Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемАртем Толстогузов
1 Организация учебно - исследовательской деятельности учащихся на урочных и внеурочных занятиях Зартинова Л.А., 2012
2 Концепция развития универсальных учебных действий основывается на реализации системно - деятельностного подхода, организации учебной деятельности учащихся Зартинова Л.А., 2012
3 Структура деятельности Потребность Цель Действия, операции МотивРезультат Рефлексия Зартинова Л.А., 2012
4 Структурные компоненты учебной деятельности потребность ; мотивы учебной деятельности ; учебная задача ; учебные действия и операции Зартинова Л.А., 2012
5 Урок в аспекте системно - деятельностного подхода Обновление урока за счет : Формулировки и решения на уроке дидактических задач, направленных на формирование УУД. Комплексного подхода к планированию результатов урока. Изменения роли учителя и ученика на уроке. Обновления форм организации учебных занятий. Смещения приоритетов при выборе организационных форм обучения с фронтальных на групповые, парные, индивидуальные. Систематического использования технологий Зартинова Л.А., 2012
6 Проблемно - исследовательский метод Зартинова Л.А., 2012
7 Исследовательский метод в обучении - метод обучения, направленный на развитие исследовательских умений, аналитических и творческих способностей обучающихся. Исследовательский метод – метод, направленный на самостоятельное разрешение учениками предъявляемых учителем проблемных ситуаций, что, в свою очередь, требует проведения теоретического анализа, применения одного или нескольких методов исследования, с помощью которых обучающиеся открывают ранее неизвестное для них знание Зартинова Л.А., 2012
8 Исследовательская деятельность учащихся – это совокупность действий поискового характера, ведущая к открытию неизвестных для учащихся фактов, теоретических знаний и способов деятельности Зартинова Л.А., 2012
9 Разработан авторским коллективом под руководством Н. Б. Шумаковой Проблемно - исследовательский метод Зартинова Л.А., 2012
10 Проблемно - исследовательский метод Этапы исследования 1. Мотивация или создание проблемной ситуации. 2. Исследование. 3. Обмен информацией. 4. Организация информации. 5. Связывание информации. 6. Подведение итогов, рефлексия. 7. Применение знаний Зартинова Л.А., 2012
11 Первый шаг - Учитель формулирует обобщение урока Обобщение урока – это вывод по уроку, правило, которое должны открыть для себя обучающиеся, основное знание, которое должны открыть, исследовать ученики. Пример : « Питание и здоровье человека » ( тема ) « Здоровье человека напрямую зависит от питания, т. е. микроэлементы, содержащиеся в пище влияют на здоровье » ( обобщение ) Как построить урок-исследование? Зартинова Л.А., 2012
12 Второй шаг - Подготовка материала к уроку ЭОР Энциклопедии Статьи Измерительные приборы Иллюстрации Исторические документы ………… Зартинова Л.А., 2012
13 Третий шаг - Определение типа исследования Индуктивное исследование – от частного к общему. Дедуктивное исследование – от общего к частному Определение методов исследования Зартинова Л.А., 2012
14 Основные методы исследования : - Наблюдение - Опрос - Изучение литературных источников - Эксперимент - Интервью - Анализ информации - Измерение - Тестирование и т. д Зартинова Л.А., 2012
15 Четвертый шаг – конструирование проблемной ситуации Педагог заранее продумывает этап мотивации, проектирует такое задание, которое обеспечит возникновение познавательной потребности в раскрытии неизвестного ( обобщения ) ? Зартинова Л.А., 2012
16 1. Мотивация или создание проблемной ситуации Способы создания проблемных ситуаций : Прием ключевых слов Прием загадки - интерпретации Выполнимое / невыполнимое действие Зартинова Л.А., 2012
17 Прием ключевых слов - постановка проблемных вопросов с помощью ключей Причина Вооружение Повод Противники События Итоги Тема исследования: Троянская война - Что знаете об этой войне? - Что хотели бы узнать? Зартинова Л.А., 2012
18 Прием загадки : Вопросы : Прямые ( Н - р :« Какая связь может быть между схемой и изучаемой темой ?» Косвенные ( Н - р : « Что общего между этими схемами, какую новую идею они могут выражать ?») стимульный материал проблемная ситуация предположения гипотеза- обобщение Зартинова Л.А., 2012
19 Выполнимое / невыполнимое действие Проблемная ситуация создается с помощью задания с « ловушкой » Зартинова Л.А., 2012
20 Тема : Олимпийские игры Определите олимпийский символы, пришедшие к нам из древности Зартинова Л.А., 2012
