Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемБогдан Полубесов
1 СОЦИОЛОГИЯ И РЕЛИГИЯ
2 Центральная проблема социологического исследования религии – анализ взаимодействия религии и общества
3 СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ – процесс снижения влияния духовенства как социальной группы и церкви как института и моральной силы на общественную жизнь. По выражению М.Вебера – «обмирщение» социума»
4 I. ПО ДАННЫМ ВСЕРОССИЙСКОЙ ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ 1897 ГОДА Православ ные и старообряд цы Мусуль мане КатоликиПротестан ты ИудеиПрочие христиане Прочие нехристиа не 69,90%10,83%8,91%4,85%4,05%0,96 %0,5 II. ПО ДАННЫМ ВСЕСОЮЗНОЙ ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИ 1937 ГОДА УРОВЕНЬ РЕЛИГИОЗНОСТИ - 55% III. ПО ДАННЫМ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Х ГОДОВ Пензенск ая обл. Воронежская обл.Горьковская обл.Марийская АССР 1968 г.1966 г.1980 г.1972 г.1982 г.1973 г.1986 г. 28,9%25,1%18,4%27,2%21%27,1%24,1%
5 «Отношение российской молодежи к Русской Православной Церкви» Социологическое исследование было проведено в июле 2005 года группой преподавателей и аспирантов социологического факультета МГУ и рядом региональных отделений Российской социологической ассоциации (РоСА).
6 Цель и задачи исследования Цель исследования – определить отношение российской молодежи к Русской Православной Церкви на основе выявления и изучения основных его типов. В соответствии с целью исследования было предусмотрено решение ряда задач. Задачи исследования: Определение основных категорий российской молодежи по отношению к Русской Православной Церкви. Выявление проблем взаимоотношения Русской Православной Церкви и общества с точки зрения молодежи. Определение места и роли Русской Православной Церкви в духовном мире молодого человека.
7 Методы исследования Метод сбора информации - анкетирование по репрезентативной стратифицированной выборке с удержанием контроля за параметрами пола, возраста и места жительства. Количественный анализ данных был проведен с помощью специализированного пакета программ SPSS (Statistical Package for Social Sciences), являющегося международным стандартом обработки социологической информации. Метод формирования и реализации выборки, а также результаты контроля собранной информации позволяют утверждать, что выборка является репрезентативной для молодого населения Российской Федерации. Ошибка репрезентативности не превышает 3 %.
8 Выборка Объем выборки составил 1805 респондентов в возрасте от 15 до 30 лет из 26 регионов и 7 федеральных округов РФ.
9 ТИПЫ ОТНОШЕНИЯ МОЛОДЕЖИ К РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 1). Воцерковленные Православные – верующие, называющие себя таковыми, при этом исповедующиеся и причащающиеся как минимум один раз в год, которые также соблюдают, по крайней мере, Великий пост. 2). Невоцерковленные Православные – верующие, называющие себя таковыми, осведомленные о православных обрядах, обычаях, но не придерживающиеся всего этого системно в своей религиозной практике (верующие по самоидентификации). 3). Положительно относящиеся к Русской Православной церкви – неверующие, а также представители других конфессий, лояльные к Православию. 4). Отрицательно относящиеся к Русской Православной церкви – неверующие, а также представители других конфессий, нелояльные к Православию.
10 Количественное соотношение:
11 Личностно-значимые ценности: Ценность Воцерковлен ные Православные, % Невоцерковлен ные Православные, % Положительно Относящиеся К РПЦ, % Отрицательно Относящиеся К РПЦ, % Семья 10098,696,892,3 Свобода 97,595,395,397,7100 Вера в Бога 97,488,331,728,2 Друзья 96,397,996,992,1 Жизнь 96,398,497,183,8 Образование 96, ,994,6 Любовь к ближнему 96,291,386,364,1 Россия 96, ,9 Любовь к Богу 94,982,930,928,2 Мудрость 93,889,487,782,1
12 Ценность Воцерковлен ные Православные, % Невоцерковлен ные Православные, % Положитель но Относящиеся К РПЦ, % Отрицательно Относящиеся К РПЦ, % Здоровье 93, ,389,5 Жизненная цель 93,796,793,892,3 Хорошая работа 92,597,496,594,9 Деньги 79,791,692,794,7 Карьерный рост 73,887,387,387,892,1 Секс 65,480,282,584,6 Еда 64,570,68184,2 Демократия 58, ,4 Власть 40,554,158,371,8 Личностно-значимые ценности:
13 Русская Православная Церковь и общество 45,4% опрошенных отметили тот факт, что после распада СССР, влияние РПЦ в целом на жизнь России усилилось. Более 54% респондентов согласились с тем, что сейчас Православная церковь играет значительную роль в жизни России. 58,2% молодых людей не согласны с тем, что для России будет лучше, если влияние РПЦ уменьшится.
14 Русская Православная Церковь и государство Важнейшим индикатором духовной жизни российской молодежи выступает уровень осознания ею того, что Православие является национальной и государственной традицией России (72%). 33,5% опрошенных считают, что мнение патриарха Алексия II должно учитываться при решении государственных вопросов. 53% представителей молодого поколения считают, что президент России обязательно должен быть православным.
15 Русская Православная Церковь и духовная жизнь общества 75% опрошенной молодежи признает Православие основой русской культуры. 6,8% респондентов считают, что предмет «Основы Православной культуры» должен быть включен в школьную программу в качестве обязательного, а 39,7% опрошенных в качестве факультативного.
16 Русская Православная Церковь и духовный мир личности молодого человека 68,9% респондентов сходятся во мнении о том, что существуют религии и секты, наносящие вред российскому обществу, которые необходимо запретить. В их число чаще всего входят «свидетели Иеговы» (14%), «сатанизм» (7%), «Аум Синреке» (3,4%), «все секты» (6,4%) и др. Православие занимает важное место и в жизни отдельной личности: 64% опрошенных согласились с высказыванием, что «Православие спасает человека, не дает ему опуститься». Показателен также сам путь, которым современный молодой человек приходит в Православие: в 24,4% случаев эта вера традиционно исповедовалась в его семье; на 19,3% респондентов повлияло то, что Православие есть вера предыдущих поколений; но особенно важно, что для 19,6% молодых людей это был самостоятельный, осознанный выбор.
17 Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет Социологический факультет Специальность «Социология» Планируемый прием - 25 (50) человек Кафедра общей социологии (кафедра социологии культуры и религии) Специализации: экономическая социология и социология управления политическая социология социология коммуникаций социология культуры Информационно-аналитический центр при социологическом факультете ПСТГУ Цель: анализ религиозной ситуации в России и сопредельных государствах - социологический мониторинг - мониторинг СМИ - анализ социальной статистики - мониторинг законодательного процесса и правоприменительной практики Окончательное решение об открытии факультета – конец февраля 2007 года Планируемые сроки набора – июль 2007 года Планируемое начало обучения – сентябрь 2007 года
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.