Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемАлёнка Степанова
1 Исследование идеологии развитого индустриального общества
2 СОДЕРЖАНИЕ Об авторе Модель одномерного общества Паралич критики: общество без оппозиции «Умиротворение существования» Необходимость революции Заключение
3 Об авторе Маркузе (Marcuse) Герберт ( ), немецко-американский философ и социолог. Наряду с Т. Адорно и М. Хоркхаймером один из основателей Франкфуртского института социальных исследований. С 1917г. социал- демократ; после убийства Р. Люксембург и К. Либкнехта вышел из социал- демократической партии. В гг. в Берлине и Фрейбурге изучал философию. Ученик Хайдеггера. В 1933 эмигрировал в Швейцарию. С 1934 в США. В годы второй мировой войны ( ) работал в информационных органах американской разведки, выступал с антифашистскими статьями. В 50-х годах «эксперт» Русского института при Колумбийском и Русского центра при Гарвардском университетах. Профессор Брандейского ( ) и Калифорнийского (с 1965) университетов.
4 Об авторе Формирование взглядов Маркузе происходило под влиянием идей М. Хайдеггера и особенно Г. Гегеля и З. Фрейда. Вместе с тем, проявляя неизменный интерес к учению К. Маркса, Маркузе широко использует его категории и некоторые идеи, интерпретируя их часто в духе современной буржуазной философии и социологии. С 30-х гг. участвовал в разработке критической теории, направленной против культуры индустриального общества (под которым понималось любое современное развитое цивилизованное общество), как несущей угрозу индивидуальной свободе.
5 Модель одномерного общества Развитая индустриальная цивилизация - это царство комфортабельной, мирной, умеренной, демократической несвободы, свидетельствующей о техническом прогрессе. В самом деле, что может быть более рациональным, чем подавление индивидуальности в процессе социально необходимых, хотя и причиняющих страдания видов деятельности, или слияние индивидуальных предприятий в более эффективные и производительные корпорации, или регулирование свободной конкуренции между технически по- разному вооруженными экономическими субъектами, или урезывание прерогатив и национальных суверенных прав, препятствующих международной организации ресурсов.
6 Модель одномерного общества Права и свободы, игравшие роль жизненно важных факторов на ранних этапах индустриального общества, утрачивают свое традиционное рациональное основание и содержание и при переходе этого общества на более высокую ступень сдают свои позиции. Транспортные средства и средства массовой коммуникации, предметы домашнего обихода, пища и одежда, неисчерпаемый выбор развлечений и информационная индустрия несут с собой предписываемые отношения и привычки, устойчивые интеллектуальные и эмоциональные реакции, которые привязывают потребителей посредством доставляемого им большего или меньшего удовольствия к производителям и через этих последних - к целому.
7 Модель одномерного общества Продукты обладают внушающей и манипулирующей силой; распространяется ложное сознание, снабженное иммунитетом против собственной ложности. И по мере того, как они становятся доступными для новых социальных классов, то воздействие на сознание, которое они оказывают, перестает быть просто рекламой; оно превращается в образ жизни. И это вовсе не плохой образ жизни- он гораздо лучше прежнего, - но именно поэтому он становится на пути качественных перемен.
8 Паралич критики: общество без оппозиции Современное общество обладает способностью сдерживать качественные социальные перемены, вследствии которых могли бы утвердиться существенно новые институты, новое направление производственного процесса и новые формы человеческого существования.
9 Паралич критики: общество без оппозиции Впериод своего зарождения в первой половине 19 столетия критика индустриального общества, выработав первые концепции альтернатив, достигла конкретности в историческом опосредовании теории и практики, ценностей и фактов, потребностей и задач. Это историческое опосредование произошло в сознании и политических действиях двух крупнейших противостоящих друг другу классов: буржуазии и пролетариата.
10 Паралич критики: общество без оппозиции В капиталистическом мире эти классы по прежнему остаются основными, структура и функции обоих настолько изменились в ходе капиталистического развития, что они перестали быть агентами исторических преобразований.
11 Паралич критики: общество без оппозиции В отсутствие явных агентов и сил социальных перемен критика не находит почвы для соединения теории и практики, мысли и действия и, таким образом, вынуждена восходить на более высокий уровень абстракции.
