Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемЛариса Теплякова
1 Анализ современного урока Из опыта работы зам. директора по УВР МОУ СОШ 53 Ряполовой Л.А., зам. директора по УВР МОУ СОШ 50 Любимовой И.С.
2 Особенности современного урока Основные приоритеты урока должны быть связаны с достижением качества образования, соответствующего актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Концепция модернизации образования
3 1. Ребенок значительную часть времени в школе проводит на уроке, где реализуются основные задачи модернизации. 2. Современный урок – это основной механизм усвоения школьниками стандартов образования и формирования уровня, превышающего эти стандарты.
4 3. На уроке, в первую очередь, формируются компетентности ребенка, представляющие собой одну из главных идей модернизации. 4. Именно урок является важной формой индивидуального подхода к ребенку, учета его интересов и способностей, развития личностных качеств, необходимых для жизни в современном обществе.
5 Современный урок должен быть связан не только с усвоением школьниками определенной суммы знаний, но и целостным развитием личности, ее познавательных и созидательных способностей.
6 Общие подходы к организации современного урока: 1.усиление его социальной направленности, предполагающей повышение готовности к вхождению во взрослую жизнь, развитие коммуникативной культуры; 2.практико - ориентированность образования, предусматривающая оптимальное сочетание фундаментальных и практических знаний;
7 3.направленность на развитие мышления, практических навыков; 4.расширение различного рода элективных курсов, коллективных форм работы, привязка изучаемого материала к проблемам повседневной жизни; 5.дифференциация образовательного процесса, увеличение доли самостоятельной работы школьников (рефераты, проекты, исследовательская и экспериментальная деятельность).
8 Урок должен быть современным! Пути анализа урока тоже должны соответствовать заявленной педагогом технологии, уровню обучаемости и результативности обученности учеников.
9 Анализ урока Урок нельзя анализировать абстрактно Урок не может не меняться и, как следствие, его анализ не может быть константным, догматическим, незыблемым.
10 Цели анализа урока: 1.повышение качества обучения; 2.улучшение процесса преподавания; 3.оценка своих слабых и сильных сторон;
11 4.осмысление учителем совокупности собственных теоретических знаний, способов, приемов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с классом и конкретными учениками; 5.определение нереализуемых резервов, уточнения индивидуального стиля деятельности.
12 Наблюдение - это лишь первый этап контроля Наблюдение - это лишь первый этап контроля Второй - разбор уроков, всесторонний его анализ, выработка рекомендаций по совершенствованию работы учителя Второй - разбор уроков, всесторонний его анализ, выработка рекомендаций по совершенствованию работы учителя Третий этап – проектирование учителем нового урока с учетом уже выработанных рекомендаций. Третий этап – проектирование учителем нового урока с учетом уже выработанных рекомендаций.
13 При анализе урока нужно учитывать особенности темы; особенности темы; возможности школы, наличие кабинетов, технических средств, наглядных пособий, нужных книг в библиотеке, пришкольных участков; возможности школы, наличие кабинетов, технических средств, наглядных пособий, нужных книг в библиотеке, пришкольных участков; состав данного класса, уровень развития и способностей учеников; состав данного класса, уровень развития и способностей учеников; индивидуальность учителя, уровень подготовки, особенности характера, состояние здоровья, прежние результаты работы. индивидуальность учителя, уровень подготовки, особенности характера, состояние здоровья, прежние результаты работы.
14 В уроке отражаются все особенности учебно- воспитательного процесса: принципы той концепции, по которой построен урок; соотношение целей и задач, предусмотренное концепцией; набор требований, которые данная концепция предъявляет к отбору и организации материала, к организации деятельности учителя и ученика, к процессу и результату этой деятельности, к методической и содержательной логике урока.
15 Формы анализа урока краткий (оценочный) анализ структурный (поэтапный) анализ системный анализ полный структурно-временной анализ комбинированный анализ психологический анализ дидактический анализ аспектный анализ комплексный анализ
16 Уровни проведения урока 1.Высший: прогнозирование способов перевода школьников к заданному целями обучения результату на основе обратной связи и преодоления возможных затруднений в работе с учащимися. 2.Высокий: включение учащихся в разрешение гипотезы, предусмотренной задачами урока.
17 3.Средний: выявление знаний и умений учащихся и сообщение информации соответственно теме и задачам урока. 4.Низкий: организация опроса школьников и объяснение нового материала по заранее составленному плану без активизации познавательной деятельности учащихся, направленной на получение положительного результата.
18 Системный анализ традиционного урока Модель традиционного обучения является приоритетной, основополагающей в организации и проведении современного урока. Традиционная модель не исчерпала себя и в условиях современной действительности открывает новые возможности
19 Методика системного подхода к анализу традиционного урока 1.Общая характеристика. -Тема -Цель урока -Тип урока -Учитель -Оформление урока -Условия труда.
20 2.Анализ эффективности проекта урока - Реальность цели урока. - Что проектировалось и зачем? - Какие понятия намеривалось усвоить и на какие знания оно опиралось? - Какие учебные действия должны были осуществлять ученики? - Как планировалось подключение учеников к решению учебной задачи? - Исходя из чего планировались этапы урока?
21 3.Осуществление замысла урока -Совпадает ли цель урока с его конечным результатом? Удалось ли осуществить намеченную программу? - Соответствовала ли форма урока его цели и содержанию? - Каким образом учитель включил детей в учебную ситуацию? - При помощи каких способов была создана ситуация принятия детьми учебной задачи? - Насколько эффективно осуществлялся этап преобразований условий учебной задачи? - Какие дидактические приёмы, способствующие активизации деятельности учащихся, использовал учитель? - Как был организован контроль? Подключались ли дети к процессу оценивания себя?
