Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемНадежда Лутошкина
1 Учреждение «Центр социальных, общественно- политических и криминологических исследований» Проект «Служба гражданского доверия полиции как институт безопасности Ставропольского края» Проблемы освещения деятельности полиции в средствах массовой информации Семинар-тренинг Ставрополь, 07 июня 2012г. Научно-образовательный центр «Антикрим»(по исследованию проблем борьбы с преступностью на Северном Кавказе
3 Социально-исторические предпосылки и современные факторы эффективного взаимодействия полиции и граждан Сергеев Владимир Владимирович Центр социальных, общественно-политических и криминологических исследований (г.Ставрополь)
4 Поли́ция (фр. Police, от др.-греч. πολιτεία государство, город)фр.др.-греч. К концу 18-го в. было известно более двадцати определений понятия «полиция», в начале 20-го в. их было уже более 150. По одному из определений, полиция – «вьющееся растение, охватывающее все части государственного устройства», по другому – «деятельность полиции неисчерпаема как сама жизнь».
5 Европейская культура, унаследовав учения Платона и Аристотеля о государстве, понимала в веках под термином полиция не только определенную сферу государственного управления, но и хорошие нравы. В веках во Франции под полицейской деятельностью понималась не только государственная репрессия против преступников, но и борьба с роскошью и безнравственностью.
6 «Полиция рождает добрые порядки и нравоучения, принуждает каждого к трудам и честному промыслу, чинит добрых домостроителей, запрещает излишества в домовых расходах, и все явные прегрешения». Петр Первый «Полицейский должен более руководствоваться духом морали, нежели буквой закона». Екатерина Вторая
7 В период существования десятичной системы государственного управления ( вв.) полицейская, и других функции государственного и хозяйственного управления целиком лежали на сельской и городской общине. Выборные представители крестьянства или городских ремесленников ( сотские, десятские, тысяцкие) осуществляли контроль за общественной жизнью общины, в необходимых случаях полицейские функции выполняла дружина, возглавляемая воеводой, наместник князя или сам князь.
8 Дворцово-вотчинный период государственного управления (12- 14вв.) не внес серьезных изменений в низовые полицейские функции общин, а лишь только переподчинил их юрисдикции удельного князя и его представителей.
9 В период существования приказно-воеводской системы государственного управления (15-17вв.) главные вопросы полицейской деятельности находились в ведении Разбойного приказа. В ходе реформ Ивана Грозного общины начали выбирать представителей в местные земские административно - полицейские органы - губные избы. Охрана безопасности в городах была возложена на городничих, которым подчинялся младший полицейский персонал - объезжие головы.
10 Регулярная полиция европейского образца впервые появилась в Санкт- Петербурге в 1718 году. Первым генерал - полицмейстером стал Антон Девиер, ему подчинялись канцелярия и полицмейстер, военные команды, занявшиеся наведением и поддержанием порядка на улицах новой столицы, а так же вооруженные старосты, десятские и караульшики, выбираемые жителями. В Москве аналогичное полицейское устройство было создано в 1721 году.
11 В «Наказе императрицы Екатерины Второй, данном комиссиям о сочинении проекта нового Уложения» содержалась глава «О благочинии, называемом инако полицией». -полиция должна действовать по правилам справедливости более чем по точной силе законодательства; -внедрять в сердца обывателей страх божий; -следить за почитанием детьми родителей
12 Работа в полиции обеспечивала определенную социальную защищенность даже при отсутствии профессиональных навыков и сносного для 19в. образования: к прошению о принятии на службу прилагались только воинский билет и короткая формальная характеристика, именуемая «удостоверением о поведении», содержание которой сводилось к общему описанию поведения как «хорошего» и к отсутствию правонарушений со стороны кандидата. Этого набора было достаточно для приема на службу. Народный характер полиции 19в.
13 Создание новых органов правопорядка путем всеобщего вооружения народа - явление характерное для всех буржуазно- демократических революций. Февральская буржуазно-демократическая революция в России не являлась исключением: 17 апреля 1917г. были изданы Временные положения о милиции. Она должна была организовываться на местах комиссарами Временного правительства. Милиция, формируемая правительством, и подчиняющаяся ему, получила название народной. Ситуация двоевластия в стране распространилась и на правоохранительную деятельность: рабочую милицию стали организовывать Советы рабочих депутатов. Милицейская служба была для рабочих добровольной, охрана общественного порядка осуществлялась ими в свободное от работы время и не оплачивалась.
14 28 октября 1917 года Народный комиссариат внутренних дел издал постановление О рабочей милиции, которое сформулировало её задачи, однако правовой статус этого государственного органа не был определен, в сельской местности создание милиции не предусматривалось вообще.
15 В июле 1918 года Съезд председателей губернских советов принимает решение о создании Рабоче- крестьянской милиции. В основу её формирования был положен классовый принцип. На службу в милицию не принимались представители имущих классов, духовенства. Главным образом ограничение на службу в милиции касалось бывших работников царской полиции и служащих жандармерии. Однако со временем для наиболее ценных специалистов бывшей царской полиции стали делаться исключения в силу их опыта и знаний.
