Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемДмитрий Шулепин
1 Семинар для приёмных родителей по теме: «Профилактика отклонений в поведении ребёнка»
2 Вопросы: 1.О качественных особенностях, сопровождающих развитие ребёнка на всех возрастных стадиях 2.Понятие «асоциальное поведение» 3.Типы асоциального поведения Педагог социальный СПЦ Головня А.И. 4.Об особенностях алкогольного поведения несовершеннолетних Педагог-психолог СПЦ Стромская Е.А. 5. Профилактика асоциального поведения Педагог социальный СПЦ Головня А.И. 6.Об административной ответственности родителей за ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей Начальник ИДН Шилобрит Т.Ф.
3 О качественных особенностях, сопровождающих развитие ребёнка на всех возрастных стадиях 1 год жизни: особая вялость, апатия, примитивность эмоциональных реакций, недоверчивы, замкнуты, печальны и пассивны;1 год жизни: особая вялость, апатия, примитивность эмоциональных реакций, недоверчивы, замкнуты, печальны и пассивны; 2-3 года: пониженная любознательность, задержка в формировании предметных действий, отсутствие самостоятельности, они позже начинают говорить;2-3 года: пониженная любознательность, задержка в формировании предметных действий, отсутствие самостоятельности, они позже начинают говорить; 3-7 лет: пассивность в видах деятельности (в том числе и игре), слабое внимание, обеднённая речь, они повышенно конфликтны во взаимоотношениях со сверстниками;3-7 лет: пассивность в видах деятельности (в том числе и игре), слабое внимание, обеднённая речь, они повышенно конфликтны во взаимоотношениях со сверстниками;
4 Младший школьный возраст (характерны специфические отклонения в развитии интеллектуальной мотивационно - потребностной сфер психики): Задержка развития внутреннего плана умственных действий, что приводит к нарастанию трудностей в усвоении материала.Задержка развития внутреннего плана умственных действий, что приводит к нарастанию трудностей в усвоении материала. Не развита произвольность поведения, способность к саморегуляции, планированию своих действий.Не развита произвольность поведения, способность к саморегуляции, планированию своих действий. Их речь более бедна, они отстают в овладении навыками чтения, письма, счёта и др. Их речь более бедна, они отстают в овладении навыками чтения, письма, счёта и др.
5 Подростковый возраст: Отклонения в развитии сказываются прежде всего на взаимоотношениях с окружающими приводят к возникновению механичности поведения, поверхности чувств, бездуховности чувств, жестокости, агрессивности.Отклонения в развитии сказываются прежде всего на взаимоотношениях с окружающими приводят к возникновению механичности поведения, поверхности чувств, бездуховности чувств, жестокости, агрессивности. Труднее овладеть учебным материалом, у них не формируются общеучебные и специальные умения и навыки.Труднее овладеть учебным материалом, у них не формируются общеучебные и специальные умения и навыки. Не могут найти деятельность, позволяющую реализовать свои потребности и интересы.Не могут найти деятельность, позволяющую реализовать свои потребности и интересы. Нарушения дисциплины: побеги, бродяжничество, воровство, насилие (склонности устойчивые, трудно преодолеваемые).Нарушения дисциплины: побеги, бродяжничество, воровство, насилие (склонности устойчивые, трудно преодолеваемые).
6 Асоциальное поведение - это действия несовершеннолетних, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам: уголовные преступления, хулиганство, алкоголизм, наркомания, половая распущенность, уклонение от учёбы или работы, бродяжничество и т.д. это действия несовершеннолетних, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам: уголовные преступления, хулиганство, алкоголизм, наркомания, половая распущенность, уклонение от учёбы или работы, бродяжничество и т.д.
7 Асоциальное поведение Аддиктивное (склонность, пагубная привычка) Девиантное (отклонение от нормы) Делинквентное (поведение в крайних своих проявлениях представляет собой уголовно наказуемые действия)
8 Аддитивное поведение Аддитивное поведение одна из форм отклоняющегося поведения с наличием стремления к уходу от реальности путём искусственного изменения своего психического состояния, путём злоупотребления различными веществами или постоянной фиксацией внимания на определённых видах деятельности, направленных на развитие и поддержание интенсивных эмоций.
