Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемПавел Пожарский
1 СОЗДАНИЕ АТМОСФЕРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙПОДДЕРЖКИ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХСИТУАЦИЯХ
2 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АТМОСФЕРА благоприятнаянеблагоприятная
3 Благоприятная психологическая атмосфера Эмоциональный уровень спокойствие, вдохновение, радость общения, взаимопонимание Физический уровень Поведенческий уровень находимся в тонусе Голос ровный, спокойный, рассказ вдохновенный, эмоционально окрашенный, жесты открытые, взгляд перемещается по аудитории, обращен к каждому ученику, улыбаемся.
4 Неблагоприятная психологическая атмосфера Эмоциональный уровень раздражение, волнение, отчаяние, гнев, желание убежать Физический уровень Поведенческий уровень болит голова, появляется усталость повышаем голос, упрекаем, требуем, ругаем, можем сказать ученику обидное слово, выгнать ученика из класса; стучим кулаком по столу, хмуримся, сжимаем челюсти, скрещиваем руки на груди, отворачиваемся к окну или доске, можем подойти и дернуть ученика за рукав, развернуть к себе, постучать указкой по столу.
5 Факторы, нарушающие благоприятную атмосферу в классе и приводящие к стрессу учащихся когда ученикам не ясно, каких результатов работы ждет от них учитель. несоответствие сложности задания возможностям и способностям учащимся перегрузка – много сложных заданий недостаточность наглядных и технических средств обучения, однообразие учебной деятельности. неучастие, когда у детей нет возможности для выражения своего мнения.
6 Факторы, способствующие созданию благоприятной атмосфере в классе Гуманистические принципы Отношения: партнерство, сотрудничество, сотворчество Созидающие приемы: проявление доброты, внимания, заботы; просьба, поощрение, одобрение, похвала; доверие, авансирование личности; прощение, проявление огорчения, поручение важного дела
7 Гуманистические принципы 8) Педагог знает самого себя, удерживает благоприятную психологическую атмосферу, умеет отслеживать свои состояния и вовремя корректировать свои действия. 1) Демонстрация полного доверия к детям. 2) Помощь детям в формулировании и уточнении цели и задач в любой педагогической ситуации. 3) Педагог - источник разнообразного опыта, к которому ученик может всегда обратиться за помощью. 4) Способность педагога чувствовать эмоциональный настрой детского коллектива и принимать его. 5) Педагог - активный участник взаимодействия. 6) Педагог умеет выражать в группе свои чувства. 7) Педагог обладает эмпатией (понимает чувства и переживания каждого школьника).
8 СОЗДАНИЕ АТМОСФЕРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙПОДДЕРЖКИ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХСИТУАЦИЯХ
9 На уроке учитель вызывает к доске одного учащегося: «Семаков! К доске! Решай!» После этого быстро читает задание. Ученик нехотя идет к доске, начинает писать. Постоянно оглядывается, ища подсказки. Учитель. Ты мне решай, не оглядывайся попусту. Они тебе не помогут. Да и самому соображать пора. Впереди ЕГЭ, там тебе никто не поможет. Ученик. Что, и спросить нельзя?! Может, я не понял... Учитель. Понял, не понял... Сейчас поздно говорить об этом. Не решишь - двойку получишь. Ты вообще забыл, что есть домашние задания. Зачем учишься, непонятно… Предлагаем трансформировать данную ситуацию в благоприятную. Опишите ее подобно первой.
10 На агрессивное поведение детей давать «обратную связь» в виде «я - высказывания», выражая собственное отношение к поступку. Сотрудничество - наиболее приемлемая форма построения Отношений взрослых с подростками. Называть ребят по имени и фамилии. Не нагнетать обстановку в классе. При неудачном ответе не отчитывать ученика в присутствии других детей. Чувство юмора поможет убрать напряжение в коллективе. Необходимо поддерживать ситуацию успеха. Постараться проявлять искренний интерес к каждому ребенку (хотя бы периодически). Быть самим более оптимистичными. Следить за выражением своего лица. При возникновении учебных трудностей обязательно четкое прояснение материала. Классному руководителю обратить внимание на межличностные отношения, выявить лидеров, отверженных. Каких правил эффективного взаимодействия необходимо придерживаться на уроке?
11 Упражнение Цель: внутренний анализ, осознание себя, как воспитателя. Предлагается список персонажей Черепаха Тортилла Мачеха Золушки Спящая Красавица Маленький принц Папа Карло Карабас Барабас Антон Семенович Макаренко Товарищ Сухов Алиса Снежная Королева Робинзон Крузо Ромео/ Джульетта/ Карлсон Золушка Иванушка Дурачок Гамлет В предлагаемом списке персонажей отметьте 5 – 9 наиболее для Вас привлекательных, близких Вам по духу, симпатичных Вам, в чем – то похожих на Вас.
12 Разделите круг на сектора, выделив каждому персонажу свою долю.
14 Заботливый родитель. Папа Карло Черепаха Тортилла Отчужденные, контролирующие родители. Снежная Королева Мачеха Золушки Карабас Барабас Деловой взрослый. Товарищ Сухов Антон Семенович Макаренко Робинзон Крузо
15 Естественный, счастливый ребенок. Алиса Карлсон Иванушка Дурачок Маленький принц Обиженные дети Золушка Спящая Красавица Ромео/ Джульетта/
16 Оценим, как сочетаются три Я в нашем поведении. Для этого оцените приведенные высказывания в баллах от 0 до 10.
17 Родитель Взрослый Дитя 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19 Подсчитайте отдельно сумму баллов по строкам таблицы.
