Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемСтепан Яхно
1 Работа над проблемой текста
2 Проблема – противоречивая ситуация, в которой имеют место противоположные позиции при объяснении одних и тех же объектов, явлений и отношений между ними. сложный вопрос, требующий разрешения, исследования. сложная, зачастую конфликтная жизненная ситуация, которую автор ставит в центр своего произведения.
3 Нравственность… она состоит из конкретных вещей – из определённых чувств, свойств, понятий. Одно из таких чувств – чувство милосердия. Термин несколько устаревший, непопулярный сегодня и даже как будто отвергнутый нашей жизнью. Нечто свойственное лишь прежним временам. «Сестра милосердия», «брат милосердия» - даже словарь даёт их как «устар.», то есть устаревшие понятия. В Ленинграде, в районе Аптекарского острова, была улица Милосердия. Сочли это название отжившим, переименовали в улицу Текстилей. Изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших действенных проявлений нравственности. Древнее это, необходимое чувство, свойственное всему живому сообществу: милость к поверженным и пострадавшим. Как же так получилось, что чувство это у нас заросло, заглохло, оказалось запущенным? Мне можно возразить, приведя немало примеров трогательной отзывчивости, соболезнования, истинного милосердия. Примеры, они есть, и тем не менее мы ощущаем, и давно уже, убыль милосердия в нашей жизни. Уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. Думаю, что чувство это врождённое, данное нам вместе с инстинктом, с душой. Но если это чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет и атрофируется. (Д. Гранин)
4 Нравственность – правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение. Милосердие – готовность помочь кому- нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
5 Этапы работы по тексту: Формулировка проблемы исходного текста Формулировка проблемы исходного текста Комментарий к сформулированной проблеме исходного теста Комментарий к сформулированной проблеме исходного теста Отражение позиции автора исходного текста Отражение позиции автора исходного текста Аргументация собственного мнения по проблеме Аргументация собственного мнения по проблеме Речевое оформление вторичного текста Речевое оформление вторичного текста
6 О чём? Что? Зачем? Почему? С какой целью? Каким образом?
7 О чём? О нравственности О чувстве милосердия О том, что слова имеют способность устаревать О том, что и чувства имеют способность устаревать
8 Что? Одно из чувств нравственности – милосердие Изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших действенных проявлений нравственности. Чувство милосердия у нас заросло, заглохло, оказалось запущенным.
9 Зачем? Почему? Мы давно ощущаем убыль милосердия в нашей жизни.
10 -АВТОР ПОДНИМАЕТ ПРОБЛЕМУ … (ЧЕГО? – СЛОВОСОЧЕТАНИЕ С СУЩ. В РОДИТ. ПАДЕЖЕ) -В ФОРМЕ ПРОБЛЕМНОГО ВОПРОСА (ИСПОЛЬЗУЯ ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ ЛИ, ПОЧЕМУ, КАК…) -НАЗЫВНЫМ ПРЕДЛОЖЕНИЕМ (возможно в сочетании с проблемным вопросом) Как формулировать проблему текста?
11 ? Проблема исчезновения милосердия, сочувствия, доброго отношения к людям. Исчезнет ли милосердие из нашей жизни? Нравственность и милосердие. Современны ли эти понятия?
12 С какой целью? Чувство это врождённое, данное нам вместе с инстинктом, с душой. Если не употреблять это чувство (милосердие), оно атрофируется.
13 Каким образом? Понятия нравственность, милосердие Слова устарели (пример) Устарело и чувство? Чувство милосердия врождённое и дано нам вместе с душой Если чувство это не употребляется, оно слабеет и атрофируется ?
14 ? Милосердие – основа духовности человека. Атрофируется чувство милосердия – умрёт и душа.
15 О чём? – удалось ли автору сформулировать тему и проблему исходного текста? О чём? – удалось ли автору сформулировать тему и проблему исходного текста? Что? – удалось ли прокомментировать проблему исходного текста, отразив авторскую позицию? Что? – удалось ли прокомментировать проблему исходного текста, отразив авторскую позицию? С какой целью? – выражено ли и аргументировано собственное мнение по проблеме? С какой целью? – выражено ли и аргументировано собственное мнение по проблеме? Как? – отличается ли текст смысловой связностью и выразительностью речи? Как? – отличается ли текст смысловой связностью и выразительностью речи?