9 Психологические особенности лиц с аддиктивными формами поведения (Б.Сегал): Сниженная переносимость трудностей повседневной жизни наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций;Сниженная переносимость трудностей повседневной жизни наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций; Скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешне проявляемым превосходством;Скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешне проявляемым превосходством; Стремление говорить неправду;Стремление говорить неправду; Стремление обвинять других, зная, что они не виноваты;Стремление обвинять других, зная, что они не виноваты; Стремление уходить от ответственности в принятии решений;Стремление уходить от ответственности в принятии решений; Стереотипность, повторяемость поведения;Стереотипность, повторяемость поведения; Зависимость;Зависимость; Тревожность;Тревожность;
10 поведение отклоняющееся от нормы, обусловленное отклонениями в развитии эмоционально-волевой сферы, специфическими особенностями интеллектуального развития, характерологическими особенностями. Девиантное поведение Девиантное поведение
11 Виды девиантного поведения: Систематические прогулы учебных занятий;Систематические прогулы учебных занятий; Побеги из дома;Побеги из дома; Употребление наркотических или токсических веществ;Употребление наркотических или токсических веществ; Увлечение азартными играми;Увлечение азартными играми; Сквернословие;Сквернословие; Хулиганство;Хулиганство; Пиромания;Пиромания; Ранняя алкоголизация;Ранняя алкоголизация; Табакокурение;Табакокурение; Драки;Драки; Искажённые половые влечения.Искажённые половые влечения.
12 Наркомания Наркомания заболевание, которое выражается в физической или психической зависимости от наркотиков в непреодолимом влечении к ним, что постепенно приводит организм к психическим и физическим истощениям. заболевание, которое выражается в физической или психической зависимости от наркотиков в непреодолимом влечении к ним, что постепенно приводит организм к психическим и физическим истощениям.
13 Токсикомания Токсикомания заболевание, вызванное потреблением токсических веществ, таблеток-транквилизаторов, кофеина, вдыханием ароматических веществ бытовой химии и др. заболевание, вызванное потреблением токсических веществ, таблеток-транквилизаторов, кофеина, вдыханием ароматических веществ бытовой химии и др.
14 Мотивы наркомании и токсикомании: Удовлетворение любопытства относительно действия наркотического вещества;Удовлетворение любопытства относительно действия наркотического вещества; Испытание чувства принадлежности с целью быть принятым определённой группой;Испытание чувства принадлежности с целью быть принятым определённой группой; Выражение независимости, иногда враждебного отношения к окружающим;Выражение независимости, иногда враждебного отношения к окружающим; Познание нового, приносящего удовольствия, волнующего или таящего опасность опыта;Познание нового, приносящего удовольствия, волнующего или таящего опасность опыта; Достижение чувства полного расслабления;Достижение чувства полного расслабления; Уход от чего-то гнетущего;Уход от чего-то гнетущего; Достижение творческого вдохновения;Достижение творческого вдохновения;
15 Признаки: Признаки: Физиологические: Физиологические: -Бледность кожи; -Расширенные или суженные зрачки; -Покрасневшие или мутные глаза; - Замедленная или несвязная речь; -Потеря аппетита; -Похудение; -Усиленная жажда; -Хронический кашель; -Пошатывание или спотыкание
16 Признаки: Признаки: Поведенческие: -Беспричинное возбуждение или вялость; -Повышенная работоспособность или снижение интереса к учёбе; -Нарастающее безразличие ко всему; -Ухудшение памяти, внимания; -Уходы из дома; -Прогулы в школе по непонятным причинам; -Трудности на сосредоточении на чём-то конкретном; -Бессонница; -Болезненная реакция на критику; -Частая и резкая смена настроения; -Повышенная утомляемость; -Постоянные просьбы дать денег; -Враньё, изворотливость, уход от ответов на прямые вопросы; -Неопрятный внешний вид; -Склонность к прослушиванию специфической музыки.
