Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемРоза Ледяйкина
1 ПЛАН ЛЕКЦИЙ п/п ТемаКоличество часов 1Введение в предмет философии 3 2Введение в онтологию 3 3Введение в гносеологию 3 4Введение в философскую антропологию 2 5Введение в аксиологию 2 6Введение в социальную философию 3 Всего 16 ПЛАН СЕМИНАРОВ п/п ТемаКоличество часов 1Ясперс К. «Введение в философию» 6 2Декарт Р. «Рассуждение о методе…» 2 3Дидро. «Разговор Д Аламбера с Дидро», «Сон Д Аламбера» 4 4Платон. «Теэтет» 4 5Фромм Э. «Искусство любить» 4 6Ортега-и-Гассет Х. «Восстание масс» 2 Всего 22 Экзамен 6 Преподаватель: Борисов Сергей Валентинович (доктор философских наук, доцент)
2 Автор:Борисов С.В. Название:Основы философии: учебное пособие Страниц:424 с. Издание:1-е. - М.: Флинта: Наука, 2010 Дополнительный материал на электронном носителе: Словарь понятий и терминов; Словарь персоналий с портретами философов; Электронные тексты философских произведений; Электронные тексты учебной литературы; Словари и энциклопедии по философии (электронные тексты); Список сайтов философского содержания «Философия в сети».
3 ПЛАН ЛЕКЦИЙ РазделТема лекции (количество часов) План лекции 1Введение в предмет философии (3 ч.) 1.1. специфика философского мировоззрения; 1.2. предпосылки и основания философской рефлексии; 1.3. структура философского знания; 1.4. основной вопрос философии и его аспекты. 2Введение в онтологию (3 ч.)2.1. всеединство и множественность форм бытия; 2.2. пространство и время; 2.3. креационная и эволюционная модели мира. 3Введение в гносеологию (3 ч.)3.1. познаваем ли мир? 3.2. процесс познания; 3.3. мышление, логика, язык; 3.4. специфика научного познания. 4Введение в философскую антропологию (2 ч.) 4.1. человек и культура; 4.2. бытие человека; 4.3. феномены человеческого бытия: страх, свобода, любовь. 5Введение в аксиологию (2 ч.)5.1. проблема морального выбора; 5.2. эстетические ценности и их роль в человеческой жизни; 5.3. философия и религия. 6Введение в социальную философию (3 ч.) 5.1. человек в толпе: «я» и «мы»; 5.2. сферы общественных отношений; 5.3. современное общество – источник будущих конфликтов.
4 ПРИМЕР ПЛАНА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ РазделТема семинара (количество часов) План семинара 1Ясперс К. «Введение в философию» (6 ч.) Раздел 1. Что такое философия? 1) В чем отличие философии от науки? Раздел 2. Истоки философии 2) Что Ясперс называет «истоками философии»? Чем они характеризуются? 3) Почему «истоки философии» являются условием коммуникации между людьми? Раздел 3. Объемлющее 4) Что такое Объемлющее и как оно постигается? Какие здесь возможны догматические ошибки? Раздел 5. Безусловное требование 5) Что такое «безусловное требование»? Чем характеризуется безусловность? 6) Как безусловность и обусловленность определяют выбор между добром и злом? Раздел 7. Мир 7) Объясните тезис Ясперса: «реальность в мире обладает существованием, которое носит исчезающий характер и обретается между Богом и экзистенцией».
5 ГДЕ И КАК НАЙТИ МАТЕРИАЛ ДЛЯ СЕМИНАРА? Семинар: Ясперс К. «Введение в философию» – 6 ч. Философия (МПСИ) Электронные тексты философских произведений Ясперс К. Введение в философию.rar
6 Тестовые задания по 1 разделу 1. Объект и субъект – это: а) два общающихся человека; б) термины суждения; в) философ и его ученик; г) окружающий мир и познающий человек; д) разделы философии. 2. Объективное – это: а) признанное нами; б) очевидное для нас; в) вне нас находящееся; г) от нас зависящее; д) кажущееся нам несомненным. 3. Идеальное – это: а) бестелесное; б) нефизическое; в) сверхчувственное; г) умопостигаемое; д) все вышеперечисленное; е) ничего из вышеперечисленного. и т.д. ПРИМЕР ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ Если количество правильных ответов более 60%, можно считать материал усвоенным и студент может перейти к изучению следующего раздела. Если же правильных ответов менее 60%, изучение данного раздела необходимо повторить.
7 Экзамен проходит (по выбору студента): 1) или в форме устных ответов на вопросы экзаменационных билетов; 2) или в форме написания контрольного теста по всему курсу.
8 1. Введение в предмет философии 1.1. Специфика философского мировоззрения Предпосылки и основания философской рефлексии Структура философского знания Основной вопрос философии и его аспекты.