21 Предъявление статей или документов Демонстрация видеосюжета, анимации Использование статистических данных, стихов, рассказов, высказываний Демонстрация иллюстраций, фотографий, схемы, модели, опытов Приемы организации проблемной ситуации Зартинова Л.А., 2012
22 1. Мотивация или создание проблемной ситуации Формулирование проблемы В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ПРОБЛЕМА? Выдвижение гипотез предположение Формулирование цели исследования Зачем проводить исследование? Что конкретно необходимо выяснить, узнать, изучить и т.д. по завершении исследования в целом? Зартинова Л.А., 2012
23 Пример: Тема: «Птицы» Проблема: «Почему поют птицы?» Гипотеза «Они поют потому, что таким образом они общаются, учат птенцов, предупреждают о чем-то животных и людей» Цель исследования: «Определить причины пения птиц» Зартинова Л.А., 2012
24 2. Исследование Организация исследования в малых группах : Определить количество групп и количество учеников в каждой группе Определить состав рабочей группы Спланировать организацию работы каждой группы Спланировать представление результатов работы каждой группы Зартинова Л.А., 2012
25 3. Обмен информацией Представление результатов работы, выводов, варианта решения проблемы каждой группы Свободный обмен мнениями, соотнесение различных мнений Зартинова Л.А., 2012
26 4. Организация информации ( классификации ) Сортировка имеющихся данных по принципу некоторого сходства 1. Нахождение признака сходства 2. Оценка информации с точки зрения этого признака 3. Выделение сходной группы фактов Обобщение ( нахождение связующего принципа, закономерности, общей идеи ) Зартинова Л.А., 2012
27 Тема : Кто такие птицы ? Полученные сведения : Клюв Две лапки Питаются насекомыми, семенами, грызунами Крылья Оперение Хвост Основания для классификации : Какие признаки присущи только птицам и только им, а какие признаки присущи и другим животным ? Обобщение : клюв, две лапки и наличие перьев – отличительные признаки птиц Зартинова Л.А., 2012
28 5. Связывание информации Тема : Жизнь насекомых осенью Группы сведений классифицированы по основаниям : « готовятся зимовать или улетают », « оставляют потомство, сами погибают » Связывание информации : - Какое заключение можно сделать о том, как насекомые готовятся провести зиму ? Обобщение : существуют разные способы зимовки насекомых Зартинова Л.А., 2012
29 6. Подведение итогов, рефлексия Достижение понимания решения, возвращение к проблеме исследования и оценивания, в какой мере она решена Зартинова Л.А., 2012
30 Исследовательские умения, навыки ( по А. Савенкову ) видеть проблемы ; ставить вопросы ; выдвигать гипотезы ; давать определение понятиям ; классифицировать ; наблюдать ; проводить эксперименты ; делать умозаключения и выводы ; структурировать материал ; готовить тексты собственных докладов, объяснять, доказывать и защищать свои идеи Зартинова Л.А., 2012
31 Познавательные УУД ставить проблему, аргументировать её актуальность ; самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента ; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов ; организовывать исследование с целью проверки гипотез ; делать умозаключения ( индуктивное и по аналогии ) и выводы на основе аргументации Зартинова Л.А., 2012
32 Этапы, содержание урока Формируемые исследователь ские умения Формируемые УУД Зартинова Л.А., 2012
33 Практическая работа 1. Выберите тему исследования 2. Сформулируйте обобщение 3. Определите проблему исследования 4. Сформулируйте гипотезу 5. Выявите цель исследования 6. Подумайте, какой прием вы бы использовали на этапе мотивации 7. Определите количество рабочих групп 8. Продумайте методы исследования каждой группы Зартинова Л.А., 2012
34 Формы организации учебно - исследовательской деятельности на урочных занятиях : урок - исследование, урок - лаборатория, урок творческий отчёт, урок изобретательства, урок « Удивительное рядом », урок рассказ об учёных, урок защита исследовательских проектов, урок - экспертиза, урок « Патент на открытие », урок открытых мыслей ; учебный эксперимент ; домашнее задание исследовательского характера Зартинова Л.А., 2012
35 Формы организации учебно - исследовательской деятельности на внеурочных занятиях : исследовательская практика обучающихся ; образовательные экспедиции ( походы, поездки, экскурсии ); факультативные занятия ; ученическое научно - исследовательское общество ; участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах Зартинова Л.А., 2012
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.