17 Признаки: Признаки: Очевидные: Очевидные: -Следы от уколов; -Порезы; -Синяки; -Наличие специфического запаха от одежды (из-за рта); -Маленькие закопченные ложки; -Небольшие пузырьки, капсулы; -Обёртки из-под таблеток; -Тюбики из-под клея; -Пачки лекарств, снотворного или успокоительного действия.
18 Курение Если в семье курят оба родителя, то около 80 % детей последует их примеру, если курит один из них более 50 % подростков выберут сигарету.Если в семье курят оба родителя, то около 80 % детей последует их примеру, если курит один из них более 50 % подростков выберут сигарету. Если семья некурящая, вероятность того, что у ребёнка разовьётся эта пагубная привычка, составляет 10-12%Если семья некурящая, вероятность того, что у ребёнка разовьётся эта пагубная привычка, составляет 10-12%
19 Источники получения информации о курении: Уроки в школе;Уроки в школе; Рассказы взрослых;Рассказы взрослых; Собственный опыт.Собственный опыт. МОТИВЫ ТАБАКОКУРЕНИЯ Считают курение безвредной привычкой, не имеющей негативных последствий для организма;Считают курение безвредной привычкой, не имеющей негативных последствий для организма; Узнают о курении из собственного опыта;Узнают о курении из собственного опыта; Начинают курить из любопытства и желания не отставать от друзей.Начинают курить из любопытства и желания не отставать от друзей.
20 « Какие проблемы возникают у подростка, который курит?» В настоящее время Во взрослой жизни Проблемы с родителями Где достать деньги на покупку сигарет Приходится порой курить тайком Некоторые девочки осуждают курящих мальчиков. А если эта девочка вам нравится? Плохо пахнет от одежды, волос Желтеют зубы Не разрешают курить в школе, дома Приходится говорить неправду родителям, куда дел деньги Проблемы со здоровьем Приходится тратить деньги на покупку сигарет, следовательно, семья чего-то лишается Возникают сcоры из-за курения с женой, родственниками Плохой пример для детей Плохо пахнет от одежды, волос Не разрешают курить дома Раньше времени стареют, болеют, умирают
21 «Знаете ли вы, что..?» у того, кто начал курить в возрасте 15 лет, риск смертности от рака легкого увеличивается по сравнению с теми, кто начал курить после 25 лет (у мужчин в 3,4 раза, у женщин в 2,4 раза)у того, кто начал курить в возрасте 15 лет, риск смертности от рака легкого увеличивается по сравнению с теми, кто начал курить после 25 лет (у мужчин в 3,4 раза, у женщин в 2,4 раза) длительность жизни человека, выкуривающего пачку и более сигарет за один день, уменьшается на 7 лет по сравнению с некурящимдлительность жизни человека, выкуривающего пачку и более сигарет за один день, уменьшается на 7 лет по сравнению с некурящим женщины, курящие во время беременности или пассивные курильщицы, имеют большую вероятность осложнений во время беременности, во время родов, преждевременных родов, рождения ребенка с низкой массой тела и маленькой головкой. Эти дети нередко отстают в физическом и умственном развитии, часто болеют, и у них высок риск заболевания раком легкихженщины, курящие во время беременности или пассивные курильщицы, имеют большую вероятность осложнений во время беременности, во время родов, преждевременных родов, рождения ребенка с низкой массой тела и маленькой головкой. Эти дети нередко отстают в физическом и умственном развитии, часто болеют, и у них высок риск заболевания раком легких
22 Алкоголизм Алкоголизм патологическое влечение к спиртному с последующей социально- нравственной деградацией личности. патологическое влечение к спиртному с последующей социально- нравственной деградацией личности. Пьянство неумеренное потребление алкоголя, которые на ряду с угрозой здоровью личности, нарушает её социальную адаптацию. У 55% молодых людей, которые пробуют алкоголь в раннем возрасте, выпивка превращается в пагубную привычку!
23 Делинквентное поведение - действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях. Личность, проявляющая противозаконное поведение, квалифицируется как делинквентная личность (делинквент), а сами действия – деликтами.