9 1)логический круг (то, чем обосновывают, само должно быть обосновано, что невозможно из-за незавершенности познания); 2)бесконечный регресс (каждая вновь обнаруженная ступень знания в свою очередь требует обоснования, и так ad infinitum); 3)отсутствие критерия достаточности, если не известно то «целое», на которое он опирается, следовательно, процесс обоснования просто прерывается и сводится к тому, что вводится догма, утверждение, истинность которого не нуждается в обосновании. Чтобы вытащить себя из «болота» исследователь хватается за догму, как спасительную соломинку. Трилемма Мюнхгаузена
10 Рефлексия (от лат. reflexio – обращение назад) – процесс осмысления чего-либо при помощи изучения, сравнения, а также самопознание. Ортега-и-Гассет …сознание человека отвыкает трудиться над созданием личности, перестает быть направленным на восприятие внутренних переживаний. Главным состоянием человека становится «праздность души». Лейбниц Во-первых, это наше нежелание мыслить. Во- вторых, это наше притворство (ведь мы осознаем, что спим наяву). В-третьих, это наша привычка не мыслить, мы не в состоянии побороть собственную лень. «ЛЕНИВЫЙ РАЗУМ»
11 Бердяев Философия есть самая незащищенная сторона культуры… Положение философа в современном мире трагично…Каждый философ принужден начинать свое дело с защиты философии и оправдания ее возможности и плодотворности. Философия, в переводе с древнегреческого, означает «любовь к мудрости». «Мне нравится твоя жизненная философия». «Не переживай, относись к этому философски». «Хватит философствовать, пора дело делать».
12 Философия формирует мировоззрение МИРОВОЗЗРЕНИЕ ? МирЧеловек Ценности Дильтей Три типа мировоззренческих систем: натурализм (?); волюнтаризм (?); холизм (?). ? ?
13 Спор о свободе Тезис: Строгий детерминизм. Мир управляется строгими и безусловными законами природы. Зная состояние мира в определенный момент времени и зная законы природы, мы можем утверждать, что будущее предопределено. Все объекты мира (включая людей) подчиняются тем же природным закономерностям, они не могут быть от них свободны. Следовательно, у человека нет никакой свободной воли. Антитезис: Объективной свободы нет, но свобода переживается субъективно. Мы в состоянии почувствовать себя свободными. Кроме того, мы имеем возможность поступать по-разному. Если даже мы не можем не подчиняться внешней несвободе, у нас есть внутренняя свобода выбора (например, способа действия или отношения к происходящему). Истинная свобода есть осознание неизбежности необходимого как блага. Спиноза
14 Гартман Ситуации, в которых мы действуем, мы не выбираем произвольно. Ситуация приходит незванно, она застигает человека, он «оказывается» в ней. Но если уж он в ней оказался, он не может выбраться «обратно». Ситуация, в которой оказался человек, – это для него одновременно свобода и несвобода, принуждение и простор для действий. Человек, оказавшись в определенной ситуации, подталкивается ею к свободному решению. Это означает, что он не может уклониться от нее «назад» или «в сторону». Он может двигаться только «сквозь» нее, а способ, «каким» он сквозь нее пройдет, зависит только от него. Любая ситуация, любой выбор имеет моральный, ценностный контекст
15 Информационное взаимодействие («отражение») Нейрофизиологические процессы Психика Активность организма Сложные схемы организованной последовательности действий МИР ОРГАНИЗМ Психический образ «схема мира» (отражение свойств связей и отношений внешнего мира) «схема тела» (познавательные и эмоциональные процессы, память, воля)
16 …в силу качества и биологических свойств мысли мы оказываемся в уникальной точке, в узле, господствующим над целым участком космоса, открытым в настоящее время для нашего опыта. Центр перспективы – человек, одновременно центр конструирования универсума. Тейяр де Шарден Феномен (от греч. phainomenon – являющееся) – явление, данное нам в опыте чувственного познания. Интенция (от лат. intentio – намерение, тенденция, стремление) – направленность сознания, мышления на какой-либо предмет.
17 Философия становится востребованной в условиях так называемых «пограничных ситуаций», когда … ? Ясперс Это смерть, борьба, страдание, вина. В переживании пограничных ситуаций становится очевидно, что … ? Сильнее всего это проявляется в осознании смерти. Почему?
18 Сократ «Я знаю, что я ничего не знаю». Майевтика (от греч. maieutike – букв. повивальное искусство) – философский метод Сократа, помогающий человеку через противоречия, сомнения и рассуждения найти истину.
19 1. Какая философская проблема называется «основным вопросом философии»? 2. Назовите выдающихся представителей материализма. 3. В чем состоит основная идея материализма? 4. Объясните, почему с точки зрения материализма, материальное первично, а идеальное вторично? 5. Как трактуется понятие «сознание» идеализмом? 6. Объясните, почему с точки зрения идеализма, идеальное первично, а материальное вторично. 7. В чем разница путей познания мира в материализме и идеализме? 8. Назовите имена двух видных представителей идеализма. 9. В чем суть философского дуализма? 10. Назовите имена двух видных представителей философского дуализма. 11. Как «основной вопрос философии» решается философией тождества? 12. Назовите имена видных представителей философии тождества.
