Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемwww.marchmontnews.com
1 Создание университетами инновационных предприятий: проблемы и возможные пути решения С.Н.Ершов, Е.В.Чупрунов
2 Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» ( 217-ФЗ от )
3 1. Информационные мероприятия: - Обсуждение закона на: - расширенном заседании Ученого Совета; - заседании Совета ректоров ПФО и Нижегородской области; - рабочем совещании «Консорциума университетов и научно- исследовательских институтов Приволжского федерального округа по поддержке инновационной деятельности»; - Разработка и начало PR-кампании в ННГУ по рассматриваемой проблеме; 2. Аналитические мероприятия: - Анализ имеющихся объектов интеллектуальной собственности (ОИС) ННГУ на предмет целесообразности создания МИП, в т.ч. для участия в программе «Старт- 10»; - Ревизия ранее полученных в ННГУ результатов НИОКТР на предмет выявления охраноспособных решений; - Ревизия МИП - победителей и участников программы «Старт» за г.г. Организационно-методическое сопровождение
4 3. Организационно-технические мероприятия для создания МИП: - Формирование кадрового резерва; - Формирование резерва потенциальных инвесторов; - Разработка пакета типовых учредительных документов; - Выявление резерва материально-технических ресурсов (площади, оборудование и т.д.); - Организация работы по оценке и постановке на бухгалтерский учет ОИС; - Разработка типового лицензионного соглашения; - Подготовка методики расчета цены лицензии; - Создание в 2010 году не менее 4 МИП с участием ННГУ.
5 Организационно-методическое сопровождение 4. Мероприятия, обеспечивающие создание объектов интеллектуальной собственности мероприятия: - Завершить разработку и принять положения, регламентирующие и обеспечивающие материальную и моральную мотивацию для сотрудников университета к созданию и коммерциализации объектов интеллектуальной собственности; - Организовать в ННГУ конкурс для финансирования междисциплинарных прикладных инициативных НИОКТР, результаты которых имеют рыночную перспективу; - Активизировать работу с победителями программы «УМНИК».
6 Два принципиально различных сценария создания МИП: 1. Кроме университета присутствуют и другие учредители Первый сценарий трудно реализовать по следующим причинам: - Без согласия собственника университет может вносить в уставный капитал только право на использование РИД, - Созданное МИП не в полной мере может пользоваться статусом малого предприятия: неопределенной остается возможность использования упрощенной системы налогообложения, - Для создаваемых университетами МИП отсутствуют какие-либо дополнительные льготы (по налогам, по конкурсной процедуре и величине арендной платы за оборудование и помещения), - МИП не может распоряжаться полученным правом использования РИД. Данное положение, несомненно, не является привлекательным для инвесторов. - Единственное, что дает инвесторам участие в таком МИП - право на использование РИД, которое можно получить и на основе обычного лицензионного договора. Вывод: условия не привлекательны для инвесторов, следовательно, поиск ресурсообеспеченных соучредителей будет занимать многие месяцы.
7 Два принципиально различных сценария создания МИП: 2. Университет - единственный учредитель (дочернее МИП). Этот сценарий может показаться бесперспективным как финансово необеспеченный из-за невозможности использовать собственные средства университета. Если быть точнее, то формально такая возможность есть: необходимо получить согласие собственника (Минимущества). Однако все-таки есть вероятность получения начальных инвестиций через участие дочерних МИП в различных федеральных программах, например, программе «Старт» фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно- технической сфере. Вывод: создание университетами дочерних МИП будет достаточно востребованным сценарием, поскольку он является существенно более «быстрым» по сравнению с длительным и, заметим, очень трудным поиском внешних инвесторов.
8 Общие вопросы, ответы на которые не очевидны: 1. Университеты имеют право создавать МИП при условии, что деятельность таких МИП заключается в практическом применении (внедрении) РИД. При этом закон не определяет, вправе ли университет являться участником МИП, если: - МИП занимается и другими видами хозяйственной деятельности; - может ли университет оставаться в МИП при кардинальной смене его деятельности в будущем с отказом от фактического использования РИД? Положительная сторона неопределенности: - при развитии МИП или, наоборот, при стагнации компании может быть добавлена деятельность, позволяющая задействовать гуманитарные ресурсы университетов. Например, компания может начать заниматься консультированием по финансовым, экономическим, юридическим и другим вопросам.