24 Типы делинквентного поведения: агрессивно-насильственное (оскорбления, побои, поджоги, садистские действия, направленные в основном против личности человека); агрессивно-насильственное (оскорбления, побои, поджоги, садистские действия, направленные в основном против личности человека); корыстное (мелкие кражи, вымогательства, угоны автотранспорта и иные имущественные посягательства, связанные со стремлением получить материальную выгоду); корыстное (мелкие кражи, вымогательства, угоны автотранспорта и иные имущественные посягательства, связанные со стремлением получить материальную выгоду); распространение и продажа наркотиков. распространение и продажа наркотиков.
25 последовательно-криминогенный – криминогенный «вклад» личности в преступное поведение при взаимодействии с социальной средой является решающим, преступление вытекает из привычного стиля поведения, оно обусловливается специфическими взглядами, установками и ценностями субъекта;последовательно-криминогенный – криминогенный «вклад» личности в преступное поведение при взаимодействии с социальной средой является решающим, преступление вытекает из привычного стиля поведения, оно обусловливается специфическими взглядами, установками и ценностями субъекта; ситуативно-криминогенный – нарушение моральных норм, правонарушение непреступного характера и само преступление в значительной степени обусловлены неблагоприятной ситуацией; преступное поведение может не соответствовать планам субъекта, быть с его точки зрения эксцессом; такие подростки совершают преступления часто в группе в состоянии алкогольного опьянения, не являясь инициаторами правонарушения;ситуативно-криминогенный – нарушение моральных норм, правонарушение непреступного характера и само преступление в значительной степени обусловлены неблагоприятной ситуацией; преступное поведение может не соответствовать планам субъекта, быть с его точки зрения эксцессом; такие подростки совершают преступления часто в группе в состоянии алкогольного опьянения, не являясь инициаторами правонарушения; ситуативный тип – незначительная выраженность негативного поведения; решающее влияние ситуации, возникающей не по вине индивида; стиль жизни таких подростков характеризуется борьбой положительных и отрицательных влияний.ситуативный тип – незначительная выраженность негативного поведения; решающее влияние ситуации, возникающей не по вине индивида; стиль жизни таких подростков характеризуется борьбой положительных и отрицательных влияний. Типы подростков-правонарушителей :
26 Группы подростков-правонарушителей: подростки, у которых вследствие ряда причин оказываются не развитыми высшие чувства (совесть, чувство долга, ответственность, привязанность к близким) или представления о добре и зле, что искажает их эмоциональную реакцию на поступки; подростки, у которых вследствие ряда причин оказываются не развитыми высшие чувства (совесть, чувство долга, ответственность, привязанность к близким) или представления о добре и зле, что искажает их эмоциональную реакцию на поступки; несовершеннолетние, которые воспроизводят делинквентное поведение своего непосредственного окружения и для кого такое поведение является привычнонормальным (с отрицательным образом самого себя, отсутствием навыков самоконтроля, слабо развитой совестью, потребительским отношением к людям). несовершеннолетние, которые воспроизводят делинквентное поведение своего непосредственного окружения и для кого такое поведение является привычнонормальным (с отрицательным образом самого себя, отсутствием навыков самоконтроля, слабо развитой совестью, потребительским отношением к людям).
27 Группы подростков-правонарушителей: подростки с психическими и невротическими расстройствами (у них наряду с делинквентным поведением присутствуют болезненные симптомы или признаки интеллектуального недоразвития); подростки с психическими и невротическими расстройствами (у них наряду с делинквентным поведением присутствуют болезненные симптомы или признаки интеллектуального недоразвития); несовершеннолетние, сознательно выбирающие делинквентное поведение (не страдающие психическими расстройствами, обладающие достаточным самоконтролем и понимающие последствия своего выбора). несовершеннолетние, сознательно выбирающие делинквентное поведение (не страдающие психическими расстройствами, обладающие достаточным самоконтролем и понимающие последствия своего выбора).