12 Паралич критики: общество без оппозиции Люди должны найти собственный путь от ложного сознания к истинному, от их ближайших к их подлинным интересам. Это возможно, только если ими овладеет потребность в изменении своего образа жизни.
13 «УМИРОТВОРЕНИЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ» Развитое индустриальное общество приближается к такой стадии, когда продвижение вперед может потребовать радикального изменения современного направления и организации прогресса. Эта стадия будет достигнута, когда автоматизация материального производства (включая необходимые услуги) сделает возможным удовлетворение первостепенных потребностей и одновременное превращение времени, затрачиваемого на работу, в маргинальное время жизни.
14 «УМИРОТВОРЕНИЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ» Термин "умиротворение существования" кажется более подходящим для обозначения исторической альтернативы миру, который посредством международного конфликта, трансформирующего противоречия существующих обществ, подталкивает к глобальной войне.
15 «УМИРОТВОРЕНИЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ» "Умиротворение существования" означает развитие борьбы человека с человеком и с природой в таких условиях, когда соперничающие потребности, желания и побуждения уже не преобразовываются в господство и нужду посредством имущественных прав, т.е. означает конец организации, увековечивающей деструктивные формы борьбы.
16 «УМИРОТВОРЕНИЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ» Чем более технология становится способной создать условия для умиротворения, тем с большей жесткостью умы и тела людей настраиваются против этой альтернативы.
17 НЕОБХОДИМОСТЬ РЕВОЛЮЦИИ РАЗВИВАЕМЫЙ СОВЕТСКИМ МАРКСИЗМОМ ТЕЗИС О ТОМ, ЧТО ПРЕОБЛАДАЮЩИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ МЕЖДУ " ОТСТАЮЩИМИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ И ХАРАКТЕРОМ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ " МОГУТ БЫТЬ РАЗРЕШЕНЫ БЕЗ ВЗРЫВА И ЧТО " СОГЛАСИЕ " МЕЖДУ ЭТИМИ ДВУМЯ ФАКТОРАМИ МОЖЕТ БЫТЬ ДОСТИГНУТО ПУТЕМ " ПОСТЕПЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ ", СООТВЕТСТВУЕТ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ЛИШЬ НАПОЛОВИНУ.
18 НЕОБХОДИМОСТЬ РЕВОЛЮЦИИ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ НЕОБХОДИМОСТИ НЕЗАВИСИМО ОТ ВЫПОЛНЯЕМОГО ТРУДА, СОКРАЩЕНИЕ ДО МИНИМУМА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ, УНИВЕРСАЛЬНОЕ ВСЕСТОРОННЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ, СТРЕМЯЩЕЕСЯ К ВЗАИМОЗАМЕНИМОСТИ ФУНКЦИЙ - ТАКОВЫ ПРЕДПОСЫЛКИ, НО ЕЩЕ НЕ СОДЕРЖАНИЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ.
19 НЕОБХОДИМОСТЬ РЕВОЛЮЦИИ ОРГАНИЗАТОРСКАЯ И НАДЗИРАЮЩАЯ ФУНКЦИИ ЛИШИЛИСЬ БЫ ПРИВИЛЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ ЖИЗНЬЮ ДРУГИХ В КАКИХ - ТО ОСОБЫХ ИНТЕРЕСАХ. ТАКОГО РОДА ПЕРЕХОД ИМЕЛ БЫ СКОРЕЕ РЕВОЛЮЦИОННЫЙ, ЧЕМ ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ХАРАКТЕР, ДАЖЕ ЕСЛИ БЫ ОН ПРОИЗОШЕЛ НА ОСНОВЕ ПОЛНОСТЬЮ НАЦИОНАЛИЗИРОВАННОЙ И ПЛАНОВОЙ ЭКОНОМИКИ.
20 Заключение Критика развитого индустриального общества, осуществленная в период противостояния советского и капиталистического общества остается такой же актуальной и в наше время.
21 Заключение «Мы молча принимаем необходимость мирного производства средств разрушения, доведенного до совершенства расточительного потребления, воспитания и образования, готовящего к защите того, что деформирует как самих защитников, так и то, что они защищают» Г. Маркузе
22 Заключение Единственно возможным в данной ситуации остается эволюционный путь развития, подразумевающий, что все большая автоматизация производства сама по себе будет неизбежно приводить к постепенным социальным пребразованиям.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.