9 Общие вопросы, ответы на которые не очевидны: 2. Часть прибыли МИП, получаемая университетом как соучредителем, подлежит учету на отдельном балансе. При этом фактическое получение прибыли от участия в хозяйственном обществе должно сопровождаться внесением соответствующих изменений в Генеральное разрешение. 3. Закон не определяет последствия предъявления требований кредиторов при банкротстве МИП – будет ли обращаться взыскание и на право использования РИД, внесенное вузом, или же на это имущество будет распространяться особый режим. 4. Стандартная ситуация при успешном развитии МИП: необходимо привлекать, например, венчурного инвестора, доля (акции) которого формируется за счет уменьшения долей (акций) существующих собственников МИП. Вместе с тем, университеты не могут распоряжаться своими долями (акциями) в уставных капиталах МИП без предварительного согласия собственника.
10 Университетский специализированный методический центр: Цель – методическое сопровождение и поддержка создания малых инновационных предприятий. Задачи: - Разработка и реализация PR – мероприятий; Обучение и тренинг молодых ученых, аспирантов и студентов в сфере инновационного предпринимательства; - Выявление потенциальных объектов интеллектуальной собственности; - Экспертиза, оценка коммерческого потенциала и стоимости научных разработок; - Разработка бизнес -, в т.ч. патентной стратегии; - Патентование объектов интеллектуальной собственности; - Подбор команд инновационных проектов; - Помощь при регистрации МИП; - Бухгалтерское, секретарское и другое техническое обеспечение деятельности МИП; - Консультационная поддержка МИП; - Привлечение инвестиций в МИП; Помощь при составлении заявок на участие в федеральных и региональных программах, например, «Старт», «УМНИК». Организационно-методическое сопровождение
11 Координирующий механизм сопровождения «Консорциум университетов и научно - исследовательских институтов Приволжского федерального округа по поддержке инновационной деятельности» Консорциум: - создан в июне 2005 года с целью развития новых форм инновационной деятельности в университетах и НИИ Приволжского федерального округа; - не является юридическим лицом, отсутствуют членские взносы; Высшим органом управления Консорциума является Координационный Совет консорциума, в состав которого входят Президент Консорциума (Р.Г.Стронгин), избираемый Координационным Советом Консорциума, ректоры университетов, директора НИИ и исполнительный директор Консорциума (С.Н.Ершов). Исполнительный директор избирается Координационным Советом Консорциума. К деятельности Консорциума может присоединиться любое учреждение и организация, подписавшая Соглашение о стратегическом партнерстве с Консорциумом.
12 Члены Консорциума Членами Консорциума являются 15 университетов и один НИИ из 11 субъектов федерации ПФО: - Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, - Вятский государственный университет, - Казанский государственный университет им. В.И.Ульянова-Ленина, - Казанский государственный технический университет им. А.Н.Туполева, - Казанский НИИ авиационных технологий, - Марийский государственный университет, - Марийский государственный технический университет, - Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарева, - Пензенский государственный университет, - Пермский государственный университет, - Самарский государственный аэрокосмический университет им. С.П. Королева, - Саратовский государственный технический университет, - Саровский государственный физико-технический институт, - Удмуртский государственный университет, - Ульяновский государственный университет, - Ульяновский государственный технический университет.
13 Консорциум Механизм работы: - постоянный информационный обмен между членами Консорциума; - рабочие совещания. Рабочие совещания проводятся с частотой один раз в три-четыре месяца. Уже проведено 17 совещаний в Н.Новгороде, Саранске, Самаре, Саратове, Сарове, Ульяновске, Ижевске, Пензе. Первоочередные вопросы: - организация работ по коммерциализации результатов научно-технической деятельности (РНТД) в ВУЗе, в т.ч. их нормативное и финансовое обеспечение; - подготовка кадров собственно для членов Консорциума; - отладка межрегионального трансфера технологий, в т.ч. наращивание адекватного инструментария.
14 Ершов Сергей Николаевич, профессор, доктор физ.-мат. наук, Директор ИТЦ ННГУ Тел: (831) БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ! Вопросы?
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.