28 Характеристика личности и групп осужденных несовершеннолетних 1. Возрастные особенности: –бурное физическое развитие организма; –нравственная неустойчивость; –неадекватная самооценка (завышенная, заниженная); –противоречивость мировоззрения. 2. Педагогическая и нравственная запущенность: –наличие неорганизованного свободного времени; –низкий образовательный, духовный и профессиональный уровень. 3. Проблемы в семье: –отсутствие родителей или неполная семья; –антиобщественные проявления родителей, родственников; –разрыв родственных связей.
29 Характеристика личности и групп осужденных несовершеннолетних 1. Мотивы совершения преступлений: –иметь то, чего не может купить; –продемонстрировать взрослость, получить одобрение группы; –слабое осознание того, что совершает преступление. 2. Склонность к девиантному поведению. 3. Подчиненность взрослым преступникам. 4. Низкая правовая культура. 5. Противодействие воспитанию и режиму. 6. Отсутствие определенных жизненных панов. 7.Несовершеннолетние осужденные – лица с незавершенным процессом социализации личности, предполагающей усвоение разнообразных социальных ролей и отношений.
30 Стереотипы делинквентного поведения Супермен. Данный тип поведения проявляется в повышенной агрессивности; подросток увлекается ролью «сильной личности», самолюбование вытесняет свойственные ему способности к сопереживанию, сочувствие к слабому. Супермен. Данный тип поведения проявляется в повышенной агрессивности; подросток увлекается ролью «сильной личности», самолюбование вытесняет свойственные ему способности к сопереживанию, сочувствие к слабому. Имитация ложного героя. Стремясь завоевать престижное положение в глазах сверстников и самоутвердиться в собственных глазах, переносит внешнее поведение героя (экранного) в реальную жизнь. Имитация ложного героя. Стремясь завоевать престижное положение в глазах сверстников и самоутвердиться в собственных глазах, переносит внешнее поведение героя (экранного) в реальную жизнь. Благородный разбойник. Не желает замечать мотивы поведения других подростков и взрослых, втягивающих его в противоправную деятельность. Благородный разбойник. Не желает замечать мотивы поведения других подростков и взрослых, втягивающих его в противоправную деятельность. Отчаявшийся мститель. Попадая в обстановку унижения, угроз или преследований, подросток избегает помощи взрослых (считает это ниже своего достоинства). Отчаявшийся мститель. Попадая в обстановку унижения, угроз или преследований, подросток избегает помощи взрослых (считает это ниже своего достоинства). Конформист. Совершает делинквентный поступок под давлением неформальной группы вопреки собственному желанию, из боязни противостоять активным и агрессивным сверстникам. Конформист. Совершает делинквентный поступок под давлением неформальной группы вопреки собственному желанию, из боязни противостоять активным и агрессивным сверстникам.
31 ПРОФИЛАКТИКА: мероприятия по выявлению причин асоциального поведения детей, личности подростка, разрешение проблемы его конфрантации с социумом. Осуществляется двумя путями: - ранняя профилактика; -по факту правонарушения или преступления
32 Объекты профилактического воздействия Объекты профилактического воздействия употребляющие спиртные напитки, наркотические и токсические вещества, систематически уходящие из семьи и специального учебно-воспитательного учреждения, уклоняющиеся от работы от учёбы.
33 Цель индивидуального профилактического воздействия – изменение личности несовершеннолетнего в сторону общепринятых норм, правил и иных социальных ценностей.
34 Задачи: -восстановление и развитие нормальных позитивных интересов несовершеннолетнего, адекватного общения; -формирование чувства социальной ответственности и дисциплины.
