Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемВладислав Ногаев
1 Игра как средство активизации познавательной деятельности на уроках биологии. Н.В. Мишутина, учитель биологии МОУ Селятинской средней общеобразовательной школа 2
2 Введение Современная методология образования определяет новые пути подготовки учителя к успешной деятельности.Сущность современной подготовки состоит прежде всего в развитии творческих способностей учителя, формировании потребности к постоянному профессиональному совершенствованию.Нетрадиционная система подготовки позволяет учителю проявлять самостоятельность, концептуальность, научность и творчество, т.е. осуществлять деятельностный подход для создания условий развития личности каждого ученика с учётом его внутренних ресурсов и возможностей их эффективной реализации.
3 Традиционный урок предполагает получение учеником конкретного набора знаний и умений. Иногда от излишней организованности урока с авторитарным подходом учителя к своей деятельности можно часто увидеть скучающие, усталые лица учеников. Происходит падение познавательных интересов, развивается детский пессимизм, равнодушие. Только творчески работающий учитель способен сформировать творчески мыслящего ученика. Вызвать интерес к изучению биологии может игра.
4 Включая в уроки игровые моменты, можно заинтересовать даже самых пассивных, самых равнодушных школьников, привлечь их внимание, казалось бы, к сухому и мало интересному материалу. Чем больше степень участия детей в процессе познания, тем больше информации усваивается учеником.
5 Особенности игровой познавательной деятельности Методические рекомендации предлагают общую схему педагогического руководства игровой познавательной деятельностью школьников. Технологические приёмы используются с учётом педагогического опыта и стиля работы учителя.
6 В игре важно предусмотреть: 1.возраст; 2.отношение к учению и игре; 3.уровень подготовленности детей; 4.склонность и способности; 5.динамику игровых интересов и мотивов; Игра оказывает позитивное влияние на школьников благодаря своему воспитательному потенциалу. Привлечение игры-одно из самых гуманных проявлений педагога по отношению к детям.
7 В управлении игрой необходимо находить ту золотую середину, которая помогает школьнику почувствовать себя субъектом игровой деятельности, свободным от педагогического влияния.
8 Познавательные игры- это педагогически организованные, не утратившие естественного воспитательного потенциала игры, обеспечивающие одновременное приобретение, усвоение и передачу знаний и способов деятельности в условиях сотрудничества и диалога В познавательных играх достигается гармония игровой познавательной деятельности и игровой формы.
9 При нарушении этого игра может превратиться в дидактические упражнения или разрушиться совсем. В результате игровой деятельности ученик хочет показать свои знания, получить интерес и радость. На начальном этапе это интерес к игре. Осмысление познавательных игр происходит после их завершения.
10 Соотношение игровой и познавательной деятельности в процессе обучения Известно, что только тот вид деятельности комфортен, который основан на добровольности и интересе. Активность учеников в условиях игрового общения увеличивается в 2,5 раза.
11 Игра используется для решения комплексных задач усвоения и закрепления нового учебного материала, развития творческих способностей школьников, формирования у них общеучебных умений.
12 Учителю необходимо обращать внимание на следующие моменты: 1. Нельзя заставить играть. В игре нет прямого обучения и воспитания. Необходимо вовлекать в игру ученика. 2. Сделать игру воспитывающей-значит предусмотреть напряжение интеллектуальных и духовных сил, самостоятельный познавательный поиск. 3.Ученики в игре избавляются от прямых указаний взрослых, но руководствуются правилами, которые регламентируют игру. Мотив «надо» предопределяет успех игры. Трехступенчатая мотивация игры: «хочу»- «могу»- «надо»- основной механизм воздействия на развивающуюся личность.
13 Роль учителя и педагогические возможности игры Эффект познавательной игры зависит от предварительной подготовки учителя. Учитель разрабатывает игру, часто руководит игровой деятельностью учащихся, обучает умению играть. В дальнейшим роли учителя и ученика растворяются: нет легко опознаваемого источника знаний, как и нет чётко обозначенного обучающего лица. В результате активных контактов учеников друг с другом и с учителем в игре обучаются все участники игрового процесса, прямо или косвенно задействованные в нем.
14 Факторы, обеспечивающие сближение игровых интересов с познавательными: 1. Чувство свободного выбора. 2. Удовольствие от демонстрации своих способностей и умений. 3. Возможность проявит самостоятельность. 4. Азарт игрового успеха. 5. Комфортность в трудовом сотрудничестве. 6. Потребность в ролевом перевоплощении. 7. Желание помериться силами с другими.
15 Функции игры Развивающая функция : речь, мышление,сознательный характер, способность к умственному напряжению, потребность в познавательном интересе. Обучающая функция: познать, обучиться через взаимообщение, взаимодействие.Снимает монополию учителя как источника познания. Терапевтическая функция:игра-метод диагностики потенциальных возможностей ученика, раскрывает его, определяет оперативность деятельности учителя. Релаксационная функция: расслабление ради напряжения, смена деятельности.