16 В трудные и непростые времена советская милиция была и всегда оставалась частью многонационального народа нашей страны, служила его интересам и защищала его безопасность
17 Российской милиции пришлось отстаивать правопорядок и безопасность страны в «лихие» 90-е гг. с оружием в руках, поставить заслон терроризму и сепаратизму И в это сложное время милиционер был не только представителем власти, но и выходцем из народа, представлял его кровные интересы, жил его проблемами, испытывал все его трудности
18 В наше время системные проблемы милиции в условиях перехода к буржуазному общественному укладу привели формированию вот такого неоправданного образа милиционера…. Но времена изменились: сейчас есть серьезные основания использовать имеющиеся социально- исторические предпосылки для эффективного взаимодействия полиции и граждан по обеспечению безопасности личности и общества
19 Статья 1 Закона РФ «О полиции». Назначение полиции 1. Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности. 2. Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств.
20 Статья 5. Закона РФ «О полиции» Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина Важнейшая общая предпосылка эффективного взаимодействия – соблюдение прав и свобод человека 1. Полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина. 2. Деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель. 3. Сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению.
21 -при обращении к гражданину сотрудник полиции обязан назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения; -в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина; -сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса. Важные частные предпосылки эффективного взаимодействия – алгоритмы социально-профессиональных контактов полицейских и граждан Закон РФ «О полиции (Ст.5) предусматривает следующие алгоритмы:
22 Сотрудник полиции не может в оправдание своих действий (бездействия) при выполнении служебных обязанностей ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства (Ст.6 Закона РФ «О полиции») Это обстоятельство вынуждает полицейского выходить на совершенно иной уровень контактов с гражданами, действительно служить народу
23 Существенная предпосылка эффективного взаимодействия – беспристрастность (Ст.7) Полиция защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
24 Сотрудник полиции должен проявлять уважение к национальным обычаям и традициям граждан, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, религиозных организаций, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию.
25 Статья 8. Открытость и публичность 1. Деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства 2. Граждане, общественные объединения и организации имеют право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получать достоверную информацию о деятельности полиции
26 Статья 9. Общественное доверие и поддержка граждан 1. Полиция при осуществлении своей деятельности стремится обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан. 2. Действия сотрудников полиции должны быть обоснованными и понятными для граждан. 3. В случае нарушения сотрудником полиции прав и свобод граждан или прав организаций полиция обязана в пределах своих полномочий принять меры по восстановлению нарушенных прав и свобод.
27 Статья 10. Взаимодействие и сотрудничество 1. Полиция при осуществлении своей деятельности взаимодействует с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами. 3. Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям в обеспечении защиты прав и свобод граждан, соблюдения законности и правопорядка, а также оказывает поддержку развитию гражданских инициатив в сфере предупреждения правонарушений и обеспечения правопорядка.
28 КОДЕКС профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации Статья 7. Нравственные обязательства сотрудника органов внутренних дел -относиться нетерпимо к любым действиям, оскорбляющим человеческое достоинство, причиняющим боль и страдания; -руководствоваться в профессиональной деятельности и общении «золотым правилом» нравственности: относиться к людям, своим товарищам, сослуживцам так, как хотел бы, чтобы они относились к тебе.
29 КОДЕКС профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации Статья 8. Общие правила поведения -постоянно контролировать своё поведение, чувства и эмоции; -обращаться одинаково корректно с гражданами независимо от их служебного или социального положения, не проявляя подобострастия к социально успешным и пренебрежения к людям с низким социальным статусом; -придерживаться делового стиля поведения, основанного на аккуратности, точности, внимательности, умении ценить своё и чужое время.
30 Выводы: Существование полиции, её функциональное предназначение генетически связано с народом, его наиболее широкими слоями Существование полиции, её функциональное предназначение генетически связано с народом, его наиболее широкими слоями Деятельность полиции в наиболее передовых идеях различных эпох мыслилась не только как силовое администрирование, но и как нравственный труд Деятельность полиции в наиболее передовых идеях различных эпох мыслилась не только как силовое администрирование, но и как нравственный труд История России – доказательство кровного единства полиции и народа, при всех противоречиях их взаимодействия История России – доказательство кровного единства полиции и народа, при всех противоречиях их взаимодействия В настоящее время для эффективного взаимодействия полиции и народа есть не только социально-исторические, но и правовые основания В настоящее время для эффективного взаимодействия полиции и народа есть не только социально-исторические, но и правовые основания Эффективное взаимодействие полиции и граждан – важнейшая основа обеспечения общ. безопасности Эффективное взаимодействие полиции и граждан – важнейшая основа обеспечения общ. безопасности
32 Спасибо за внимание! Сергеев Владимир Владимирович Главный специалист Центра социальных, общественно- политических и криминологических исследований кандидат социологических наук, доцент полковник милиции в отставке
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.