16 Вторичный текст 1 Д.Гранин в своей статье рассуждает о том, что понятие милосердие устарело в наши дни. Автора очень волнует то, что ушли в прошлое такие слова, как «сестра милосердия», «брат милосердия», даже в словаре они отмечаются как устаревшие. Печалит его и то, что улицу Милосердия переименовали в улицу Текстилей. Автор убеждён, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. Также Гранина очень волнует то, что сейчас чувство милосердия «заглохло, оказалось запущенным», хотя есть много примеров трогательной отзывчивости. (76 слов)
17 Вторичный текст 2 Д.Гранин в своей статье рассуждает о милосердии. Его очень печалит то, что даже само слово «милосердие» в наши дни воспринимается как устаревшее. Автор убеждён, что «изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших действенных проявлений нравственности». Д.Гранин в своей статье рассуждает о милосердии. Его очень печалит то, что даже само слово «милосердие» в наши дни воспринимается как устаревшее. Автор убеждён, что «изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших действенных проявлений нравственности». Гранин также рассуждает о том, что милосердие « свойственно всему сообществу», и утверждает, что можно привести много примеров отзывчивости. Однако в нашей жизни, по мнению автора, милосердие идёт на убыль, хотя человек рождается со способностью откликаться на чужую боль.(74 слова) Однако в нашей жизни, по мнению автора, милосердие идёт на убыль, хотя человек рождается со способностью откликаться на чужую боль.(74 слова)
18 Вторичный текст 3 Тема нравственности, а точнее, одного из её составляющих – милосердия, стала основой текста Д.Гранина. Когда-то эта тема волновала многих, но в последнее время у человечества другие заботы появились. Согласитесь, мало кто из нас сейчас о милосердии размышляет. Часто даже само слово как устаревшее воспринимаем. Что же с нами происходит? Именно эта проблема волнует автора. Ответ на вопрос: как же так получилось, что чувство это у нас… «оказалось запущенным?» - он и пытается найти. Тревога автора не случайна, так как он понимает, что милосердие – основа духовности человека. Д.Гранин убеждён, что милосердие свойственно всему живому, да и человек рождается с этим чувством. Почему же потом оно «зарастает»? Нет, автор не утверждает, что все жестоки. Он объективен и не исключает отдельные примеры «трогательной отзывчивости». Его просто тревожит вопрос: почему доброе отношение человека к человеку перестаёт для нас быть значимым? Ответ предельно прост: «…если это чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет и атрофируется». То есть, проявляя милосердие только в отдельных случаях, а порой и вообще забывая о необходимости быть отзывчивым, мы убиваем это чувство в себе. Милосердным человек должен быть всегда. К такому выводу ведёт нас Д.Гранин. (181 слово)
19 Вторичный текст 4 В статье Д.Гранина речь идёт о милосердии. Милосердие, как одна из нравственных категорий, присуще именно человеческому сообществу. Милосердие – милость сердца, сочувствие к пострадавшим, к тем, кто нуждается в помощи и поддержке. Милосердие и сейчас встречается отдельными проявлениями трогательной отзывчивости, как замечает автор. Вот только подобно тому, что слово это постепенно становится устаревшим, так и само проявление этого чувства уходит из нашей жизни, «слабеет, атрофируется», именно эта проблема волнует автора. Что же с нами происходит, неужели понятия «духовность», «душевность», «доброта», «сочувствие», «сострадание» тоже когда-то утеряют своё значение и свою значимость в жизни людей? Неужели погоня за сиюминутным и «вещным» уничтожит то, что делает нас людьми? Может быть, преувеличивает автор опасность бездуховности, может, брюзжит по-стариковски на молодое поколение? Да нет, в тексте ведь не идёт речь о поколениях, не жалуется автор на новые времена, да и дело, наверное, не во времени, а в самом человеке, в переоценке ценностей. Что-то мы предпочли милосердию, увлеклись другими понятиями: «гордость», «самолюбие», «самоценность», «самовыражение», подменили «милосердие» «жалостью», якобы, унижающей человека. Но если человеческое сердце перестанет быть милостивым, будет ли оно сердцем человека? (168 слов)
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.