22 4.Оценка целостности урока. - Насколько содержание урока соответствовало современным требованиям к образовательной целостности? - На каком уровне было организовано взаимодействие «ученик - учитель», «ученик - ученик», «ученик - группа»? - Каким образом характер взаимодействия участников образовательного процесса повлиял на качество осуществления учебной деятельности? - Каков в целом уровень формирования теоретического и образного мышления учащихся? - Наиболее сильные и слабые этапы урока. - Даёт ли данный урок представление о системе работы учителя?
23 5.Оценка воспитательной стороны урока - Личность учителя. - Сумел ли учитель в процессе организации учебной деятельности уделить внимание формированию ценностей ориентации учащихся, воспитанию нравственности? - Как вели себя ученики? Причины их поведения. Как появлялось внутреннее «содержание» личности во внешнем поведении? - Что дал урок для дальнейшего позитивного развития отношений?
24 6.Оценка конечного результата урока - Какой вклад внёс урок в дальнейшее развитие личности учеников? - Оценить условие понятий и общего способа действий учащихся в ходе осуществления ими учебной задачи. - Анализ конкретных недостатков урока. - Рекомендации учителю.
25 Системный анализ личностно ориентированного урока Современный урок должен быть связан не только с усвоением школьниками определенной суммы знаний, но и целостным развитием личности, ее познавательных и созидательных способностей. Концепция модернизации образования Личностно ориентированный подход в обучении во многом отвечает современным требованиям, предъявляемым обществом к образованию.
26 Критерии анализа деятельности учителя с личностно ориентированной направленностью наличие у учителя учебного плана проведения урока в зависимости от готовности класса; наличие у учителя учебного плана проведения урока в зависимости от готовности класса; использование проблемных творческих заданий; использование проблемных творческих заданий; применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую и т.д.) применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую и т.д.)
27 создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока; создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока; сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе урока; сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе урока; обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали», но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; что бы хотелось выполнить ещё раз, а что сделать по-другому; обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали», но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; что бы хотелось выполнить ещё раз, а что сделать по-другому;
28 стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий; стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий; оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чём ошибся; оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чём ошибся;
29 отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров, самостоятельности, оригинальности; отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров, самостоятельности, оригинальности; при задании на дом называется не только тема и объём задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания. при задании на дом называется не только тема и объём задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.
30 В схеме анализа (самоанализа) личностно ориентированного урока должны быть выделены четыре содержательных блока: 1.Организационно-деятельностные аспекты личностно ориентированного урока. 2.Создание условий для развития субъектной позиции учеников. 3.Проявление личностно ориентированной (личностно-гуманной) позиции педагога. 4.Обеспечение личностно-гуманных взаимоотношений между участниками учебного процесса.
31 Современный подход к анализу урока развивающего обучения Развивающее обучение - один из наиболее рациональных и эффективных путей повышения познавательного интереса учащихся. Оно направлено на развитие не только знаний, умений и навыков, но и на целенаправленное формирование творческих способностей.
32 При анализе урока развивающего обучения необходимо учитывать готовность учителя и учащихся к уроку: внешнюю, внутреннюю, психологическую; готовность учителя и учащихся к уроку: внешнюю, внутреннюю, психологическую; организационные действия учителя, планирование учителем и сообщение учащимся образовательных, развивающих и воспитательных задач; организационные действия учителя, планирование учителем и сообщение учащимся образовательных, развивающих и воспитательных задач; соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся; соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся;
33 применение проблемных методов обучения; применение проблемных методов обучения; учет учителем уровней актуального развития учащихся и зоны их ближайшего развития; учет учителем уровней актуального развития учащихся и зоны их ближайшего развития; подходы к повышению у учащихся положительной мотивации учения; подходы к повышению у учащихся положительной мотивации учения; постановка учителем проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, показ их разрешения; постановка учителем проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, показ их разрешения;
34 владение учителем способами создания проблемных ситуаций; владение учителем способами создания проблемных ситуаций; соблюдение правил постановки учебной проблемы; соблюдение правил постановки учебной проблемы; использование учебника, соотношение репродуктивной и частично-поисковой работы с ним; использование учебника, соотношение репродуктивной и частично-поисковой работы с ним; соответствие подбора наглядных пособий требованиям проблемного обучения; соответствие подбора наглядных пособий требованиям проблемного обучения;
35 наличие у учащихся познавательных умений: наличие у учащихся познавательных умений: умения учащихся осуществлять логические операции; умения учащихся осуществлять логические операции; развитие познавательных способностей учащихся на каждом этапе урока; развитие познавательных способностей учащихся на каждом этапе урока; формирование специальных и общих учебных умений учащихся; формирование специальных и общих учебных умений учащихся; затруднения, возникшие у учащихся всего класса, у отдельных школьников, их причины, как они были устранены; затруднения, возникшие у учащихся всего класса, у отдельных школьников, их причины, как они были устранены;
36 соблюдение требований развивающего обучения к домашней работе учащихся; соблюдение требований развивающего обучения к домашней работе учащихся; учет учителем индивидуальных особенностей, способностей и подготовленности учащихся и предложение дифференцированных заданий; учет учителем индивидуальных особенностей, способностей и подготовленности учащихся и предложение дифференцированных заданий; что дал урок для развития у учащихся воли, интеллекта, эмоций, познавательных интересов, речи, памяти, самостоятельного мышления; общая результативность урока. что дал урок для развития у учащихся воли, интеллекта, эмоций, познавательных интересов, речи, памяти, самостоятельного мышления; общая результативность урока.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.