16 Классификация познавательных игр В основу классификации познавательных игр положены естественные классификации игры, которые способны стимулировать саморазвитие школьников: Игра-многофуцнкциональное средство обучения и воспитания, которое способно обеспечить целостное развитие личности школьника, воздействуя на его интеллектуальную, эмоциональную и нравственную сферы;
17 игра- свободный вид деятельности, в которой непременно присутствует какое-тол затруднение, что воздействует на зону ближайшего развития ученика; воспитательная ценность игры в её игровом парадоксе; процесс игры ученик переживает вполне серьёзно и стремится к равноправию, уважению и сотрудничеству; игровая задача предусматривает поисковую деятельность
18 Исходя из этого, в классификации познавательных игр используются наиболее существенные признаки: уровень коллективности; сложность познавательного поиска; характер организации( от организации учителем до самоорганизации); продолжительность игры и соотношение подготовительного периода.
19 Принципы классификации: последовательного усложнения( познавательных задач, игровых правил и действий, содержания игр, характера сотрудничества и диалога играющих); ориентации на зону ближайшего развития; вариативность
20 1. Игры-миниатюры (1-4 минуты) Репродуктивный поиск аналогов или поиск по аналогии; поиск в заданных пределах и по предложенным алгоритмам. Организатор учитель. Усвоив правила некоторых игр, ученики могут стать их организаторами. Это индивидуальные игры или игры –диады. Если индивидуальный поиск протекает в присутствии сверстников, он обеспечивает «публичный эффект».Поддержка и одобрение повышают статус играющего. Это положительно сказывается на развитии познавательных интересов и уверенности учеников.
21 Игра «Третий лишний» Игру можно использовать в целях проверки знаний и закрепления умений и навыков; как стимулирующее начало в усвоении нового знания. Игровое состояние с его эмоциональным подъёмом значительно повысит познавательный интерес. Составьте слово, используя начальные буквы «лишних» растений: 1.Редька дикая, Пастушья сумка, Василёк полевой 2.Шиповник коричный, Икотник серо-зелёный, Малина садовая 3.Клевер луговой, Фасоль обыкновенная, Шиповник коричный 4.Паслён чёрный, Нивяник обыкновенный, Белена чёрная 5.Ярутка полевая, Бодяк полевой, Ромашка пахучая Искомое слово – «вишня». Можно ввести ещё одно правило: определить систематическое положение искомого растения, определить, к каким семействам принадлежат оставшиеся два растения из каждой пятёрки.
22 Кроссворды Самые распространённые познавательные игры.Чаще всего надо выполнить две последовательные операции : поиск аналогов и выбор тех из них, что укладываются в заданные кроссвордом пределы, хотя часть предполагаемых в кроссворде вопросов предусматривает единственный ответ, а поисковое слово становится своеобразным ориентиром Для уроков удобнее применять мини- кроссворды
23 Игры -софизмы Цель: обучение на ошибочной информации элементам анализа. Ничего нельзя принимать без сомнения, Учить критически относиться к любой информации. Ученики становятся внимательны к учителю. Начинать нужно с одного предложения. Например, « С треском хлопается стручок гороха». Применяются софистические рассказы и сказки. Ученики любят их и сами сочинять.
24 Игры- софизмы Летом мы с братом поехали в деревню к бабушке. У неё был большой огород, на котором росли овощи и фрукты. Мы помогали бабушке ухаживать за ним. Утром поливали грядки с морковью,укропом,свёклой, помидорами, арбузами.А потом набивали карманы стручками гороха и по тропинке бежали на пруд.Здорово было здесь! Тень от деревьев и трав. На пруду росли кувшинки, кубышки, ромашки. По берегу пруда мы набирали сочную клюкву и землянику. Отдохнувшие,мы возвращались домой! Хорошо в лесу летом! Поют птицы, цветут цветы. Шагая по опушке леса, я увидел белые цветки кислицы, которую мы в детстве называли «заячья капустка». Путь был долгий и я набрал ягод земляники, черёмухи, волчьего лыка, малины. Идя по тропинке леса, мне удалось собрать в корзину немного грибов:лисичек, несколько белых и подберёзовиков.Но особенно был красив один гриб: у него была красная шляпка,а по ней белые пятна. Вот красавец! «Наверное, ещё и очень вкусный»,- подумал я.
26 5 класс. Природа. Неживая и живая Обобщающий урок по теме «Вселенная» Игра « Круиз по вселенной» Составление карты путешествия. Подготовка к круизу Старт Солнце-самая ближайшая звезда Тур планеты Викторина Земля Остановка Луна Приземление
27 Маскировка 1.Плод стручок. 2.Цветок неправильный 3.3.Тычинок 4+2, пестик1 4.Плод боб 5.5.Цветок имеет 10 тычинок и 1 пестик 6.Плод зеленоватая ягода 7.Венчик сростнолепестный из 5 лепестков, чашечка сростнолистная из 5 чашелистиков, пестик 1 8.Растение образует клубни 9.Цветок неправильный 10.Венчик образован 5 лепестками-парус, вёсла,2 сросшихся-лодочка. 11.Жилкование листьев сетчатое
28 Конкурс «Рыбачок»
30 Заключение. Использование познавательных игр для активизации учебной деятельности школьников оживляет процесс обучения, углубляет процесс познания, проявляется личностное отношение к тому или иному вопросу. Задача учителя- наполнить игру дидактическим смыслом. Стратегическая цель игры-направленность на творчество, проявление инициативы, самостоятельность в решении познавательных задач, налаживание сотрудничества с одноклассниками- играющими партнёрами; распределение ролей, согласование действий, установление деловых контактов, умение разрешать конфликты,быть терпимыми и доброжелательными.
31 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.