18 Формула ВДР Значения Развитое чувство ответственности. В меру импульсивны и непосредственны. Не склонны к назиданиям и поучениям. Рекомендации: Сохранить и развить эти качества, т.к. они помогут в любом деле, связанном с общением коллективным трудом, творчеством.
19 Формула ДРВ (или ДВР) Значения: Импульсивный и эмоциональный Капризный и упрямый Креативный и протестующий Рекомендации: - взять свои эмоции под контроль -заняться научной работой
20 Формула РДВ Значение : порой способна осложнить жизнь обладателю такой характеристики. «Родитель» с детской непосредственностью режет « правду – матку» ни в чем не сомневаясь, и не заботясь о последствиях. поучающий оценивающий гиперопекающий Рекомендация: - передвинуть «Р» на второе или даже третье место
21 Осознание одного из трёх возможных состояний нашего Я, состояние родителя, взрослого или дитя. Сказанная первая фраза задаёт тон разговора, тем что неосознанно выбирает себе и собеседнику подходящее состояние Я. Трансактный анализ Трансактный анализ общения позволяет: овладеть тонкостями общения более точно улавливать скрытый смысл сказанного стать инициатором общения избежать тактических и стратегических ошибок контакта
22 Три «Я» 1.Сопровождают нас всю жизнь. 2.Уместны, если умело используются разные формы поведения 3. Самоконтроль и гибкость – качества необходимые для адекватного перехода из одного состояния в другое. NOTE BENE! Зрелая личность отличается от юнца, пусть даже солидного возраста, умением контролировать свои эмоции и вовремя вернуться во взрослое состояние
23 Три способа реагирования В Р Д
24 Характеристика состояний: Родитель назидательный самоуверенно – агрессивный Пристройка сверху учит, направляет, оценивает, осуждает, опекает «надо»
25 Родительское «Я» Контролирующая, авторитарная - нахмуренный лоб -качание головой - указательный жест -руки на бедрах -щелканье языком ФРАЗЫ правильно /неправильно, хорошо/плохо, никогда/всегда, разумно/не разумно что скажут другие… всему есть предел.. сколько раз я тебе говорила я бы на твоем месте… Помогающая, ласковая -ласковый взгляд -поглаживание -поддерживающие жесты ФРАЗЫ бедняжка, будь осторожен не бойся милый ты мой сейчас я тебе помогу Если у педагога преобладает родительское «Я», у ребенка формируется чувство вины за свою некомпетентность
26 Характеристика состояний: взрослый Рациональный, корректный, сдержанный Пристройка рядом Трезво оценивает, логически мыслит, владеет собой «хочу, потому что надо»
27 Взрослое «Я» Зрелая, размышляющая часть личности человека, оценивающая и просчитывающая информацию; действия продуманы, логически обоснованы -взгляд, направлен на собеседника - открытая поза - понимающие жесты -Что это? -Почему?где?когда? -Что ты имеешь ввиду? -Давай вместе …..подумаем( разберемся, попробуем) Если у педагога преобладает взрослое «Я», у ребенка формируется адекватное восприятие ситуации, желание сотрудничества
28 Характеристика состояний Дитя эмоциональный неуверенный подчиняемый пристройка снизу капризничает упрямится творит протестует «хочу»
29 Детское «Я» Естественный ребенок импульсивность недисциплинированность требовательность - капризность спонтанность Приспособившийся ребенок (результат воспитания ) послушание протест желание идти на компромисс чувство вины Если у педагога преобладает детское «Я», у ребенка возникает нежелание к конструктивному общению т.к. отсутствует авторитет учителя. Смех, восторг, хихиканье, пожимание плечами, надутые губы, слезы мне нравится, я хочу (буду, чувствую) Помоги мне Ты всегда так… Я тоже устал
30 Три способа реагирования В Р Д
31 Умения различать эти три состояния в себе и в других принципиально важно для коммуникации. Надо уметь почувствовать, кто говорит в вас сейчас: ребенок, взрослый или родитель, и изменить свой способ поведения в зависимости от обстоятельств.
32 Укажите, какое эго – состояние порождает следующее высказывание. Понятно, что однозначно ситуацию оценить трудно, так как нет полного описания контекста общения, нет возможности наблюдать язык тела. Тем не менее попробуем.
33 Установка Каждое состояние выражается как невербальными средствами, так и вербальными. Попытайтесь вжиться в предложенные ситуации. Представьте, что вы главное действующее лицо. Опишите, какая бы была ваша реакция.
34 1.Учительница, сидя в учительской, слышит от своей коллеги: сегодня директор проводит совещание, видимо, придется задержаться А) я бы на месте руководства занималась делом, а не разговорами; Б) какой повод для проведения совещания? В) мне очень не нравится наши собрания, лучше бы всем вместе съездить на природу. СИТУАЦИЯ 1
35 2. На урок опаздывают дети, учитель говорит: А) мне кажется, нам надо вместе подумать, почему вы все время опаздываете на мой урок; Б) я так устала от вас, мне надоели ваши вечные опоздания В) каждый раз когда у меня урок, вы умудряетесь опаздывать. СИТУАЦИЯ 2
36 3. К педагогу приходит родительница за советом. Педагог так начинает свой разговор: А) мне кажется, что вместе мы сможем разобраться в ваших отношениях с сыном; Б) я думаю, что вы должны перестать потакать во всем своему ребенку. Он избалован до предела. В) Я в таком смятении. У меня ничего не получается, и ваш сын тоже не поддается моему влиянию. СИТУАЦИЯ 3
37 СОЗДАНИЕ АТМОСФЕРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙПОДДЕРЖКИ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХСИТУАЦИЯХ
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.