35 Чтобы преодолеть или предупредить асоциальное поведение, необходимо: 1.Узнать о причинах и условиях отклонений в развитии и поведении (диагностика); 2.Определения своеобразия личности; 3.Определение особенностей взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; 4.Ограничение отрицательного воздействия социальных факторов (неблагополучной семьи, асоциальной группы, противоправного межличностного общения); 5. 5.Организация взаимодействия и преемственности в воспитательно- профилактической работе всех субъектов социально-педагогической деятельности, повседневного и непрерывного контроля за образом жизни несовершеннолетних, реагирование на «срывы» и поощрение позитивных сдвигов; 6. 6.Направление к психотерапевту, психиатру, клиническому психологу для организации медико-психологических воздействий; 7. 7.Отвлечение ребёнка от опасных форм поведения, привлечение к социально одобряемым действиям. * Принцип преемственности (осознание своей собственной идентичности) * Принцип духовности (эстетическое отношение к миру, к красоте, к гармонии, жизненная установка на самопожертвование, на служение общим целям, тесная связь доброго расположения сердца и поступков).
36 Специфика индивидуальной профилактики требует учета: психологических процессов (особенности воображения, внимания, мышления, памяти, восприятия), которые происходят в сознании несовершеннолетнего при формировании антиобщественных взглядов, убеждений, привычек, при зарождении противоправных замыслов и осмыслении путей их реализации; психологических процессов (особенности воображения, внимания, мышления, памяти, восприятия), которые происходят в сознании несовершеннолетнего при формировании антиобщественных взглядов, убеждений, привычек, при зарождении противоправных замыслов и осмыслении путей их реализации; уровня мировоззренческого и нравственного развития подростка-правонарушителя, моральных мотивов, присущих данному ребенку; уровня мировоззренческого и нравственного развития подростка-правонарушителя, моральных мотивов, присущих данному ребенку;
37 Специфика индивидуальной профилактики требует учета: характерных особенностей личности правонарушителя, уровня его сознания, движущие мотивы, его поведение до и после правонарушения; характерных особенностей личности правонарушителя, уровня его сознания, движущие мотивы, его поведение до и после правонарушения; обстоятельств, при которых у подростка возникли антиобщественные намерения, зрела и реализовывалась решимость совершить правонарушение или аморальный поступок; обстоятельств, при которых у подростка возникли антиобщественные намерения, зрела и реализовывалась решимость совершить правонарушение или аморальный поступок; отрицательных факторов конкретной среды (ближайшее окружение в школе, в семье, на улице), вызывающих эти мотивы противоправного поведения. отрицательных факторов конкретной среды (ближайшее окружение в школе, в семье, на улице), вызывающих эти мотивы противоправного поведения.
38 Уровни воспитательно- профилактического воздействия 1.Воспитательно-профилактическое воздействие всей системы воспитания и обучения в многообразии форм нравственно-воспитательной, культурно- воспитательной работы, содействие в бытовом и трудовом устройстве, овладении трудовыми навыками, повышении производственной квалификации, принятие мер, направленных на устранение обстоятельств, оказывающих отрицательное влияние на условия жизни и воспитания несовершеннолетних правонарушителей, привлечение их к участию в спортивных и других кружках, секциях, направление в летнее время в военизированные, спортивно-трудовые и другие специализированные лагеря.
39 Уровни воспитательно- профилактического воздействия 2.Целенаправленная работа по перевоспитанию отдельных трудных подростков, осуществляемая в учреждениях образования: назначение общественных воспитателей, шефов, наставников для проведения с несовершеннолетними правонарушителями индивидуальной профилактической и воспитательной работы, привлечение к ним мастеров спорта, спортсменов-разрядников, тренеров, студентов и представителей творческой интеллигенции, представителей религиозных конфессий, бывших осужденных, положительно характеризующихся после освобождения.
40 Уровни воспитательно- профилактического воздействия 3.Воспитательно-профилактический эффект в коллективе сверстников, в ситуациях, когда подросток, оказывается вне привычного коллектива, контактов, возникающих в школе, в быту, на отдыхе, на улице, словом, в процессе тех мимолетных, одноразовых или более длительных контактов.
41 Дети осложненного поведения особенно нуждаются в терапии и профессионализме всех участников сопроводительного процесса, им необходима наша любовь, признание и уважение личности.
42 Говорят, что нужна 1 минута, чтобы выделить человека из окружающих! 1 час, чтобы оценить его достоинств, 1 день, полюбить его! 1 час, чтобы оценить его достоинства,
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.