Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемДенис Барашков
2 Актуальность Дошкольное детство уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности ребенка. В этом возрасте ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых родителей и педагогов. От того каковы условия развития малыша в окружающем социуме зависит его дальнейшая гражданская позиция. Новизна Исследований, в которых уделяется внимание деятельности социального педагога в дошкольных учреждениях крайне мало, поскольку данное направление социальной педагогики не принято рассматривать как имеющее особую специфику.
3 Объект Работа социального педагога в ДОУ Цель Выявить специфику работы социального педагога в ДОУ Задачи 1. Изучить содержание и выявить специфику работы социального педагога в ДОУ. 2. Проанализировать функции и выявить совпадает ли теоретически позиционирующиеся к выполнению с практически имеющими место. 3. Исследовать социально-педагогический процесс и дать рекомендации как сделать его более успешным в рамках ДОУ.
4 Методы изучения педагогического опыта Опрос (беседа) Изучение документации теоретического анализа Индукция Дедукция Гипотезы 1. Работа социального педагога в ДОУ имеет свою специфику, связанную с возрастными особенностями дошкольников и, как следствие, сложностью выявления проблемных ситуаций. 2. Функции, осуществляемые социальным педагогом, на практике охватывают более широкий спектр взаимоотношений в разных областях жизни их участников, чем предполагается. 3. Нетрадиционные формы взаимодействия при включении в процесс различных участников спорно-проблемных ситуаций более результативны.
5 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ДАННЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ (БЛОКИ) СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В БЛОКАХ информационно аналитический блок работы практический блок работы контрольно- оценочный сбор данныхвыбор метода работынепосредственно работа
6 1. Опрос воспитателей 2. Анкетирование родителей 3. Индивидуальные беседы с детьми и родителями 4. Патронаж 5. Интервьюирование (лично; с помощью воспитателей) 6. Изучение документов специалистов педагога-психолога, учителя-логопеда (специальных диагностических методик, медицинских карт, наблюдений) МЕТОДЫ: Экспертная оценка (воспитатели групп). Исследование эмоционального состояния (педагог-психолог). информирование, сбор и анализ сведений о родителях и детях 1. Выявление детей, имеющих психические проблемы, проблемы в общении. 2. Выявление родителей, нарушающих права своих детей (применение физического или психического насилия). 3.Выявление особенностей семейного воспитания и отношений между родителями в тех семьях, где выявлено, согласно предыдущим этапам диагностики, что нарушаются права ребенка. МЕТОДЫ: Диагностика «Рисунок семьи». Анкета на выявление неадекватного отношения к физическим наказаниям. Методика «Родительско детские отношения» (РARI) (Е. С. Шефер, Р. К. Белл). Анкета «Ваши пожелания и ожидания». изучение семей, их трудностей и запросов, выявление нарушений прав ребенка в семьях Выявление проблем у воспитателей по налаживанию эффективного взаимодействия с родителями и детьми. МЕТОДЫ: Опросник «Самооценка профессиональных навыков и умений, необходимых для эффективного общения с родителями». оценивание профессиональных качеств педагогов, необходимых для эффективного взаимодействия с родителями и детьми
7 Работа с родителями Работа с педагогами и специалистами ДОУ
8 Работа с родителями Просвещение родителей (предоставление информации по вопросам защиты прав ребенка и его социального развития). 1.лекции; 2.индивидуальные и групповые консультации («Законодательно-правовая база по защите прав ребенка. Координация усилий детского сада и семьи», «Проблема наказаний», «Нарушение прав ребенка в семье», «Личностно-ориентированное общение с ребенком», «Семья и ребенок – взаимоотношения и готовность ребенка к школе», «Трудовое воспитание ребенка в семье и в детском саду – основа формирования нравственно-волевых качеств», «Дружеские взаимоотношения взрослых и детей – основа формирования положительных черт характера», «Игры для развития детей в домашних условиях»); 3.информационные листы на стенде «Ребенок и закон», «Для вас родители»; 4.листы-памятки для родителей и педагогов; 5.библиотека в кабине социально-психологической службы. Продуктивное общение всех (обмен мыслями, идеями, чувствами в условиях ситуативно-делового, личностно-ориентированного общения на основе общего дела). 1.совместное творческое дело (рисование детей и родителей на тему «Герб моей семьи», «Любимой маме посвящается», «Осторожно, огонь»; поделки из природного материала и работы декоративно-прикладного искусства (бисер, вышивка, аппликация) для выставок, проводимых в детском саду на тему «Творим всей семьей»); 2.семинары-практикумы для родителей с участием детей (например, «Досуг семьи в жизни дошкольника»); 3.встречи с интересными людьми; 4.приглашение семьи неорганизованных детей на общесадовские мероприятия («Весенняя ярмарка»); ВАЖНО: проведение социально значимых мероприятий для ребенка становится событием! происходит «со бытие» детей и взрослых, в котором ключевым технологическим моментом является их совместная деятельность!! такие мероприятия способны выступить интегрированным условием личностного развития человека и взрослого, и ребенка, а также в позитивном направлении изменить ценностные установки семьи, сблизив взрослых и детей!!!
