Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемЯн Силаев
1 Title :: Date 1 Москва, 5 декабря 2013 г. Синдром цифровой амнезии Кузьмин Евгений Иванович председатель Межправительственного совета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» председатель Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» президент Межрегионального центра библиотечного сотрудничества
2 Title :: Date 2 Всегда стояла очень остро, но была мало видна обществу и даже большинству профессионалов С появлением электронной информации проблема стала намного более масштабной и сложной, но видна ещё меньше, чем прежде Институты памяти не успевают за экспоненциальным ростом электронной информации Срок жизни цифровых объектов невелик Проблема сохранения информации
3 Title :: Date 3 Что было раньше? (1) Основные производители информации в доинтернетовскую эпоху: крупные государственные структуры Издательства, СМИ теле-, радио- и киностудии Хранители этой информации – государственные организации культуры, науки, образования различных типов, которым это было вменено в обязанность: Библиотеки Архивы (в том числе Госфильмофонд, Гостелерадиофонд) Музеи Центры научно-технической информации Сохранение информации
4 Title :: Date 4 Что было раньше? (2) В собственных архивах и библиотеках информацию в служебных целях хранили : издательства, в том числе аудио-видео издательства теле-, радио- и киностудии, студии звукозаписи научные учреждения учебные заведения (плюс на кафедрах) театры и концертные организации Производители и хранители информации: их количество было обозримым и конечным они были «на виду» у общества и контролировались понимали, что информация стоит денег Что происходит сегодня? Сохранение информации
5 Title :: Date 5 Что сейчас? добавились новые производители, в основном, частные: электронные издательства электронные СМИ контент-провайдеры все типы государственных, коммерческих и общественных организаций частные лица Их количество необозримо Они же сегодня и хранят информацию по собственному усмотрению. В обязанность им это не вменено Количество перешло в качество Сохранение информации
6 Title :: Date 6 Как изменился контент? (1) Раньше: тексты изображения фильмы (художественные, документальные, анимационные) и видеоролики аудиозаписи на магнитных лентах, грампластинках, фоноваликах и др. аналоговых носителях Сохранение информации
7 Title :: Date 7 Как изменился контент? (2) Добавились: электронные базы данных электронные архивы, библиотеки коллекции изображений (картинные и фотогалереи, он- лайн выставки и т.д. веб-сайты, интернет-порталы блоги, интернет-форумы, чаты электронная переписка, SMS-сообщения он-лайн радио, телевидение, подкасты и т.д. Сохранение информации
8 Title :: Date 8 Таким образом: Увеличилось: количество и разнообразие производителей контента количество и разнообразие хранителей контента разнообразие типов и видов контента объемы контента Уменьшилась ответственность производителей и хранителей Сохранение информации
9 Title :: Date 9 Аудиовизуальная информация Необходимо сохранять: информацию на аналоговых носителях информацию, полученную в результате оцифровки информации на аналоговых носителях информацию, рождённую в электронном виде и существующую только в Интернете программное обеспечение и аппаратуру Сохранение информации
10 Title :: Date 10 Цифровая информация Сохранение информации требует постоянных усилий и дополнительных, возможно, значительных финансовых вложений Проблема сохранения цифровой информации мало исследована Проблема волнует весь мир: развитые и развивающиеся страны традиционные институты памяти – библиотеки, архивы и музеи новые структуры, в том числе коммерческие рядовых граждан Сохранение информации
11 Title :: Date 11 Что говорит ЮНЕСКО? Электронные документы нельзя поставить на полки как книги; они должны жить активной жизнью за счет перезаписи с одной платформы на другую Сохранение цифровой информации дороже, чем классические процессы хранения фондов в библиотеках и архивах Сохранение информации
12 Title :: Date 12 Основная проблема: нет философии, нет целей Следствия: несформированность внятной политики плохо организована деятельность на политическом и организационном уровне неготовность к полномасштабной работе в этой сфере, то есть к постоянной модернизации институтов и структур нехватка кадров отсутствие мотивированности, полномочий, ресурсов и ответственности отсутствие эффективного общественного контроля отсутствие помощи Сохранение информации
13 Title :: Date 13 Что говорит ЮНЕСКО? К чему это может привести и уже приводит в сфере аудиовизуального наследия? Без активного сохранения наследие исчезнет через 10 лет Оцифровка не является гарантией сохранения. Оцифровка – это не сохранение электронной информации. Это инструмент обеспечения дополнительных мер сохранения информации, ранее зафиксированной на аналоговых носителях, и облегчения доступа к ней. Оцифровка создаёт дополнительные проблемы Сохранение требует постоянного внимания Сохранение информации
14 Title :: Date 14 ЮНЕСКО предупреждает! Технологические процессы сохранения цифровой информации должны быть такими же надежными в эксплуатации, как атомная электростанция
15 Title :: Date 15 ЮНЕСКО обращает внимание: цифровые депозитарии не являются окончательным решением сохранение информации – не самоцель, а условие доступа к информации критическое значение имеют метаданные проблема совместимости нового ПО со старым открытое ПО не гарантирует работу в будущем лидеры - не традиционные институты памяти, а университеты Сохранение информации
16 Title :: Date 16 ЮНЕСКО обращает внимание Необходимы: обучение методам сохранения информации, планированию, разработке стратегий более рентабельные методы сохранения информации укрепление потенциала работников библиотек, архивов, музеев новые профессиональные подходы соответствующие политические меры Сохранение информации
17 Title :: Date 17 ЮНЕСКО предупреждает! Если не предпринимать срочных мер, будут потеряны огромные объемы информации: Неоцифрованной (прежде всего – аудиовизуальной) Оцифрованной Той, которая не была собрана Сохранение информации