20 Энгельс Основной вопрос философии имеет две взаимосвязанные стороны: Первая – ? Вторая – ? Материя – это ? Материя существует … ? Для материи характерны …? Самой сложной и совершенной формой материи является … ?
21 Если совокупность всего материального называется в философии материей, то совокупность всего идеального называется, как правило, … ? Философский идеализм говорит о том, что человеческое сознание – это … ? Этот термин обозначает … ? Все материальное – это проявление, воплощение или инобытие (иная форма существования) идеального. Познание мира, представляющее собой … ? Платон Гегель
22 Декарт …одновременно существуют два равноценных мировых начала – ? и ? Основным свойством первого является … ? а второго – ? В мире есть и то и другое, причем существуют эти два начала вечно и ни одно из них не возвышается над другим.
23 Семинар: Ясперс К. «Введение в философию» – 6 ч. Раздел 1. Что такое философия? 1) В чем отличие философии от науки? Раздел 2. Истоки философии 2) Что Ясперс называет «истоками философии»? Чем они характеризуются? 3) Почему «истоки философии» являются условием коммуникации между людьми? Раздел 3. Объемлющее 4) Что такое Объемлющее и как оно постигается? Какие здесь возможны догматические ошибки? Раздел 5. Безусловное требование 5) Что такое «безусловное требование»? Чем характеризуется безусловность? 6) Как безусловность и обусловленность определяют выбор между добром и злом? Раздел 7. Мир 7) Объясните тезис Ясперса: «реальность в мире обладает существованием, которое носит исчезающий характер и обретается между Богом и экзистенцией». Раздел 8. Вера и просвещение 8) В чем отличие, по Ясперсу, «ложного» и «истинного» просвещения? Раздел 9. История человечества 9) Чем характеризуется «осевое время» и в чем его культурно-историческое значение? Раздел 10. Независимость философствующего человека 10) Прокомментируйте слова Ясперса: «философствовать – значит в любых условиях бороться за свою внутреннюю независимость». Что такое «истинная независимость», по Ясперсу? Раздел 11. Философский образ жизни 11) Что значит – вести философский образ жизни? Какими путями к нему приходят? В чем его цель? 12) Чем характеризуются философские размышления? В чем их главное содержание? 12. История философии 13) На какие содержательные области можно разделить западноевропейскую философию? Чем они характеризуются? 14) Какие проблемные вопросы возникают по поводу истории философии? Приложение. Раздел 2. О чтении философской литературы 15) Какими требованиями нужно руководствоваться при чтении философской литературы? Объясните, в чем суть этих требований.
24 1. Объект и субъект – это: а) два общающихся человека; б) термины суждения; в) философ и его ученик; г) окружающий мир и познающий человек; д) разделы философии. 2. Объективное – это: а) признанное нами; б) очевидное для нас; в) вне нас находящееся; г) от нас зависящее; д) кажущееся нам несомненным. 3. Идеальное – это: а) бестелесное; б) нефизическое; в) сверхчувственное; г) умопостигаемое; д) все вышеперечисленное; е) ничего из вышеперечисленного.
25 4. Утверждение о том, что все относящееся к области сознания есть результат деятельности высокоорганизованной материи, является: а) идеалистическим; б) психологическим; в) дуалистическим; г) материалистическим; д) пантеистическим. 5. Положение Декарта «Я мыслю, следовательно, существую» надо понимать в том смысле, что: а) мое мышление порождает мое существование; б) существует абсолютно все, что можно помыслить; в) если бы я не мыслил, я бы не существовал; г) я знаю о собственном существовании благодаря мышлению; д) если я существую, значит, я мыслю. 6. Идеализм – это: а) отрицание существования конкретных предметов и явлений; б) утверждение, что идеи существуют реально; в) абстрактное, оторванное от жизни рассуждение; г) признание идей, сознания за первичное; д) стремление человека к осуществлению жизненных идеалов.
26 7. Материализм – это: а) признание того, что все тела и предметы реальны; б) примат материальных благ в жизни человека; в) учение, утверждающее первичность бытия по отношению к сознанию; г) отрицание существования идей в качестве духовной реальности; д) практический здравый взгляд на вещи. 8. Первая историческая форма целостного и образного восприятия мира есть: а) искусство; б) религия; в) мифология; г) философия. 9. Философским может быть назван вопрос: а) «обусловлена ли нравственность человека генетикой?»; б) «возможны ли небелковые формы жизни?»; в) «как отличить истину от заблуждения?»; г) «является ли Плутон планетой?».
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.