4.Изготовитель изготавливает продукт. 2.Продавец формирует заказ и передает его Изготовителю продукта. 1.Продавец получает заявку клиента Изготовление продукта
33 Динамическая диаграмма взаимодействия Часть 2. МоделированиеТема 2.2. Моделирование бизнеса на языке UML Ось времени в диаграмме идет сверху вниз. Однако она не связана с метрикой и служит только для идентификации порядка взаимодействия. Диаграмма кооперации и диаграмма последовательности одного и того же прецедента должны быть согласованы, т.к. это разные представления одних и тех же взаимодействий. Однако на диаграмме последовательности не отображаются объекты-сущности.
34 Диаграмма классов Диаграмма классов (Class diagram) используется для отображения устойчивых связей между классами объектов ПродавецИзготовительОтправительСклад Диаграмма классов для прецедента «Продажа продукта» Заказ > Продукт Служащий > Часть 2. МоделированиеТема 2.2. Модель бизнеса на языке UML коммуникации (ассоциации со стереотипом communicate) Типы отношений: > использования (ассоциации со стереотипом uses) >
35 Диаграмма классов Для структурирования классов используются отношения обобщения и включения Заказ Спецификация клиента: Class Спецификация продукта: Class Документ Номер: Integer Дата: String Спецификация клиента ФИО: String Адрес: String Спецификация продукта Наименование: String Количество: Integer Цвет: String Часть 2. МоделированиеТема 2.2. Модель бизнеса на языке UML Заказ Специфи- кация клиента Специфи- кация продукта документ
36 Описание свойств Часть 2. МоделированиеТема 2.2. Моделирование бизнеса на языке UML Описание объекта состоит из двух частей: описание свойств и описание поведения. Для составления описания свойств объекта, прежде всего, необходимо выделить все его характеристики, называемые атрибутами. Например, объект Заказ может иметь атрибуты: название заказываемого товара, его цвет, количество, имя клиента, заказавшего товар и т.д. Как правило, состав атрибутов одинаков для всего класса однотипных объектов. Различные объекты одного класса отличаются лишь набором конкретных значений атрибутов. Например, для разных экземпляров класса Заказ будут указаны разные наименования товара, цвет, количество и т.д.
37 Описание поведения Часть 2. МоделированиеТема 2.2. Моделирование бизнеса на языке UML Описание поведения объекта заключается в выявлении всех его обязательств, т.е. всех взаимодействий объекта с другими объектами и акторами. Суть алгоритма выявления всех обязательств объекта из диаграмм взаимодействия. Как правило, объект фигурирует в нескольких диаграммах взаимодействия, описывающих различные прецеденты или экземпляры прецедентов. Из всех диаграмм вычленяются все обязательства объекта (взаимодействия) и объединяются. В результате получается описание всех обязательств объекта во всех прецедентах.
38 Описание объектов Спецификация объекта состоит из описания свойств (атрибутов) и поведения (обязательств, операций). Продажа готового продукта заказ транспорта сообщение о готовности оплата передача заказа подача заявки Продавец заказ транспорта сообщение о наличии оплата запрос на склад подача заявки Продавец Продажа заказного продукта сообщение Часть 2. МоделированиеТема 2.2. Модель бизнеса на языке UML Продавец ФИО: Иванов И.П. Стаж (лет): 5 Квалификация: менеджер Получить заказ Передать заказ на изготовление Получить сообщение о готовности Передать сообщение о готовности Принять оплату Заказать транспорт Передать запрос на склад Получить сообщение о наличии Для описания поведения выявляются все обязательства во всех прецедентах (например, проверяются все входящие и исходящие сообщения на диаграммах последовательности)
39 Методология IDEF0 Методология IDEF0 базируется на методе SADT (Structured Analysis and Design Technique) Росса, предназначенном для структурированного представления функций системы и анализа системных требований. IDEF0-модель состоит из диаграмм и фрагментов текста. На диаграммах все функции системы и их взаимодействия представлены как блоки (функции) и дуги (отношения). Основная конструкция модели - функциональный блок ( активность - activity): Механизм Управление ВходыВыходы Функциональ ный блок «Входы» - объекты, которые преобразуются в «Выходы» «Управление» определяет, когда и как это преобразование может или должно произойти «Механизм» (человек, оборудование, информационная система) непосредственно осуществляет преобразование Часть 2. МоделированиеТема 2.3. IDEF0-модель бизнеса
40 Методология IDEF0 Диаграмма А-0 А0 А2 А1 А3 М1М1 Диаграмма А0 А12 А11 А13 М1М1 Диаграмма А1 I1 O1 С1 I1 O1 I2 ( ) Функциональный блок может быть декомпозирован, т.е. представлен в виде совокупности других взаимосвязанных блоков, которые детально описывают исходный блок. Таким образом, IDEF0-модель состоит из набора иерархически связанных диаграмм На диаграмме блоки соединяются дугами: выходные дуги одних блоков могут являться входами (управлением, механизмом) других. Дуги с одним свободным концом имеют источник или получатель вне диаграммы. Для обозначения внешних дуг используются буквы: I (Input), C (Control), O (Output) и M (Mechanism). Часть 2. МоделированиеТема 2.3. IDEF0-модель бизнеса
41 IDEF0-модель бизнес-процесса Диаграмма А-0 «Продажа заказного продукта» Продажа заказного продукта Заявка Доставленный продукт Продавец Деньги Материалы Изготовитель Отправитель Транспорт Оборудование Сроки Инструкции Склад ( ) Часть 2. МоделированиеТема 2.3. IDEF0-модель бизнеса
42 IDEF0-модель бизнес-процесса заявка I1 Получить оплату А3 информация о выполнении адрес клиента готовый продукт Доставить продукт А4 информация об оплате склад M3M3 изготовитель M2 оборудование M5M5 отправитель M4 транспорт M5 I3 I2 Получить заявку А1 Изготовить и хранить продукт А2 заказ описание продукта достав- ленный продукт O1 продавец M1M1 материалы деньги Диаграмма первого уровня Часть 2. МоделированиеТема 2.3. IDEF0-модель бизнеса
43 Функционально-стоимостной анализ бизнес-процесса Функционально-стоимостной анализ (ФСА, Activity Based Costing - ABC) позволяет проанализировать себестоимость бизнес-процессов Стоимостные объекты - выходы функциональных блоков IDEF0-модели. Стоимость выходов равна стоимости выполнения соответствующей функции. Стоимость выполнения функции определяется через стоимость используемых ресурсов, представленных как входные дуги, дуги управления и механизмов Персонал График работ Сырье Готовое изделие Изготовление изделия Стоимостной объект Ресурсы Оборудование Часть 2. МоделированиеТема 2.3. IDEF0-модель бизнеса
44 Функционально-стоимостной анализ бизнес-процесса Изготовление изделия Изготов- ление деталей Сборка изделия Контроль качества Рабочая сила = 6500 Оборудование = 3000 Материалы = 2500 Общая стоимость = Рабочая сила = 3000 Оборудование = 1500 Материалы = 2500 Общая стоимость = 7000 Рабочая сила = 2000 Оборудование = 1000 Материалы = 0 Общая стоимость = 3000 Рабочая сила = 1500 Оборудование = 500 Материалы = 0 Общая стоимость = 2000 Определение стоимости родительского блока через стоимости дочерних блоков Центры стоимости Часть 2. МоделированиеТема 2.3. IDEF0-модель бизнеса
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.