9 Работа со специалистами ДОУ Просвещение педагогов и специалистов ДОУ. 1.консультации («Проблема зашиты прав ребенка», «Профилактика и коррекция нарушений прав ребенка в семье», «Как прийти к личностно - ориентированной модели общения»); 2.лекции-визуализации («Культура поведения педагога дошкольного образовательного учреждения»). Продуктивное общение. Интерактивные мероприятия: 1.конкурс «Счастливый случай» (закрепление и уточнение знаний педагогов о правах человека); 2.деловая игра викторина «Знаем ли мы права детей»; 3.конкурс «Шире круг» (знакомство с «Конвенцией о правах ребенка»); 4.деловая игра «Социальное развитие дошкольников»; 5.деловая игра «Вариант» (развитие культуры общения педагогов); 6.совместное творческое дело «Современная семья какая она?».
10 социализация личности ребенка сохранение и укрепление здоровья детей коррекционная работа по решению проблем личностного развития детей
11 Родительские собрания. Компонентами процедуры проведения собрания являются выступления детей; представления результатов детской деятельности; выставки детских творческих работ; фотовыставки; практические приемы передачи информации: участие в играх, организованных педагогами, совместное выполнение упражнений; просмотр видеосъемок и слайд-шоу; деловая игра. Семейный клуб «Собеседник», организованный для работы с семьями, имеющими детей с проблемами в общении и поведении. В рамках клуба проводятся как отдельные мероприятия для родителей с целью повышения психолого-педагогических знаний (консультации, беседы за круглым столом, тренинги), так и совместные с родителями и детьми. Школа молодых родителей организована для работы с семьями потенциальных воспитанников детского сада. Занятия школы также проводятся как совместно с детьми, так и без детей. Цель занятий: подготовить родителей и детей к поступлению в детский сад, выявить и помочь решить проблемы семейного воспитания, дать необходимые знания по вопросам нервно психического развития детей раннего возраста. Кружок «Дружба» (для работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими проявления агрессивности – «уроки добра»). ВАЖНО: Сочетание традиционных и нетрадиционных формы работы дает наиболее положительные результаты!
12 1. Ознакомление родителей с представлениями современной возрастной психологии о значимости периода дошкольного детства, ранимости детской психики, возможных последствиях жестокого и грубого обращения с ребенком (родители группы риска не выделяются, приглашаются на общие мероприятия с родителями). Формы и методы: общее родительское собрание; групповые собрания (родители сравнивают собственный опыт и взгляды с позицией других родителей, которые используют методы и приемы, не травмирующие психику ребенка); занятия «Семейного клуба», где рассматривается проблема наказаний и отношения к агрессивному поведению ребенка. 2. Работа с родителями группы риска. Формы и методы: Занятие «Семейного клуба» (дискуссии по вопросам поощрения и наказания, консультирование о связи дисциплинарных воздействий и детского развития, обучение родителей индуктивным методам управления поведением ребенка). Индивидуальные беседы с родителями и детьми. ВАЖНО: Параллельно с данной работой проводится коррекционная работа с детьми педагогом-психологом (психогимнастика).