18 Title :: Date 18 На какой опыт можно опереться? Особенно ценен опыт библиотек всего мира: для сохранения информации была создана, функционирует, планомерно и контролируемо развивается тщательно выстроенная иерархическая система библиотек библиотеки активно взаимодействуют по вертикали и по горизонтали методы и критерии отбора информации, её описания, учёта, распространения, использования и хранения постоянно актуализировались специально созданными для этого структурами – национальными и международными Сохранение информации
19 Title :: Date 19 Опыт библиотек Вокруг системы библиотек существует огромная сложная инфраструктура: научно-исследовательских институтов учебных заведений системы переподготовки и повышения квалификации кадров профессиональных ассоциаций системы профессиональной печати ежегодных конференций, семинаров и круглых столов индустрии производства библиотечного оборудования стандартизирующих организаций Сохранение информации
20 Title :: Date 20 Опыт библиотек библиотеки как социальный институт лучше других учреждений памяти научились сохранять информацию ни в архивной, ни в музейной сфере нет логически выстроенной системы сбора, упорядочения (описания, систематизации, классификации, организации каталогов и сводных электронных каталогов), а также хранения информации В музейном и архивном сообществе России нет аналога Национальной программы сохранения библиотечных фондов Сохранение информации
21 Title :: Date 21 Задачи: формирование специального раздела в политике развития информационного общества разработка философских, организационных и методических принципов отбора документов разработка структуры метаописания для формирования сводных электронных каталогов подготовка рекомендаций для предоставления последующего доступа Сохранение информации
22 Title :: Date 22 Путь к решению задач: ведение мониторинга: политики и подходов в ведущих зарубежных странах на уровне правительств и институтов программ и проектов международных организаций (ЮНЕСКО, ИФЛА, МСА, МСМ, МСФ, структур Европейской комиссии) регулярное публичное и профессиональное обсуждения проблем активная целенаправленная работа по формированию профессионального сообщества специалистов Сохранение информации
23 Title :: Date 23 Что сделано в ЮНЕСКО Хартия сохранения цифрового наследия (2003) Международные конференции Москва (2011) – Московская декларация Ванкувер (2012) – Ванкуверская декларация Манифест ЮНЕСКО-ИФЛА о цифровых библиотеках (2011)
24 Title :: Date 24 Что предлагается в ЮНЕСКО (1) Всемирный доклад на основе национальных докладов, подготовленных по одной разработанной схеме Выявление центров передового опыта по разным направлениям Тренинги Разработка рекомендаций
25 Title :: Date 25 Что предлагается в ЮНЕСКО (2) разработка программного обеспечения с открытым кодом в целях сохранения цифровых материалов и управления данными развитие международного сотрудничества в вопросах создания международных регистров форматов сохранения цифровых материалов сохранение т.н. «скрытых» документов, отражающих культурное и языковое разнообразие
26 Title :: Date 26 Международные команды промоутеров Структуры Европейской комиссии Две группы в США Устойчивая экономика для цифровой планеты Согласование национальных подходов к сохранению цифрового наследия Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» и её Российский комитет ИФЛА
27 Title :: Date 27 Синдром цифровой амнезии Полная амнезия Институты памяти не собирают и не сохраняют цифровую информацию Неполная амнезия Институты памяти что-то делают по своему усмотрению, не координируя эту работу, и эта деятельность никак не регламентирована. Пробелы, лакуны, объёмы пересечений и дублирования никак и никем не оценены.
28 Title :: Date 28 Симптомы цифровой амнезии (1) Стандартизированные методы описания, учёта и хранения цифровых объектов не разработаны, не разрабатываются и не применяются Целенаправленная подготовка специалистов (теоретиков и практиков) не ведётся Задачи подготовки таких специалистов не сформулированы, методы и учебные программы подготовки и переподготовки специалистов не разработаны
29 Title :: Date 29 Симптомы цифровой амнезии (2) Политика в отношении сохранения электронной информации ни на уровне государства, ни в самих институтах памяти не разработана и не разрабатывается Стратегии и программ не существует Задачи перед институтами памяти не поставлены Условия для эффективной деятельности институтов памяти в отношении сбора и сохранения социально значимой электронной информации не созданы Целевое финансирование институтов не осуществляется
30 Title :: Date 30 Симптомы цифровой амнезии (3) Нет нормативной базы, которая обязывала бы соответствующие институты и структуры профессионально заниматься всеми этими вопросами Нет выстроенной политики, реализация которой последовательно вела бы к созданию такой базы
31 Title :: Date 31 Симптомы цифровой амнезии (4) Объемы необходимого (оптимального, минимального) финансирования институтов для решения этих задач не определены, нет методик таких расчётов; хотя это требует средств и немалых Отчётности институтов перед обществом не существует, формы отчётности не разработаны. Ни обществом, ни органами управления, ни профессиональными ассоциациями и объединениями такая отчётность не востребована Взаимодействие между производителями и хранителями информации никак не налажено.
32 Title :: Date 32 Выводы В России профессиональные сообщества пока ещё не вышли на стадию осознания необходимости начинать какую-либо целенаправленную работу в этом направлении. Только отдельные энтузиасты задают публично эти вопросы, порой вызывая недоумение даже у коллег по цеху. В обществе отсутствует ощущение наличия новой серьёзной проблемы
33 Title :: Date 33 Итак… Симптомы могут быть определены Диагноз каждый ставит сам, но нужен и авторитетный диагноз Методы лечения – в последующих докладах
34 Title :: Date 34 Спасибо за внимание! Межправительственный совет и Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», а также Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества (МЦБС) приглашают к сотрудничеству
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.