13 Отдельные категории семей заслуживают особого внимания: 1. неблагополучные семьи; 2. семьи, относящимся к группе «риска»: (многодетные, неполные, малообеспеченные). Формы работы: Составление плана профилактических мероприятий с семьями воспитанников для работы педагогического коллектива. Составление комплексных коррекционных планов работы по сотрудничеству с различными социальными институтами города для работы с семьями, состоящими на учете в детском саду и в ОВД.
14 :. Для оценки краткосрочного результата (сразу после проведения того или иного мероприятия): Для отслеживания и оценки отсроченного результата: опрос оценочные листы экспресс-диагностика повторная диагностика собеседование с детьми наблюдение учет активности родителей Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с семьями, используются следующие методы
15 СОЦИАЛЬ НЫЙ ПЕДАГОГ РЕБЕНОК ПЕДАГОГИ И СПЕЦИАЛИСТЫ ДОУ РАЗЛИЧНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ ГОРОДА, ОКАЗЫВАЮЩИЕ ПОМОЩЬ СЕМЬЕ РОДИТЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИЕСЯ НА ОХРАНЕ ПРАВ РЕБЕНКА ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ ОХРАНЫ ПРАВОПОРЯДКА
16 Цель работы - создание благоприятных условий для личностного развития ребёнка (физического, социального, духовно- нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребёнка в его жизненном пространстве. Для целей своей работы проводит социальную диагностику семей, составляет программу помощи семье, просвещает родителей в вопросах воспитания детей и ухода за ними. ПЛАН: 1. Познакомиться с программой практики. 2. Познакомиться с ДОУ: выявить общие сведения об учреждении, его структуре, основных направлениях деятельности, о составе специалистов, их обязанностях, о проблемах учреждения. 3. Изучить нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность учреждения, и функциональные обязанности специалистов, осуществляющих процесс социально-педагогической деятельности. 4. Познакомиться с воспитателем, ребенком (группой детей), с которыми предстоит работать. В беседе с воспитателями группы познакомиться с проблемами ребенка и особенностями группы детей. 5. Составить индивидуальный план работы, обозначить круг проблем для самостоятельного решения. 6. Изучить и проанализировать направления социально-педагогической деятельности в данном учреждении. 7. Выявить структуру социально-педагогической деятельности в данном учреждении и содержание ее основных компонентов. 8. Разработать и обосновать комплексную программу социально-педагогической помощи конкретному ребенку: - провести диагностику проблемы ребенка, - определить направления и виды социально-педагогической деятельности по решению проблемы ребенка в данном учреждении, - выбрать методики и технологии, необходимые для решения проблемы ребенка и обосновать свой выбор, - выделить критерии оценки результативности социально-педагогической помощи ребенку, - осуществить на протяжении всей практики разработанную программу социально-педагогической помощи ребенку и оценить ее результативность, - провести все мероприятия, предусмотренные разрабатываемой программой, - проанализировать результаты своей самостоятельной социально-педагогической деятельности, оценить их. Посредник между ребёнком и взрослым Посредник между ребёнком и его окружением Наставник при непосредственном общении с ребёнком или его окружением
17 Выводы по гипотезам: В процессе исследования выдвинутые гипотезы подтвердились в полном объеме: 1. Работа социального педагога в ДОУ имеет свою специфику, обусловленную возрастными особенностями дошкольников и, как следствие, сложностью выявления проблемных ситуаций. 2. Функции, осуществляемые социальным педагогом, на практике охватывают более широкий спектр взаимоотношений в разных сферах жизни их участников, чем предполагается. 3. Нетрадиционные формы взаимодействия при включении в процесс различных участников спорно- проблемных ситуаций более результативны.
18 Спасибо за внимание
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.